Среда, 12:10 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Выступление на педсовете
26.09.2014, 22:36

Выступление на педсовете учителя Шульгиной О.Р.
Тема: «Создание адаптивной, развивающей воспитательной среды с использованием открытых образовательных технологий для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия».
Учитывая особенности детей, с которыми мы работаем, - это нежелание учиться, неумение вести себя и контролировать свои поступки, неумение общаться и сдерживать свои эмоции, неумение сопоставлять свои желания и свои возможности, одной из главнейших задач в воспитательной работе является создание условий (адаптивной, развивающей воспитательной среды) для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности. Но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Иногда достаточно одного слова одноклассников, чтоб подросток «взорвался», заплакал, проявил агрессию. И наоборот, доброе слово, поддержка, похвала окрыляют его, стимулируют на добрые поступки.
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Но очень важно, чтоб эта среда способствовала положительному взаимодействию.
Одним из направлений в моей воспитательной работе является личностное развитие и культура общения. Начиная с 5 класса, проводила тренинги общения, часы общения, используя разработки авторов А.В.Мудрик и Слободянник.
В 6 классе в этом направлении за основу взяла «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» автор Н.И.Дереклеева. Этот курс «Самопознания, саморазвития и самовоспитания» позволил:
1.подготовить детей к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых; (развод родителей, безработица и др.) 2.учить детей анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям (потеря близкого, длительная разлука с родителями и т.д.); 3. способствовать развитию желания работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны; (например, Исмаилова Рита стремится быть лучше, добилась неплохих результатов в учебе); 4.учить контролировать свое поведение, сдерживать свои отрицательные эмоции (например, у Заботкина С. нервная система нарушена, мальчик импульсивный. В моменты психоза старается сдерживать себя, учится управлять своими эмоциями). 5. Воспитывать интерес к самому себе, формировать стремление к самосовершенствованию. Например, Максимов Иван имеет нарушения речи, кратковременную память, но вовлечение в различную деятельность как на уроках так и во внеурочное время, помогает мальчику раскрыться, преодолеть замкнутость. Он выступает на праздниках, даже поет и танцует. Таким образом, повышается статус подростка, как в своих глазах,так и в глазах товарищей. Алеева О. в 5 классе замкнутая, неуверенная в себе, но очень талантливая девочка. В этом году участвует в концертах, поступила в школу искусств на «Народно – прикладное творчество», а ее картины выставлены на выставке.
Для чего необходимо самосовершенствование, саморазвитие, самопознание? – Ответ прост. Чтоб окружающим было интересно с тобой общаться, чтоб ты был интересен. Кроме этого, любая деятельность связана с общением. И очень важно, чтоб оно было позитивным и несло положительные эмоции.
В 7классе, когда мальчики становятся юношами, а девочки – девушками, проблем не убавляется. А наоборот, общение со сверстниками уже воспринимается как нечто очень важное и личностное. Кроме этого, у подростков появляется потребность в благоприятном, доверительном общении с взрослыми. Но наши родители, как правило, не интересуются жизнью детей в школе, их достижениями. Чтоб привлечь родителей в школу, использую различные приемы. В конце 6 класса провела родительское собрание с показом открытого урока по литературе, который комментировала Любовь Викторовна. В этом году сама провела открытый урок по алгебре, на котором присутствовали родители, причем, почти все.
Чаще всего социально – эмоциональные нарушения возникают в следствии длительного воздействия на детей травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и в поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. С целью коррекции эмоционально – личностной сферы детей, развития навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в своем классе провожу занятия по программе «Преодоление личностной тревожности у подростков» авторы педагоги – психологи Гасинец О.В. и Курилина Н.В. На занятиях дети получают знания о том, как общаться, овладевают навыками эффективного общения. При этом использую разные формы работы: обсуждение ситуаций, групповые дискуссии, ролевые игры, тестирование, дебаты, мозговой штурм. Например: тема «Барьеры общения». Цель: дать детям представление о вербальных барьерах общения. Обучать альтернативным вариантам поведения. Для обсуждения выносится следующая фраза: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они возводят стены». «Стены» - барьеры общения. Конфликты часто возникают, когда один из партнеров начинает со слов, препятствующих общению. Дальше разыгрываются различные ситуации, где дети оценивают высказывания, определяют те, которые являются «барьерами» в общении, учатся общаться в вежливой форме. «Ведь ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес ).
Большим подспорьем для нас учителей является интернет. В этом году в своей работе использую «Систему часов общения и нравственно – этические беседы для учащихся 7 классов» авторы: Лаврентьева Л.И., Куликова Н.И., Ерина Э.Л. Занятия проводятся в форме бесед, на которых сообщается основной материал, дискуссий, где дети учатся высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, вести диалог, ролевых игр и тестирования. Через систему часов общения и нравственно – этические беседы стремлюсь научить детей делать добро и уметь его принимать, уметь понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти ему на помощь. Научить детей выбирать свою линию поведения и отношение к людям с позиции чести, совести, уважения и долга.
«Наша профессия уникальна: она мать всех профессий на Земле; через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. Тот, кто решился посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, реализует высокую миссию педагога, что превращает саму профессию в главную нравственную ценность. Наша профессия – источник радости. Она нам дает радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни. Чаще улыбайтесь, коллеги! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя».
11.01.2013г.

Категория: Разное | Добавил: ленуша
Просмотров: 565 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА