Вторник, 12:50 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Интегрированный урок-мастерская по литературе и ИЗО в 11 классе "... Слово смело пошло за живописью"
[ Скачать с сервера (12.2Kb) · Скачать удаленно (17 mb) ] 03.04.2013, 10:01
ФИО автора материала: Михайленко Тамара Владимировна, Шпренгер Светлана Сергеевна.
Место работы, БОУ г. Омска «Гимназия №26»
Должность автора: учитель русского языка и литературы, учитель ИЗО

Урок-мастерская
по литературе /11 класс/
Тема: «…Слово смело пошло за живописью»
(поэзия футуристов и авангардная живопись XX века)

Тип учебного занятия: урок-мастерская
Цели урока: сформировать эмоционально-ценностное отношение к понятию футуризм как одного из направлений авангардного искусства начала XX века посредством анализа произведений художников и поэтов через совместную познавательную и творческую деятельность.
План урока
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала
3. Усвоение новых знаний и способов действий
4. Первичная проверка понимания изученного
5. Закрепление знаний в практической (творческой) деятельности
6. Обобщение знаний по теме
7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход занятия
1. Организационный момент
Цель: готовность к уроку, раскрытие темы и плана проведения урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание групп учащихся (использованы элементы групповой формы работы) Выбор групп по интересам
2. Подготовка учащихся к основному этапу работы.
Цель: создать условия для понимания проблемы урока через знакомство с творчеством ведущих поэтов и художников авангарда.

1) Слово учителя:
Что такое был этот 20 век?
Чему он научил?
Что он нам оставил?
Для России, пожалуй, больше всего красивых идей. Сегодня мы попытаемся понять одну из таких идей с необычным названием футуризм. Этим словом (с латинским корнем futurum – что значит будущее) принято называть авангардные явления в русской живописи и русской поэзии начала 20 века. Эти два искусства так тесно переплелись в жизни, что встал вопрос: что первично поэзия или живопись?
Послушаем мнение:
«Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» - написал поэт В. Хлебников в 1912 году. Он придумал и своё название этому направлению искусства – бутетлянство. А искусствовед Харджиев назвал картины художников футуристов «Кубистические иллюстрации к футуристическим стихотворениям».

2) Совершим путешествие во времени, перенесёмся в Москву 1912 года. Нам выпала редкая возможность побывать на диспуте поэтов-футуристов в Политехническом музее. Встречайте!
Инсценировка учащимися диспута поэтов-футуристов в Политехническом музее в 1913 году. (Приложение №1)

3) Вот так броско, ярко, скандально и весело заявили о себе футуристы. Провозгласив себя бутетлянами, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и в искусстве, творцов будущего в настоящем. Единый круг кубофутуристов объединил поэтов и художников. Их совместные манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашение нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга. Более того, мы видим синтез искусств в творчестве одного мастера: многие поэты прекрасно владели кистью (Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых), художники, в свою очередь обращались к «речетворчеству», помещали свои стихи в сборниках футуристов (К.Малевич, В. Кандинский и П.Филонов).
4) Итак, я приглашаю вас на импровизированный вернисаж в Большую аудиторию Политехнического музея. Этот вернисаж устроен художественным обществом с дерзким названием «Бубновый валет».
(Приложение №2)
5) Какое впечатление произвели на вас работы художников?

Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах.
1) Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание групп учащихся (использованы элементы групповой формы работы) Выбор групп по интересам

2) Слово учителя:
Каждое художественное направление формирует своё представление о красоте и гармонии. В чём вы видите необычность той картины мира, которую создают в своих произведениях художники- авангардисты?
Есть несколько путей в поиске ответа:
- через образ живописный,
- через образ словесный,
- через общение с документами, которые оставили нам футуристы. (Они очень красноречивы!)
Условно обозначим каждую группу:
I группа – слово
II группа - изображение
III группа – документ
Каждая группа получает материалы для работы:
I группа - поэтические тексты футуристов;
II группа - репродукции картин художников авангардистов. (Приложение №2);
III группа - афиши, манифесты, программы художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».


3) Социализация №1
Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы.
Итог социализации – недостаточно знаний для ответа на проблемный вопрос.
Корректировка учителем работы группы.
4) Продолжение работы в группах с предоставленными материалами.
(Учитель предлагает группам в поисках ответа на вопрос обратить внимание на следующее:
I группа - Как живёт слово в поэзии футуристов?
II группа - Как строится композиция и в чём особенности колорита картины футуристов?
III группа - Что общего в художественных принципах у поэтов и художников футуризма?

5) Социализация №2
Предполагаемые ответы групп:
I - Наличие в поэзии футуристов неологизмов, окказионализмов, словотворчества; смешение стилей, депоэтизация языка, цветопись в поэзии.
II- Хаотичность композиции, условность формы, совмещение разных точек зрения в одном изображении (принцип сдвинутой конструкции), яркость колорита и декоративность изображения, «примитивный» взгляд художника на мир.
III - Свобода в выборе художественных средств, поиск новых форм, эпатаж обывателя.

3. Этап первичной проверки понимания изученного
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала через формулировку ответа на проблемный вопрос.
Слово учителя:
Так что же такое футуризм? Футуризм – это…
Продолжите это определение, используя те знания о творчестве художников-авангардистов, которые вы сегодня открыли для себя.
Предполагаемые примеры ответов:
Футуризм – это открытие нового мира
-это свобода и смелость
-это искусство для неравнодушных людей
-это творчество в чистом виде
-это энтузиазм
-это синтез искусств
-это эпатаж
-это молодость и т. д.
5. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности
Цель: создать условия для формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к понятию футуризм через творческую деятельность.
Предлагаем принять участие в футуристической акции –
оформление интерьера «Кафе поэтов».
Варианты творческих работ:
*создание вывески для кафе
*выполнение эскизов росписи стен
*создание коллажей и лозунгов
*сочинение синквейнов о творчестве поэтов-футуристов и художников-авангардистов.
6. Этап обобщения знаний
Цель: выразить своё представление о произведениях авангарда через создание собственного художественного образа (представление творческих работ учащихся ).

Слово учителя:
Вспомните свои первые впечатления от произведений футуристов. Я думаю, они изменились. И это уже та первая ступенька, которую вы преодолели на пути познания. Художник-авангардист Павел Филонов писал: « Когда ты идёшь по лестнице, тебя поднимает не ступенька, а твои усилия». Об этом нужно помнить, когда вы общаетесь с искусством авангарда, ибо оно требует от читателя и зрителя, эмоциональных и интеллектуальных усилий. Тот, кто способен совершить такие усилия поднимется ещё на одну ступеньку в своём развитии.
7. Этап подведения итогов и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Характеристика работы класса Оценивают свою работу, работу группы по 10-бальной системе:
Я(работа на уроке)
МЫ (работа группы)
ДЕЛО (выполнение цели урока)
Категория: Русский язык, литература | Добавил: mihaylenko
Просмотров: 1533 | Загрузок: 359 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА