Суббота, 22:42 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Урок в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
[ Скачать с сервера (43.4Kb) ] 02.03.2016, 21:28

Урок в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

                                                                                          Марьянская Наталья Владимировна,

учитель английского языка

                                                                                           МБОУ СОШ №32

г. Энгельс

         В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации Итак,

  • Системно – деятельностный подход как основа реализации ФГОС.
  • Главная задача – развитие личности ученика.
  • Уход от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков

Системно – деятельностный подход обеспечивает

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

  • Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
    Как помочь его самоопределению? -    Только с помощью действия. 

       Урок современного типа - это формирование  универсальных учебных действий, т.е умения учиться.

 В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход: вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

 

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

           Традиционный урок

              Урок нового типа

усвоение знаний, умений, навыков;

«изолированное» изучение ЗУН;

стихийность учебной деятельности ученика

Развитие личности учащегося,

 формирование опыта самостоятельной, коммуникативной  деятельности через применение знаний и умений, т. е. формирование умения учиться, овладение новыми компетенциями;

целенаправленная организация деятельности, создание индивидуальных образовательных траекторий

Информирование учащихся.

Четкое разграничение функций учителя и ученика.

Учитель выступает в роли передатчика материала (Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться; учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке)

Учитель выступает в роли организатора, а не информатора

Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель».

Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.

 

Чётко и точно формулирует задания, цели урока задаёт с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

используют разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде

Не повторяет задание 2 раза

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам

Не повторяет то, что уже сказали ученики,

владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза, т.е.  импровизирует,

подбирает комплексные задания

Иными словами - использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности и индивидуальная работа)

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Применяется групповой, индивидуальный методы , игровые технологии, проектный метод ,…(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории)

Традиционная (карты, учебник, наглядности)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая. Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах

(Взаимопроверка и взаимоконтроль

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования знаний, умений и навыков (Урок комплексного применения ЗУН)

Урок обобщения и систематизации

Комбинированные уроки

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Четкое разграничение этапов урока

Урок открытия нового знания

       Урокотработки умений и рефлексии

Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Урок развивающего контроля.

 Урок – исследование (урок творчества)

Нет четкого различения этапов урока

Авторитарный либо попустительский

Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися

Демократический

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Акцент делается на совместную коллективную работу

—  Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

—  К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

—  Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

—  Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

—  Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из неё только отдельные приёмы.

                                  Возможные приемы целеполагания:

·         Тема-вопрос - план

·         Работа над понятием

·         Ситуация яркого пятна

·         Исключение

·         Домысливание

·         Проблемная ситуация

·         Группировка

·         Прием «знаю - не знаю - хочу знать»

·         Подводящий диалог

·         Исключение

·         Проблема предыдущего урока

·         Скрытая ошибка

Итак требования к современному уроку:
- четкое формулирование триединой дидактической цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 285 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА