Вторник, 04:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Активизация познавательной деятельности школьниковпосредством организации  самостоятельной работы на уроках русск
18.06.2017, 13:52

Активизация познавательной деятельности школьниковпосредством организации                             самостоятельной работы на уроках русского языка.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам ученика– умению самостоятельно добывать и пополнять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Появляется новая цель образовательного процесса - воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Большую роль в этом играет организация самостоятельной работы учащихся.

Познавательная активность учащихся в процессе обучения зависит не только от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, но и от характера этой работы, от того, насколько она требует от учащихся самостоятельности в суждениях и практических действиях. Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.

На протяжении многих лет работы в старших классах я наблюдаю, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.  Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на активизацию познавательной деятельности школьников. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.  Это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике.Исходя  из этого я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока русского языка :

1. При изучении новых слов  большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями.Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения как подбор однокоренных слов, составления предложений, словосочетаний, особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры.

2.На уроках изучения нового материала  важнейшей  предпосылкой успешности обучения является мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых  учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.

3.При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях.

Самостоятельная работа-это такое средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач. Опираясь на исследования ученых педагогов и психологов я выделила четыре уровня самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1.Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено

2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.Выполнение упражнений по образцу.

3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам. выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы небольшого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения ,но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.

4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятие решений, выработка гипотетического аналогового мышления. предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые не обходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.

Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки практического характера, развивать творческую и познавательную активность учащихся. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность.

 

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Администратор
Просмотров: 195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА