Четверг, 20:38 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Русский язык, литература

Глагол-самая яркая огнадышащая часть речи
12.08.2013, 12:13
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Сокский
муниципального района Исаклинский Самарской области

« ГЛАГОЛ –
самая яркая, огнедышащая часть речи »
( повторительно – обобщающий урок с применением ТРИЗ и РКМ технологий, 6 класс )

Выполнила:
Аубакирова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы


2013 год
Цели:
-систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;
-закрепить знания учащихся по изученной теме;
-создать на уроке такие ситуации, в которых учащиеся попробовали бы себя как личность: могли бы осознанно высказать своё мнение, самостоятельно принять решение, сделать выбор, совершить поступок, оценить значимость смысла знаний.
Форма урока: игра-путешествие.
Оборудование: сигнальные карточки, ноутбуки, маркеры, листы, картина В.Васнецова «Витязь на распутье».
Ход урока:
( слайд №1 – страна Глаголия )
I. Стадия вызов интереса:
- Сегодня на уроке, ребята, мы будем с вами путешествовать для того, чтобы закрепить полученные на предыдущих занятиях умения и навыки. «Глагол- не только самая яркая, огнедышащая часть речи, но и одна из самых сложных тем в курсе русского языка. С этой частью речи нужно уметь ладить. Почему?
- А теперь посмотрите на репродукцию картины известного русского художника В.Васнецова «Витязь на распутье». Подумайте, какой смысл хотел передать художник в картине? ( Человек перед выбором.)
- Да, каждый человек в жизни очень часто оказывается в ситуации выбора. Сегодня мы с вами на уроке тоже будем выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать своё мнение.
Работать на уроке вам предстоит самостоятельно и коллективно, индивидуально и в группе. В ходе путешествия вам придётся преодолеть несколько этапов-барьеров. Давайте представим себя путниками, ищущими знаний в огнедышащей Стране Глаголии. Итак, в путь!
1. Интерактивный тест: ребята рассаживаются за ноутбуками и выбирают правильный ответ.
А. Дайте определение глагола как части речи.
1. Глагол это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?
2. Глагол это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? и чей?
3. Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? и что сделать?
Б. На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
1. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: кто? и что?

2. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: какой? и чей?
3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать?
В. Как изменяются глаголы?
1. Глаголы изменяются по лицам или спрягаются.
2. Глаголы изменяются по падежам.
3. Глаголы не изменяются.
Г. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?
1. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: какой? и чей?
2. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: кто? и что?
3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?

«Афиширование ответов»: учащийся выходит к доске и записывает ключ, который должен выглядеть так:
А-3; Б-3; В-1; Г-3.
Далее ребята защищают правильные ответы.

Итог- барьер преодолён, с тестом все справились!

II. Стадия осмысления:

2. Творческая работа в группах: класс делится на группы по количеству заданий, их пять.
Задание: зарифмуйте грамматическое правило, защитите творческий проект группы.
слайд №2
I.группа: «Глагол как часть речи».
несов.в. сов.в.
Что делать? Что сделать?

Учащимся школ на эти вопросы
сов.в.
Ответит глагол.

( один учащийся из группы защищает творческий проект и даёт полное определение глагола как части речи).
слайд №3
II. группа: «НЕ с глаголом».
ч. гл. ч. гл.
Не выучил – не делай.
ч. гл. ч. гл.
Не знаешь - не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.
( один учащийся из группы защищает творческий проект и даёт полное определение правописания НЕ с глаголами ).
слайд №4
III.группа: « Вид глагола »
несов.в.
Вид совершенный: рвётся
В вопрос приставка «с»

сов.в. сов.в.
Что сделает? Проснётся,
сов.в. сов.в.
Умоется, поест.
Но нет приставки - значит,
несов.в.
Работа лишь кипит:
несов.в.
Решается задача,
несов.в.
Сопутствует удача –
Несовершенный вид.
( Лидер группы защищает творческий проект и рассказывает о глаголах совершенного и несовершенного вида ).
слайд №5
IV.группа: «Время глагола».
˄
Мой веселый, звонкий мяч,
˄
Ты куда пустился вскачь?
˄
Покатился в огород,
˄
Докатился до ворот,
˄
Подкатился под ворота,
˄
Добежал до поворота,
˄
Там попал под колесо,
˄ ˄
Лопнул, хлопнул – вот и все!
( Лидер группы защищает творческий проект и рассказывает об изменении глаголов по временам ).
слайд №6
V.группа: «Спряжение глагола»
I спр. I спр.
В первом спряжении: пишут, поют,
I спр I спр
Пашут поля и железо куют.

II спр
А во втором никогда не грустят!
. II спр . II спр II спр
Мчаться в музеи, учиться хотят.

( Лидер группы защищает творческий проект и даёт полный ответ о том, как врусском языке спрягаются глаголы.)
3. «Светофор»-игра: (сигнальные карточки приготовлены заранее: красного, жёлтого, зелёного цветов)
- Зажгите нужный свет: красный-изъявительное наклонение, жёлтый- условное, зелёный повелительное.
Читается текст, учащиеся поднимают карточку нужного цвета.
Белка.
Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы. Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья. Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту вы увидели бы, как сыплется снег с ёлок.. С ветки на ветку прыгает пушистый зверёк. Если бы вы протянули руку с орехами, то заметили бы, как белка прыгнула на снег и побежала к вам. Наклоните руку. Угощение принято. Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызет гостинец. Хорош каленый орех!. Белка уже не стесняется, по краю шубы забирается прямо в карман. Хлопните по карману и сами выберите орех покрупнее. Белка не уйдёт. Будет следить, какой орех вы выберете. Смотришь и удивляешься, до чего смелый зверёк.
В. Песков.
4. Игра «Угадай код!».
Задание: определите наклонение глаголов. Дети ставят нумерацию от 1 до 7 и слушают предложения, которые читает учитель и против каждого номера ставят одну букву-и; п; у.
- Люблю тебя, Петра творенье. (и)
-Бегут, торопятся в речку разные ручьи.(и)
-Любите книгу – источник знания. (п)
- Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (у)
-Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал. (у)
-Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (п)
-Весенние ручьи говорят, говорят… У каждого свой голос. Один чуть шепчет, а другой громче кричит. И каждый о своём. (и)

Афиширование: один учащийся записывает полученный результат на доске.

Слайд 7. Физминутка.
Если это:
глаголы настоящего времени - стойте смирно;
глаголы прошедшего времени - присядьте;
глаголы будущего времени - ходьба на месте

III. Стадия Рефлексия.

5. Составить кроссворд на тему « Чудесная Глаголия »

Учитель. Итак, ребята, все этапы-барьеры на уроке успешно вами преодолены. Спасибо за активное участие на уроке!

Домашнее задание.

1. Сочинить сказку о глаголе или вернисаж «Я рисую Глагол».
2. Списать любое четверостишие из стихотворений А.С. Пушкина:
• Подчеркнуть глаголы.
• Выполнить фонетический, морфемный и морфологический разборы любого глагола.

IV. Подведение итогов.

- Выставление оценок.

• Учитель.
-Позади все препятствия вашего путешествия. Я рада, что вы с честью преодолели трудности и даже подружились с такой важной частью речи, как глагол. Наш урок заканчивается, мне остаётся лишь сказать: спасибо за работу
Категория: Русский язык, литература | Добавил: pfv
Просмотров: 1549 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА