Пятница, 10:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Статья «Гиперактивность»
23.07.2013, 22:15
Я, Смирнова Юлия Валерьевна, работаю педагогом – психологом в психолого – педагогическом центре «Развитие» МУДОД ДДТ города Ржева и хотела бы поделиться опытом работы с гиперактивными детьми.
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира.
Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
В своей работе использую три направления по снижению симптомов гиперактивности у детей дошкольного возраста:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-коррекционно-развивающие занятия с детьми.
Педагогическое сопровождение.
Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.
- Первое, что может сделать воспитатель – это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.
Гармоничные отношения со взрослыми-родителями, воспитателями – являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.
- Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.
К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказание) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.
У гиперактивных детей даже в возрасте 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно, увлекательно, с элементами игры и прослеживаемым результатом, гиперактивному ребенку будет намного легче сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет цикличный характер, когда короткий период работоспособности (5-10мин.) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7мин.). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению.
При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также как и к остальным детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.
Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т.к.ему трудно запомнить и соблюдать правила игры, он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных качествах и поступках поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Создайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
Второй необходимый шаг со стороны воспитателя – это установление конструктивного сотрудничества с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе.
Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие понятные правила, дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать свое поведение.
Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремленным.

Советы родителям
- Отвлекайте ребенка от его капризов;
- Сфотографируйте или подведите ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- Отреагируйте, неожиданным для ребенка образом, на его поведение –пошутите, повторите его действия, задайте неожиданный вопрос;
- Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- Уделяйте ребенку достаточно внимания;
- Проводите досуг всей семьей;
- Не допускайте ссор в присутствии ребенка;
- Установите твердый распорядок дня;
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий;
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- Избегайте по возможности больших скоплений людей;
- Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- Гиперактивным детям полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.
Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.
Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.
Игра «Ласковые лапки»
(Эта игра снимает напряжение, агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.)
Содержание игры.
Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке,- отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.
Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»
(Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.)
Содержание игры.
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий, Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь – «молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Игра «Цап!»
(Пальчиковая игротерапия)
Содержание игры.
Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед.Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!
Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.
Игра «Аист»
( На преодоление расторможенности и тренировку усидчивасти)
Содержание игры.
Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:
-Аист-птица, аист-птица.
Что тебе ночами снится?
-Мне болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить – не изловить
Вот и все!
Пора ходить!
Дети ходят на месте.
Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения ( машут «крыльями» ):
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает (дети стоят на месте):
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левой ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Игра «Дерево»
( На релаксацию)
Содержание.
Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба( руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи). По очереди расслабить кисти, затем руки, плечи.
Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырь, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру.
Игра «Оловянный солдатик»
( На развитие саморегуляции)
Содержание.
Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а др. подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Список литературы:
1. Игры для гиперактивных детей. Монина Галина, Лютова-Робертс Елена. Издательство: Речь. 2011.
2. http://www.rmj.ru/articles_4103.htm
Категория: Разное | Добавил: Юля8154
Просмотров: 1256 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА