Четверг, 18:41 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Статья «Интеграция истории и географии как средство реализации системно - деятельностного подхода»
[ Скачать с сервера (37.6Kb) ] 26.02.2014, 14:22
Статья «Интеграция истории и географии как средство реализации системно - деятельностного подхода»

Авторы: учитель истории и обществознания - Лебедева Елена Геннадиевна, учитель географии – Гришина Наталья Евгеньевна МБОУ СОШ №19 города Владимира

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом МО РФ (приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован Минюстом РФ за № 19644 от 01.02.2011 г.). Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г.
Чем же отличается новый стандарт от прежнего?
Среди главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать следующие :
 содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим из себя систему ключевых понятий целостной картины мира;
 выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;
 большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;
 в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа».
Итак, в стандарте 2010 года усилено внимание к формированию общеучебных умений и использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Однако этого не достаточно. Необходимо, сохраняя лучшие традиции российского образования, переориентировать его на новые образовательные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).
Еще Жан Жак Руссо сказал: «Час работы научит больше, чем день объяснения».
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Про того, у кого ветер в голове
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Клод Руа
Перевод с французского Михаила Яснова
Итак, одним из результатов ФГОС являются метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться).

Что же такое метапредметность?
Так как, деятельностной парадигме в центре внимания способ деятельности, который отрабатывается, используя возможности предметной области. Тогда главный методический вопрос, который ставит перед собой педагог формулируется НЕ – «В какой деятельности проверить «знание» предмета?», а «На каком предмете проверить «знание» деятельности?»
В связи с этим и появляется метапредметность как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. И здесь мы вплотную подходим к понятию интеграция. «Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи, - сказал Ян Амос Коменский.
Что же такое интегрирование?
Интегрирование (от лат.) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому.
Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Преимущества интеграции на уроке
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
5. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
7. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
8. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
9. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Таким образом, интегрированные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Интеграция на таких уроках – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных умений в той или иной области.
Структура интегрированных уроков также отличается от обычных уроков следующими особенностями:
 предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
 логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
 большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. На интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,
Интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Необходимо отметить, что интеграция предполагает выполнение трех условий:
1. объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
2. в интегрируемых исследуемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
3. интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Из опыта работы…
Тесное сотрудничество учителя истории и географии (наше сотрудничество) началось с участия в интеллектуальном турнире «Крещён огнём и делом», посвященном 180-летию со дня рождения генерала от инфантерии Н.Г.Столетова в котором каждая из нас вначале участвовали по-отдельности. А затем было уже совместное участие в нескольких проектах.. Сегодня это сотрудничество эффективно, реализованы развивающие и воспитательные задачи, появилась потребность в интеграции связей наук и универсальных способов деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.
Большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков вдохновляют, так как ожидается урок, который несёт что-то новое, незнакомое, интересное для ребят.
Без знания географии на уроках истории невозможно сформировать представление об историческом пространстве, т. к. оно основано на применении различных карт, на сопоставлении географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества. Оценить геополитическое положение России и мира в разные периоды времени также достаточно непросто без данных карты. Знания и умения грамотно пользоваться картой делают её ценнейшим средством познания, важным источником получения информации в ходе самостоятельной работы.
Учебный год Класс Тема Предметные
области
2008-2009 6 Александр Невский – великий князь Владимирский. Борьба Руси с западными завоевателями. История, литература, музыка
2009-2010 9 Административно-территориальное устройство России. География, обществознание
2011-2012 8 Флора и фауна Владимирской области География, иностранный язык
2012-2013 8 Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века» История, география
2013-2014 8 История заселения Владимирской области История, география
Темы уроков географии, истории и обществознания, возможные для интегрирования
6 класс
«Вулканы» (география)/«Жизнь в Древнем Риме» (история)
7 класс
«История исследования материков» (география)/«Великие географические открытия» (история)
8 класс
«Изучение территории России» (география)/«Вклад русских учёных и путешественников в развитии науки» (история)
9 класс
«Административно-территориальное устройство России (география)/ «Устройство России. Основные государственные институты. Форма правления» (обществознание)
В чем же отличия в проектировании комбинированного урока от урока в логике организации учебной деятельности согласно стандартам второго поколения?
Комбинированный урок
(40 минут) СДП
Открытие нового знания
(40 минут)
I. Оргмомент (1-2 мин.) I. Мотивация (5 мин.)
• «Вставь пропущенное слово»;
• фрагмент видеофильма;
• кроссворд и др.

II. Проверка домашнего задания II. Осмысление учебных задач
III. Изучение нового материала
(20 минут).
Основной метод – объяснительно-иллюстративный III. Открытие нового знания. Учитель организует работу учащихся по изучению новой темы.
• Групповая форма работы;
• работа с текстами (РКМЧП);
• игра;
• практическая работа и др.
Комбинированный урок СДП
Открытие нового знания
IV. Закрепление (5 минут). IV. Рефлексия.
• Приём «Синквейн»;
• Приём «Пять открытий урока»;
• Приём «График настроения»;
• Приём «Лист наблюдения» (для групповой рефлексии);
• Приём «Триколор» (для групповой рефлексии);
• Приём «Письмо самому себе» и др.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание. Рекомендация домашнего задания
Проблемы, стоящие перед учителем, проводящим интегрированный урок
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса. Прежде всего анализируется уровень подготовленности учеников определённого класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т. п.)
2. Подбор объектов, т. е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это идея, явление, понятие или предмет ).
4. Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Трудности в проведении интегрированных уроков
Конечно, проведение интегрированных уроков требует большой и тщательной подготовки, сопряженной с определенными трудностями:
1. Не всегда темы дисциплин звучат одинаково. Поэтому приходится переформулировать тему, искать общие точки прикосновения.
2. Часто уроки, которые можно интегрировать ,проходят с большим промежутком времени по учебному графику, поэтому нужно тщательно продумывать их организацию.
3. Нужно долго и кропотливо подбирать задачи и примеры, чтобы показать значимость. предметов.
Таким образом, интеграция необходима в учебной деятельности, но во внеурочной она нужна еще больше.
Внеучебная деятельность — это известная любому педагогу «внеклассная работа», «внеурочная работа», «внешкольная работа», «дополнительное образование», т. е. любая деятельность вне учебы, вне школьного урока.
Она может разворачиваться как в классе, так и в школе, в музее, парке, заповеднике, на улице, в семье. В любом случае организация внеучебной деятельности предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Это, по сути, включение школьников в решение социально-значимых вопросов, выполнение ими различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий.
Особенности внеурочной деятельности
 Участие в них разновозрастных групп, которые могут возникать и распадаться по инициативе самих учеников.
 Результатом участия школьника в реализации программы внеучебной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт — проект, исследование.
 Внеучебные программы изначально должны проектироваться с обязательным применением школьниками информационных технологий, дающих возможность выхода за пределы школьной среды.
 Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеучебной деятельности может быть как на уровне класса, школы, так и до уровня региона, России.
Что приобретает школьник в ходе внеурочной деятельности?
 Школьник приобретает умение работать с широкой аудиторией, представлять свой продукт, привлекать и удерживать внимание.
 Внеурочная деятельность способствует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников.
 Позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям.
 Внеурочная деятельность помогает добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
За время нашего сотрудничества учащиеся под нашим руководством приняли участие в различных конкурсах и проектах. Назовём лишь некоторые из них.
2011 – 2012 учебный год - проект «Речка детства» (в рамках конкурса «Ты – Владимирец»), в ходе которого учащиеся 6 класса составляли книгу «Речка детства (путешествие по реке Клязьма)».
2012 год – сетевой проект «Диалог столиц». В рамках этого проекта учащиеся создали вики-газету, презентацию «Владимир в годы Великой Отечественной войны, фотофильм «Владимир».
2013 – 2014 учебный год – сетевой конкурс проектов «Гордость моей Земли». Учащиеся 8 класса в этом конкурсе представили портфолио проекта «Отечества достойные сыны» (о деятелях науки Владимирского края) и стали лауреатами этого конкурса.

Источники информации
1. Кленова А. В. и др. Интегрированный урок. - Волгоград: «Учитель», 2001.
2. Крылова О. В. Интересный урок географии. - М.: «Просвещение», 2002.
3. Методическое письмо «Актуальные проблемы преподавания географии 2010//2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» Материалы подготовлены научно-методическим советом лаборатории географии МИОО
4. Современный урок географии: Методические разработки уроков/Сост. И.И.Баринова. М.: Школа-Пресс, 2000.
5. Терентьева Г.Г. «Проблемы интеграции истории и КРК с другими дисциплинами в средней школе. Воспитательный потенциал интегрированных уроков»
6. Примерная программа по географии. Требования к результатам обучения.
7. Примерная программа по истории. Требования к результатам обучения.
8. ФГОС нового поколения как система требований общего образования. География.
9. http://festival.1september.ru/articles/314201/
10. http://www.openclass.ru/wiki-pages/84119
11. http://www.pandia.ru/text/77/201/63302.php
12. http://festival.nicsnail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=351&Itemid=57
13. http://zheliba.kalg.zabedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:mezhpredmetnaya-integratsiya&catid=24&Itemid=141.
Категория: Разное | Добавил: lena998
Просмотров: 1067 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА