Воскресенье, 22:36 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Творческая инициатива учащихся как основа успешного будущего
11.03.2018, 13:04

Творческая инициатива учащихся как основа успешного будущего.

Ключевые слова: успешность, развитие личности, творческий потенциал, творческая инициатива

Говорят, что несчастье –

хорошая школа, может быть.

Но счастье есть лучший университет.

Оно довершает воспитание души,

способной к доброму и прекрасному.

А.С.Пушкин

        Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями.

На протяжении веков ученые пытались разгадать тайны творчества, творческих способностей, творческой деятельности. Творчество трактовалось философами как «космический принцип мира, имманентный человеку» (В. Соловьев), «высшая форма деятельности человека» (И. Кант), «сущность человеческого бытия» (К. Маркс), «просветление и преображение мира» (Н. Бердяев) и др. Современные философытрактуют его как высшую и наиболее сложную форму человеческой деятельности, предполагающую мобилизацию всех физических, духовных сил и опыта человека, порождающую нечто новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.  [6]

В современной школеполучил наиболее широкое распространение объяснительно-иллюстративный тип обучения, который имеет как положительные стороны, так и ряд недостатков. Стереотипность мышления, низкая познавательная активность учащихся – вот основные существенные недостаткиданного типа обучения. Что же касается элементов творчества, поиска, исследования, то они сведены к минимуму. Действительно прочным достоянием учащегосястановится только то, что прошло через его самостоятельную мысль и самостоятельную деятельность.

Изучив труды С.А.Новоселова, В.В.Огузова, А.Л.Соломина, Ю.С.Столярова, А.М.Федорова, В.М. Яворского,обозначим творческий потенциал личности как совокупность потенциальных возможностей личности и способностей человека, которые выявляются и активизируются в деятельности, проявляют творческое отношение к ней, обеспечивают получение новых креативных результатов. Креативный компонент творческого потенциала рассматривается нами как «способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [5, с.165], «особый склад ума, особое качество умственных процессов» [4, с. 75], «способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; способность продуцировать разнообразные идеи; способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы» [3, с. 184].

Определённый творческий потенциал есть у каждого человека, необходимо только помочь обучающимся, создать условия для развития и полного раскрытия этого потенциала.

Радость –одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувствоудовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Событий в жизни ребенка, вызывающих такое чувство, много. Улыбкамамы,  успехи в учебе, первые открытия,  радость общения,  взаимопонимания. Дети не замечают этого, они просто живут в атмосфере радости.  Она необходима как источник развития, активности, для  физического и духовного совершенства, для всестороннего гармоничного развития. Жизнь ребенка – это бесконечная череда побед и поражений, незаметных для взрослых и таких важных для него.

Одно из главных условий развития у детей стремления к творчеству -не потерять, сохранить детскую жизнерадостность.Школа не притягательна для детей, если в ней нет радости общения, шутки, споров, улыбки близких людей.Ребенку необходимо чувствовать себя счастливым.«Нам помогают оставаться разными» - девиз нашей школьной жизни.

В нашей совместной с воспитанниками деятельности(мы называем это «наше содружество») есть цели, к которым мы стремимся. Воспитать в себе интеллектуальную, всестороннюю, культурную, толерантную личность, не потеряв своей индивидуальности, субъективности, креативности.Для каждого ученика всегда найдется дело по душе, способностям, возможностям, желанию. Учеба, участие в общешкольных делах – приоритетно. Но детство должно быть наполнено радостными событиями, которые  навсегдаостаются в нашей памяти. А значит, обладают большой силой влияния. Мы много путешествуем. Санкт –Петербург, Москва, Минск, Брест, Казань, Псков, Пятигорск, Сочи, Великий Устюг и другие города за годы существования нашей школы дали возможность для образовательного развития ребят, радость от прикосновения к истории, культуре страны. В зарубежных поездках ребята познакомились с культурой других стран. Уже выпускниками они выбрали для учебы полюбившиеся города. Продолжают свое обучение и в Москве, С-Петербурге, Чехии, Австралии.

Сначала радостные события воздействуют на нас непосредственно, совершаясь в нашей жизни, а потом воспитывают нас и наших детей через воспоминания о светлом детстве, добрых традициях и обычаях, к которым мы прикасаемся, вызывая их в нашей памяти.В нашей школе День именинника проходит традиционно, сами накрывают на стол, находят добрые теплые пожелания в адрес именинника. Ежегодно с участием ребят проходят школьные мероприятия: 1 сентября, День Учителя,«Осенний калейдоскоп», новогодние спектакли, концертные программы к 8 марта, 9 мая, последние звонки, выпускные вечера, предметные недели, «Алло, мы ищем таланты», кинофестиваль «Золотая указка» в рамках региональной площадки, городские и областные мероприятия. Сколько возможностей попробовать себя на сцене, создать свою видеопродукцию, преодолеть смущение, а значит одержать маленькую победу и почувствовать радость от этого.  А в будущем, возможно, благодаря этому стать успешным!

Жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, они быстры, догадливы, изобретательны.  А жизнерадостными их делает уверенность в том, что их любят, что они оправдывают надежды взрослых.

Сейчас нашим воспитанникам 10-13, 16 лет. У одних беспокойный возраст, у других спокойный и контактный. Но взаимоотношения теплые, они хорошо ладят. Интерес, инициатива, самостоятельность, ответственность, открытость, искренность – главные качества, которые ребята развивают в себе. Ориентация на себя – ориентация на других!

Все одинаково ответственны за содружество. Ребятам удается многое и без принуждения.  Со всеми трудностями можно справиться – это наша убежденность. Много проходит бесед на разные темы, которые подсказывает жизнь: «О рыцарях нашего времени», «О милосердии», «Правила общения знай и выполняй», беседа о необходимости рационального питания, «Режим дня и здоровье», «Мужское и женское достоинство» и другие.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности во внеурочной, внешкольной деятельности, в кружковой работе и в учреждениях дополнительного образования исследовали Л.К.Веретенникова, В.А.Горский,B.К.Гришин, И.Ф.Карпенко, Г.А.Коровкина, и другие.

Личность успешно развивается при условии эмоциональной здоровой настроенности, если удовлетворяется его стремление к романтике, красоте, общению. Дети хотят жить активно, радостно, интересно. Стремятся быть понятыми в среде сверстников и взрослых, иметь друзей, достигать успехов в начинаниях. Школьная среда с творческим потенциалом - успешная взрослая жизнь.

Авторы:Бушева С.С., воспитатель группы продленного дня ЧОУ СШ «Бизнес-гимназия»

                 Дергачева А.А. педагог-психолог ЧОУ СШ «Бизнес-гимназия»

                                        Список литературы

  1. Горский В.А. Развитие технического творчества учащихся 5-8 классов во внешкольной работе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1972.- 165 с.
  2. Винокурова Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1997. -17 с.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. — 254с
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.- 944с.
  5. Психологиятворчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я. А. Пономарева. — М.: Наука, 199. — 345с.
  6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com/content






 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 185 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА