Четверг, 04:26 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

И.С. Тургенев «Ася» Тема: «Почему душевные «струны» господина N, задрожавшие при виде Аси, не сыграли мелодию любви?»
[ Скачать с сервера (353.0Kb) ] 05.02.2013, 16:44
Цель урока: Учить детей проводить исследовательскую работу по тексту, составлять психологический портрет героя, развивать устную речь, формировать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения, воспитывать чувство прекрасного у подростков.

Оформление урока: Портрет И. С. Тургенева, иллюстративный материал к повести «Ася», «Цветочный вальс» композитора Скрябина.
Тип урока: обобщающий
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Повесть Тургенева «Ася» прочитана. Многие эпизоды мы читали вслух. Я видела ваши глаза, ваше нетерпение, подогреваемое любопытством. И вот финал. Смотрю на вашу реакцию. Сначала молчание, потом недоумение и вопрос: почему именно так?
Эвристическая беседа
1. Вопрос на восприятие. Какое чувство вы испытали, прочитав финал повести?
2. Посмотрите еще раз на тему урока. Какие слова у вас ассоциируются со словом музыка? (струна, мелодия, сыграли).
3. Звучит ли музыка в повести?
4. Когда мы впервые услышали звуки вальса? Можем ли мы назвать его мелодией любви? ( Да, именно вальс познакомил Асю и господина N, именно вальс на мгновение соединил их души, протянул ниточку к их сердцам, помог почувствовать себя счастливыми.
Выразительное чтение текста
Звучит вальс, ученики читают фрагменты из повести «Ася».

Постановка проблемного вопроса.
Как все романтично и красиво начиналось. Так кто же виноват в таком финале? Мы с вами работали по тексту, говорили об Асе и господине N. Давайте подведем итоги и попробуем ответить на вопрос урока. Работа в тетради.
Итак, какая она, Ася?
Используя цитаты из текста, которые вы подбирали дома, попытаемся понять ее внутренний мир, объяснить многие ее поступки, ее странность и непредсказуемость.
Составление психологического портрета героини.
Опережающее групповое домашнее задание:
1 группа. Подобрать цитаты, характеризующие главную героиню, по плану, предложенному учителем.
2 группа. Найти в тексте имена персонажей их МХК, с которыми сравнивает себя Ася, провести параллели с героями из других произведений.
3 группа. Подобрать цитаты, характеризующие господина N.
Психологический портрет Аси.
1. Дочь крепостной и дворянина. Незаконнорожденная.
2. Странная, загадочная.
3. Она похожа на ребенка, у нее детские щечки.
4. у нее «черные светлые глаза», значит, она светлая, открытая.
5. Изменчивая, искренняя.
6. Внутренне свободная («дичок, который недавно был привит, это вино еще бродило»).
7. Решительная.
8. Одухотворенная (ей нужно что-то красивое, возвышенное).
9. Чувственная.
10. Ей присущ максимализм.
11. Готовая на самопожертвование, на подвиг.
11. Ищет себя.
(один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)

Ася ищет себя, пробует себя в различных ролях. Зачем?
У вас было домашнее задание: найти в тексте имена персонажей из МХК, с которыми сравнивает себя Ася. Какие вы можете провести параллели с героями из других литературных произведений?

2-ая группа составляет схему литературных параллелей.

Маша Миронова( внешнее сходство,
искренняя,
готовая к
самопожертвованию).

Татьяна Ларина ( идеал для Аси,
первая призналась в
любви,
пишет письмо, уезжает).

Галатея (внешнее сходство,
стремление к идеалу,
совершенству, идея созидания:
Пигмалион создал Галатею,
Ася создала себя сама,
Асю создала любовь).

Лорелея (максимализм
чувств, не может
жить наполовину).

Доротея ( идеал жены, хозяйки, матери).

Какую роль Ася отбрасывает как ненужную для себя, неуютную? ( Доротея).

Психологический портрет господина N

Какое впечатление произвел на вас господин N? Что вы можете о нем сказать?
1. Дворянин
2. Сдержан в чувствах, эмоциях.
3. Нерешителен.
4. Зависит от общественной морали.
5. Живет не сердцем, а разумом.
6. Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваши слова.
Ответ на проблемный вопрос:
Так почему же, на ваш взгляд, господин N не сказал Асе слово «люблю»? Не ответил на ее чувство?
1. Он сомневался.
2. был нерешителен.
3. Его чувство еще не созрело.
4. Он напуган воспитанием Аси, ее происхождением.
5. Она ему непонятна.
6. Они слишком разные.
7. Он не слушал свое сердце.
Что могло бы изменить в тот момент ситуацию? ( Его решительность, зов сердце).
Читаем записку Аси. (одно слово решало все ,и он его сказал). Жалеет ли он потом об этом? Да, но миг счастья был упущен. ( Читаем эпиграф). А теперь найдите в тексте эпизод первого расставания Аси и господина N . (читает учитель).
С чем у вас ассоциируются слова Аси: « Вы в лунный столб въехали! Вы его разбили». Голос судьбы прозвучал над головой господина N. Услышал ли он его? Понял ли? Нет, пока он просто счастлив, но конец этой истории предопределен…

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «У счастья нет завтрашнего дня…» по повести И.С. Тургенева «Ася»
Категория: Русский язык, литература | Добавил: NatI6572 | Теги: ася., Тургенев
Просмотров: 1493 | Загрузок: 280 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА