Воскресенье, 14:25 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Фонетический ринг
[ Скачать с сервера (4.08 Mb) ] 05.09.2018, 14:55

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

 

«Фонетический ринг»

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Рогова О.А., учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ СШ№55 г.Иваново

Республика/край, город/поселение

Г.Иваново

Методическая информация

Тип урока

 

Урок – игра

Цели урока

 

С помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися пятых классов; развивать познавательный интерес к родному языку; воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Задачи урока

 

  • Систематизировать знания о фонетике.
  • Закрепить навыки различения звукового значения букв в разных фонетических позициях.
  • Продолжить знакомство с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях; формировать навык правильного произношения слов.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе данного конкурса

  • формировалось умение учащихся оценивать  предложенные задания с точки зрения их нормативности;
  • развивались речевая и мыслительная деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие качественное владение русским литературным языком

 

 

Необходимое оборудование и материалы

мультимедийная аппаратура;

экран, выставка словарей по русскому языку;

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

1.Вступление.

Учитель приветствует участников игры: «Добро пожаловать на нашу игру «Фонетический ринг». Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

 

Ход и содержание урока

 

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

Читает загадку:

Слово из другого языка

«Звук» в переводе означает.

Эта наука очень важна,

Мы на уроках ее изучаем.

Что это?

Сегодня мы с вами поговорим о Фонетике. Что такое фонетика?(ответы учащихся).В фонетике живут звуки нашей речи. Они шумят, звенят, свистят, поют, иногда, правда, спорят, но …никогда не ссорятся, так как все звуки хорошо знают, что жить друг без друга не смогут Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем фонетику? Правильно ли говорим? Вот это мы сегодня и выясним на нашей игре.

  1. Проведение игры.

Учитель:

- Итак, мы начинаем.

          В нашей игре сегодня принимает участие весь  класс. Учащийся выбирает номер вопроса на табло (экран),дает ответ. Если затрудняется ответить, то право ответа переходит другому ученику, раньше поднявшему руку. За правильный ответ вы будете награждены мудрой совой. В конце игры подводится итог. А по окончанию игры вы все сможете еще раз проверить свои знания по разделу «Фонетика», выполнив тест. Желаю вам удачи!!!

2.ХОД ИГРЫ.

ВОПРОСЫ

1.Как произошло слово «алфавит»?

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира).

2. Что такое алфавит?

АЛФАВИТ-перечень названия букв в принятом порядке

3.Сколько букв в русском алфавите?

33

4.Какие буквы звуков не передают?

Ъ  Ь

5. В современном русском языке существует выражение «от а до я», что означает, «от начала до конца». «все на свете». Объясните, почему до реформы русского языка 1918 г. в этом случае употребляли иной фразеологизм «от аза до ижицы».

До реформы 1918 года в русском алфавите существовало больше букв, алфавит начинался с АЗА  (соответствует современной а),а заканчивался Ижицей, которую в ходе реформы исключили из алфавита

6.Расставьте ударение. Алфавит, положила, документ , портфель, километр ,партер, средства, шофер,  щавель, красивее, звонит.

АлфавИт, положИла, докумЕнт, портфЕль, киломЕтр ,партЕр, срЕдства, шофЕр,  щавЕль, красИвее, звонИт

7. Какими бывают гласные звуки?

Гласные тянутся в песенке звонкой,

 Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

8. Чем отличаются согласные звуки от гласных?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

9.Назовите гласные, имеющие два звука .В каких случаях они обозначают 2 звука?

Е,Ё,Ю,Я

В начале слова

После гласной

После Ъ и Ь

10. Вставьте букву

Прим…рял врагов-прим…рял костюм

С..дел смирно - отец с…дел быстро

Вып…лоть сорняки - п…лить из пушки

Ув…дать без влаги - ув…дать в зеркале

ПримИрял врагов- примЕрял костюм

СИдел смирно - отец сЕдел быстро

ВыпОлоть сорняки- пАлить из пушки

УвЯдать без влаги - увИдать в зеркале

11. Какие согласные не имеют мягкой пары (всегда твердые)?

Ш  Ц  Ж

13. Лягушка отложила столько икринок, сколько в слове согласных ГОЛОВАСТИК.

6

14. В чем особенность данного предложения?

– Степка, хочешь щец?

– Фи!

Все глухие согласные

15. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова:

Прорубь, сторожка, варежка, город, погодка.

ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНОГО

16. Перечислите как можно больше слов на букву «Щ»

Щетина, щетка, щавель, щи, щит ,щука, щека, щупальца, щенок,…

17. Назовите слова, в которых

Звуков больше, чем букв:

Весна, ясли, перемена, еда, вода, красная, яблоко,вьюга

Ясли, еда, красная, яблоко

18. Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

Всласть, краска,склон,полк,тепло,беда,экран

ВЛАСТЬ,КАСКА,СЛОН,ПОЛ,ТЕЛО,ЕДА,КРАН.

19. Произнесите слова. Чем отличается написание данных слов от их произношения

Булочная, сливочный, будничный,конечно,яичница,скучно,нарочно,порядочный,скворечник,горничная

КОНЕЧНО [шн]
ЯИЧНИЦА [шн]
СКВОРЕЧНИК [шн]
СКУЧНО [шн].

НАРОЧНО [чн, шн], нареч.

20. С… летаю над волною,

С… не дам волкам покою,

С…рубашка-безрукавка,

С…скачу в лесу по травке.

С…меня крепи к детали

Из железа или стали

ЧАЙКА

ЛАЙКА

МАЙКА

ЗАЙКА
ГАЙКА

21. Продолжите…

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла….

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

22. Согласный, глухой(непарный),твердый (непарный)

Ц

23. Правильно или неправильно затранскрибировано слово пишет

ПИШИТ

П,ИШЭТ

24. Решите пропорции, учитывая характер звуков в парах

Г:К=?:Т=З:С

Д

25. Одинаково ли количество звуков в парах?

СУД-СУТЬ,

 МОЛОТЬ-МОЛОТ

Да

Проверка и оценивание ЗУНков

 

Подведение итогов игры.

Учитель:

- Наша игра «Фонетический ринг» закончилась. Мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что  изучение русского языка – увлекательное дело.

Выполнение заданий осуществлялось учителем. Правильный ответ учащиеся могли увидеть на экране.  За правильный ответ учащиеся получают жетон «мудрая сова»

Выполнение теста

Каждому ученику был выдан тест

Рефлексия деятельности на уроке

 

Мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Заполните пожалуйста листочки.

Рефлексия была проведена с помощью анкеты.

1.Был ли данный конкурс для тебя полезен?

2.Укажи номера заданий, с которыми ты легко справился.

3.Какие задания вызвали у тебя  наибольшие затруднения и почему?

4.Какие ещё задания ты предложил бы включать в подобные конкурсы?

Итог урока.

Хочу вас поздравить, мы успешно с вами справились. Вы все молодцы! Выставление оценок (их комментирование). Оценки за тестовую работу узнаете на следующем уроке. Всем спасибо за урок!

Домашнее задание

 

Составить задания, которые  ты предложил бы включать в подобные конкурсы, в данном случае раздел «Фонетика»

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

При подготовке к данному конкурсу использовались задания из следующих   книг:

Арсирий А.Т. В страну знаний с дедом Всеведом. Занимательный русский язык.

Горбич О.И. «Современные педагогические технологии обучения русскому языку»

Жулий Т.Б. «Лингвистические  игры»

Кульневич С.В.  Лакоценина Т.П. «Современный урок. Часть 2.»

Рик Т. «Чудеса в 5 «А»»

Тесты .Русский язык.5-7классы.Леденева В.В.,Халикова Н.В.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедиа презентации сделали данный урок современным, ярким и динамичным.

 

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Администратор
Просмотров: 80 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА