Вторник, 17:43 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
[ Скачать с сервера (71.4Kb) ] 09.06.2017, 13:08

Махмудова Султанат Габибулаевна,

учитель высшей квалификационной категории

Многопрофильная  гимназии им .М.Г.Гамзатова

  Республика Дагестан

г.Махачкала

 

  Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

 

лохой учитель преподносит истину.

хороший- учит её находить.

А.Дистерверг

Плохой учитель преподносит истину,

хороший- учит её находить.

А.Дистерверг

 

В современной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных методов, приемов и средств обучения, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Урок  -основа всего учебно-воспитательного процесса в школе, это источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке, формируется человек завтрашнего дня, по­этому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улуч­шить работу, сделать ее более эффективной?

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач.

Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность.

Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

Активизировать мышление учащихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является хорошим стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить,  то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.).

Роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора  и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу.

Ученик  на уроке получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.

До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что надо освоить и какой результат получить.

 Этому предшествует мотивационный этап. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож».

  1. Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило.  Проверяем написанное. А дальше пошел диалог:                                                                                                             - Какое было задание? (вставить пропущенную букву)                                                                                                                  -Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)                                                                                                               - Все слова смогли проверить? (нет)                                                                                                                                  -Почему? (правило не подошло)                                                                                                                                                                         -А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше разбор по составу)                                                                 - Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях лаг, лож) Запишите тему урока.
  2. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание данных слов. Б…седа, в…кзал, з…рница, ст…р, ст…рал, соб…ру, изл…жение, изл…гал (свои мысли), прил…жить (руку), прил…гательное. Можно, конечно, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов, а потом списать. Я предлагаю учащимся другой вариант работы и ставлю перед ними следующие вопросы: -Прочитайте слова с пропущенными буквами.

-Назовите слова с чередующейся гласной а//o в корне слова. Объясните их правописание.                                                                       - запишите их в два столбика: с гласной а в корне слова- 1-ый столбик, с гласной о в корне слова- 2-ой столбик.                                                                                                                                                                                                                        - В каких словах правописание гласных е//и зависит от суффикса а (дети записывают слова в строчку, объясняют их правописание)                                                                                                                                                                               - Какие слова вы не писали? (беседа, вокзал).                                                                                                                                      - Почему? (нет чередования гласных в корне слова, словарные слова).                                                                                                 - Какая буква в слове «вокзал» слышится не так как пишется. Почему?

Урок русского языка в 7 класс – первый урок по теме «Причастие». 1) Посмотрите на  предметы, изображенные на слайде. Запишите в левый столбик слова, характеризующие их по разным признакам: размеру ,форме ,качеству.

2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы?

3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?

5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

4. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (7 класс «Понятие о причастиях»).

Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях.

Одним из методов организации мыслительной деятельности учащихся на уроке может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Каждая поисковая операция, помогает открыть новую грань изучаемого явления, оттачивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности.  При изучении темы «н-нн в различных частях речи» использую схему-алгоритм, которая позволяет ученикам посредством наблюдения сделать самостоятельные выводы

Далее смотреть архив материала

Категория: Русский язык, литература | Добавил: Администратор
Просмотров: 143 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА