Воскресенье, 20:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Элементы диалоговой технологии
02.11.2017, 16:25

Термин «технология» пришёл в педагогику из производственной сферы.
Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.
Т.В.Машарова понимает технологию обучения как построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения.
Педагогическая технология ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.
Признаки педагогической технологии.
1. Диагностическое целеобразование.
2. Результативность.
3.Экономичность.
4. Алгоритмируемость.
5.Проектируемость.
6. Целостность.
7.Управляемость.
8. Корректируемость.
9. Визуализация.
ДИАЛОГ чётко вписывается в комплекс существующих и широко практикуемых педагогических технологий, если рассматривать его через названные признаки.
Большой интерес к проблеме диалогического взаимодействия проявляли Сократ, Камю, Платон, Коменский, Песталоцци, Руссо, К.Д. Ушинский.
Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С.Аверинцева, Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, В.Ф. Беркова, П.С.Гуревича, Д.С.Лихачева и других.

В результате внедрения диалоговых технологий произошёл переход в обучении от традиционно сложившейся, инструктивной, однонаправленной модели обучения к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащихся при их активном участии и взаимодействии с учителем, учитывающей индивидуальные особенности каждого ученика.
Элементы диалоговой технологии:
Постановка целей и их максимальное уточнение.
Строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели.
Ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов.
Оценка текущих результатов
Коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Заключительная оценка результатов.

Функции диалоговой технологии:
Когнитивная.
Креативная.
Рефлексивная.

Принципы педагогической диалоговой технологии:

Проблемность и оптимальность.
Поэтапность циркулирования информации.
Разомкнутость и незавершенность диалога.
Децентрация и децентрализация.
Параллельное взаимодействие.

Компоненты педагогической диалоговой технологии.

1.Коммуникатор-учитель, задающий смысловую направленность диалога, ставящий перед обучаемым смысловую задачу, создающий соответствующую смысловую установку, являющийся транслятором определённого смысла.
2.Мотив и цель, порождающая желание обучаемого вербализовать личностный смысл.

3. Содержание (потенциальное поле «кристаллизации смыслов»).

4. Код коммуникации (устный или письменный диалог).

5. Рецепиент-ученик (его мотивационные и смысловые особенности).

6. Результат: обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимая с уровнем учебного результата.

Формы диалоговой технологии.

1.Проблемно- поисковые диалоги.

2.Семинары-дискуссии.

3. Учебные дискуссии.

4. Эвристические беседы.

5. Анализ конкретных ситуаций.

Цели проведения диалога могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностическое преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.
Главное в диалоге – это процедура вопросов и ответов.
Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции.
С функциональной точки зрения все вопросы можно разделить на две группы.
Уточняющие (закрытые) вопросы.

Верно ли, что…?

Правильно ли я поняла, что…?

Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак - наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и так далее.


Тест в контексте диалоговых технологий.

Технология диалогового обучения направлена на обеспечение субъект-субъектных в педагогическом процессе. Эта технология не затрагивает содержание тестов, но предполагает субъектный тип взаимоотношений учителя и учащегося в оценках результатов учения.

Хорошо составленные тесты и умелое их использование в процессе обучения позволяют осуществлять эффективный диалог учащегося с учебным материалом и диалог учителя с учащимся.

Диалог учащегося с учебным материалом достигается путём организации обратной связи результатов тестирования с системами знаний (знания и умения), выраженными в программных и дидактических материалах. Наиболее эффективно это можно организовать в системе компьютерного тестирования при наличии такой возможности.

Очень важно, чтобы тесты, предназначенные для тренировок учащихся, и тесты аттестации учащихся должны иметь одинаковую структуру. Только в этом случае реализуется принцип диалогичности обучения.

Создание тестирующих комплексов с обратной связью особенно актуально для заочного и дистанционного обучения, для учащихся, вынужденных обучаться на дому.

Обобщение результатов тестирования позволяет учащимся выявить уровни понимания учебной информации.

Следовательно, можно оказать скорую помощь тому, кто не понял информации. Самостоятельные тестовые тренинги, выполняемые вне урока, позволяют учащимся проводить самооценку учебных достижений.

Тесты – наиболее технологичная составляющая педагогической диагностики. Распространение идей современных педагогических технологий на дидактические тесты, несомненно, позволит повысить качество образования.

Как уже было сказано выше, главное

в диалоговой технологии – правильная постановка вопросов, их формулировка.

На уроках, которые я провожу, идёт направленный диалог. Следовательно, главным в моей работе я считаю тщательное планирование всех вопросов, которые будут заданы на уроке.

На уроках русского языка и литературы в 7 классе я старалась максимально использовать все элементы диалоговой технологии.

Например, на уроке, посвященному юмористическим рассказам А.П.Чехова (рассказ «Хамелеон»), основополагающей целью было развитие навыка анализа текста.

Весь ход урока ориентирован на заданные цели. Вся система вопросов тщательно продумана.

Диалог ориентирован на гарантированное достижение результатов. Ученики должны научиться анализировать текст художественного произведения.

Главными, ведущими вопросами являются вопросы восполняющие.


- Против кого направлена сатира автора?

- Почему возник такой заголовок? (Слова «хамелеон» нет в рассказе).

-Кого из героев можно назвать «хамелеоном»?

- Как выражается авторская оценка происходящего?

К тому же, в ходе диалога, я постоянно оцениваю текущие результаты и задаю уточняющие вопросы.

Вся система вопросов (смотри конспект) говорит о том, что это строго направленный диалог.

Но вступать в диалог ученик может не только с учителем, но и с автором произведения, с текстом учебника.

На уроке русского языка, посвященному причастному обороту, ученик вступает в диалог с учебным материалом параграфа.

В ходе этого диалога устанавливается роль причастия в словосочетании. Причастие может выступать и в качестве главного, и в качестве зависимого слова, может подчинять себе другие слова.

Я помогаю сделать вывод, задавая уточняющие вопросы. Мои вопросы зависят от хода мыслей учащегося, являются иногда уточняющими, а иногда – восполняющими.

При составлении поурочных планов я стараюсь разработать чётко направленный диалог.

Диалоги помогают выявить сущность грамматических явлений на уроках русского языка, а на уроках литературы помогают понять позицию автора, вступить в диалог с текстом (конспекты прилагаются).

Это помогает повысить мотивацию ученика. Ведь он делает самостоятельные выводы. Учащиеся начинают понимать, что литература не терпит однозначных, раз и навсегда принятых толкований произведений.

Главная дидактическая ценность диалоговой технологии состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, помогает становлению будущих активных граждан с новым типом мышления, самостоятельно мыслящих, стремящихся к самообразованию.

В результате внедрения диалоговых технологий происходит переход от традиционно сложившейся инструктивной, однонаправленной модели обучения к личностно ориентированной модели.

Список литературы

Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров: ВГПУ, 1997

Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Киров: ВГПУ, 1998

ОжеговС.И. Словарь русского языка. Москва, «Советская энциклопедия», 1973

Севрук А.И., Юнина Е.А. Тестовая компонента ЕГЭ: несоответствие замысла исполнению. Народное образование, 2003, №6.

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной работы. Волгоград, «Учитель», 2008.

Категория: Русский язык, литература | Добавил: январь4
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА