Вторник, 21:42 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ РАБОТА В LESSON STUDY РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ У УЧИТЕЛЕЙ?
14.01.2017, 09:25

Назарбаев Интеллектуальная школа города Усть-Каменогорска

            

 

Биярова Сания Бабагумаровна, учитель русского языка и литературы

Махатпаева Алмагуль Турсынгазиновна, учитель казахского языка

 

 

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ РАБОТА В LESSON STUDY РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ У УЧИТЕЛЕЙ?

Аннотация

В статье рассматривается идея педагогического подхода Lesson Study и ActionResearch, где учителя  решают свои вопросы коллегиально т.е. в составе небольшой группы единомышленников, объединённые доверительными отношениями друг другу, так как  данные подходы способствуют формированию у учителей лидерских навыков по преобразованию и улучшению собственной практики.  

Цель исследования: изучение деятельности учителей школы  на проявление инициативы для улучшения собственной практики путем участия  в работах творческих групп.  

Исследование сфокусировано на участие  преподавателей в исследовательской деятельности творческой группы  с перспективой создания  каждым учителем в дальнейшем своей группы для обучения других учителей, что и является показателем  развития лидерских навыков учителей.

 

Вопросы исследования:

Как заинтересовать учителей по  совершенствованию  своей педагогической деятельности для  улучшения своей практики и развития лидерских качеств? Позволяет ли работа в творческих группах развивать у учителя лидерские навыки по изменению и улучшению собственной педагогической  деятельности?

 

 Основная идея исследования -  осуществление учителями фокус группы рефлексивного подхода. После каждого цикла (проведения одного урока) учителя проводили подробный анализ каждого этапа урока и  участия каждого ученика на уроке. Таким образом  были выявлены  проблемные ситуации в проведении урока, что и явилось мотивацией учителям фокус-группы  для  изменения таких ситуаций к лучшему.   что и явилось   показателем развития уверенности.

В данном исследовании были использованы анкетирование, наблюдение, а также  рефлексивные интервью. Вопросы анкетирования помогали определить позицию учителя по конкретному вопросу, наблюдение предоставило возможность  изучения поведения отобранных преподавателей. А рефлексивное интервью позволило отслеживать изменение позиции учителя по вопросам исследования:

  • Как помогает  исследование улучшению вашей практики?
  • Помогает ли вам работа в исследовательской творческой группе развивать  уверенность в себе?

Опираясь на проведенное исследование разработаны следующие рекомендации для развития лидерских качеств учителей:

 

  • творческие группы должны создаваться на добровольных началах, где все члены группы заинтересованы в результатах своей работы;
  • важно мотивировать каждого участника группы на их собственное развитие;
  • проводить постоянную  рефлексию с учителями об их опыте, практике преподавания;

сотрудничать с коллегами не только своей школы, но и в сетевом педагогическом сообществе

 

Аңдатпа

Lesson Study және «Әрекеттегі зерттеу» педагогикалық тәсілдері идеясы күнделікті туындайтын сұрақтарды әріптестермен бірлесе отырып, яғни  бір - бірімен сенімді қарым-қатынас қалыптасқан  топ ішінде шешу мұғалімдердің көшбасшылық қабілеттерінің дамуына және тәжірибелерін жақсартуға әсер ететіні туралы мақала ұстаздар үшін қызықты болмақ.

Аbstract

The idea of pedagogical approach Lesson Study and Action Research will be interesting for teachers who answer questions working in small groups; who  trust each other, as these approaches improve teachers’ in leadership skills and their own practice.

 

Интегрированная образовательная программа  НИШ требует от учителя лидерских качеств, что предполагает   взять инициативу на себя по совершенствованию  практики: принимать стратегические решения с коллегами для внесения изменений,

вносить вклад в создание и распространение профессиональных знаний, проявление инициативы для улучшения собственной практики.[1,с.120]  Для решения этой задачи администрация школы попросила нас организовать работу по  привлечению преподавателей к исследовательской деятельности для улучшения качество преподавания в школе через проведения исследования своих уроков. Эту работу поручили нам, учителям русского и казахского языков, так как у нас имелся опыт по работе Lesson Study. Результаты нашей работы были представлены  в методическом пособии «Для желающих заниматься Lesson Study», которая была издана библиотекой ЦПМ г Астаны.

Анализируя работу учителей школы по исследовательской деятельности за предыдущие годы  мы увидели, что учителя из года в год стали включаться в эту работу, но большинство учителей не проявляли интереса к данному педагогическому подходу. Так, если   в 2013-2014учебном году по  школе исследованием урока занималась только одна группа, то в 2014-2015 учебном году число групп увеличилось до 3-х. Нам, координаторам  предстояло заинтересовать и вовлечь всех учителей к исследованию своей практики, а также выяснить причину пассивности педагогов.

 С этой целью мы провели анкетирование на тему «Учитель как исследователь» среди коллег.

Вопросы анкетирования

Цель вопроса

Ответы

Общее количество

Результаты в процентах

11

Исследовательская деятельность- это

 

 

Определение понимания подхода «Lesson study»

Способ профессоинального развития

Из 100% учителей

53 %

Решение какой-то проблемы

 

14 %

Работа в команде

 

33 %

1

 

 

2

Cовместимо ли преподавание и исследовательская работа?

Выявление мотивации учителя к исследованию своей практики

Да, если учитель сам этого желает

Из 100% учителей

60 %

Не знаю, не пробовал. Но хочу

30 %

Пробовал, но не получается.

10 %

2

 

Время, потраченное на исследование   можно посвятить семье или себе. Согласны ли вы с таким утверждением?

Определение умения управлять своим временем

Да, но это того стоит

Из 100% учителей

40 %

Нет, надо просто уметь планировать свое время

41 %

Не всегда

19 %

 

 

4

Где взять тему для исследования?

 

определение сформированности навыков рефлексии учителя

спросить у опытных коллег

Из 100% учителей

17 %

поискать в литературе и интернете

7 %

Из своей практики

66 %

5

Что самое важное для проведения исследований:

Определение проявления инициативы для улучшения собственной практики

одобрение администрации

Из 100% учителей

11 %

Получение дополнительных знаний

33 %

Личный интерес

20 %

Сотрудничество с коллегами

12 %

Любопытство

29 %

Проявление  лидерских качеств

5 %

Участвовало: 87

 

  Результаты анкетирования показали, что более 53 % педагогов считают, что исследовательская деятельность учителя является  способом их профессионального развития. 60 % -ов учителей показали готовность к проведению исследования своей практики,но  40 процентов учителей объяснили свою заинтересованность не умением  планировать свое время. 66 % опрошенных показали понимание  сути педагогического подхода Lesson Study. Нас насторжил ответ учителей на  вопрос: Что самое важное для проведения исследований? Учителя  отметили, что самым важным в исследовательской работе – это получение дополнительных знаний, но к сожалению, всего лишь 5 % -в учителей считают, что такая работа способствует проявлению лидерских качеств. Анализ анкетирования показал, что большинство учителей не понимают того, что учитель,  определяющий  проблему собственной профессиональной деятельности, самостоятельно корректирующий план действий, проверяющий их правильность на практике является  лидером, который не только будет работать над улучшением своей практики, но и может  оказать помощь другим.

И перед нами, координаторами Lesson Study стал вопрос:

Как заинтересовать учителей по  совершенствованию  своей педагогической деятельности для  улучшения своей практики и развития лидерских качеств?

Работу начали с  ожидаемых результатов своей деятельности, т. е. наше  исследование будет  сфокусировано на участие  преподавателей в исследовательской деятельности творческой группы  с перспективой создания  каждым учителем в дальнейшем своей группы для обучения других учителей, что и будет показателем  развития лидерских навыков учителей. Поэтому наша  задача, как исследователей в рамках данного исследования, заключается в изучении деятельности отобранных учителей нашей школы  на проявление инициативы для улучшения собственной практики путем участия  в работах творческих групп [2, с.19].

 Для исследования были отобраны учителя со следующими характеристиками:

Таблица 3 Характеристики преподавателей-участников исследования

Учитель

Общий стаж работы

Возраст

Квалификация

Стаж работы в НИШ

А.Ж.

>25 лет

 

> 35

Учитель- модератор

5 лет

О.Д

> 22 года

31

учитель

3 года

Н.С

15  лет

> 27

учитель

  1. год

 

    

Таким образом, в фокус- группу вошли учителя, которые имели разницу в стаже работы в НИШ и разницу в возрасте.

 В данном исследовании мы использовали анкетирование, наблюдение, а также  рефлексивные интервью. Вопросы анкетирования помогали определить позицию учителя по конкретному вопросу, наблюдение предоставило возможность  изучения поведения отобранных преподавателей. А рефлексивное интервью позволяло отслеживать изменение позиции учителя по вопросам исследования:

  • Как помогает  исследование улучшению вашей практики?
  • Помогает ли вам работа в исследовательской творческой группе развивать  уверенность в себе?

Таблица 4. Первоначальное рефлексивное интервью после 1 цикла.

 Учитель

Рефлексия учителя

 
 
 

Ж.Б.

 

 

Я  чрезмерно переживаю  об успехах моих учеников, потому что на плечи учителя ложится большая ответственность  можно сказать за будущее ученика. Надеюсь, что работа в творческой группе придаст  мне уверенности в своих действиях и послужит улучшению моей практики.

 

О.Д.

 

 

 

Для меня важное значение имеет контакт с учеником. Вернее, для того, чтобы видеть положительный эффект результатов моей работы учителю необходимо устанавливать  отношения с детьми, начинается работа, но при этом дети «не садились  на голову учителя». Надеюсь, в процессе работы лессон стадии я найду для себя эффективные методы установления благоприятной атмосферы для учения и обучения.

 

 Н.С.   

 Я много времени трачу на подготовку к урокам, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Стараюсь продумывать каждое задание,  готовлю дополнительные материалы к  уроку. На всё же есть сомнения в правильности выборов методов обучения .Думаю, что научусь многому у своих коллег и управлять своим временем.   

 

    

Первоначальное рефлексивное интервью обеспечивало доверительную атмосферу, в которой опрошенные могли поделиться подробной информацией о своем личном опыте, представлениях и отношениях с учениками и  коллегами.

       Работу с учителями школы мы продолжили с проведения семинара «Lesson Study для желающих заниматься исследованием своего урока». На семинаре многих учителей интересовали вопросы, касающиеся преподавания предметов («История Казахстана», «География» – на казахском, «Информатика», «Всемирная история» на русском) на втором языке, так как учителя  испытывали трудности в преподавании. Суть проблемы они видели в том, что   ученики в таких классах слабо владеют языком, поэтому  учебный материал  воспринимается учащимися с трудом. Вопросы «Как организовать урок в классах со вторым языком обучения, на которых ведутся данные предметы? Какие методы и приёмы способствуют развитию языка учащихся данных классов?» стали предметом исследования двух  групп, которых мы выбрали в качестве фокус-группы, так как нашей задачей было выяснить: позволяет ли работа в творческих группах развивать у учителя лидерские навыки по изменению и улучшению собственной педагогической  деятельности? Основная идея нашего исследования состояла в осуществлении учителями фокус группы рефлексивного подхода, т. е.  после каждого цикла (проведения одного урока) учителя будут проводить подробный анализ каждого этапа урока и  участия каждого ученика на уроке. Таким образом  выявлять проблемные ситуации для  изменения таких ситуаций к лучшему, что будет показателем развития уверенности у учителей фокус группы.

  Работу по проблеме слабого развития второго языка у учащихся  начали с проведения интегрированных уроков.  Целью таких уроков был  поиск эффективных методов преподавания предметов на втором языке. 

Что подразумевается под интеграцией предметов и по интегрированной образовательной программе? Как  проводить интегрированные уроки? Вот вопросы,над которым нам предстояло работать. Для поиска тответа на эти вопросы мы решили создать  творческие группы учителей из числа языковых и неязыковых предметов. В одну  группу объединились  учителя русского языка и  учителя предметов  Всемирной истории, информатики, так как  данные предметы проводились на русском языке в классах с казахским языком обучения. А во вторую  группу вошли учителя казахского языка и учителя предметов Истории Казахстана, географии, ведущие уроки в классах с русским языком обучения. И поэтому  тему исследования выбрали одну на 2 группы «Способствуют ли интегрированные уроки развитию умению учащихся аргументировать своё мнение?». Такое объединение групп под одной темой объяснялось тем, что учителя пожелали исследовать проведение интегрированных уроков с разных сторон. Какая роль будет отводиться учителю- языковеду на уроке? Как будет поддерживаться развитие языка учителем-предметником? Для отслеживания результатов исследования пришли к мнению, что руководители двух групп будут участвовать в проведении каждого цикла в обеих группах.

Следующим шагом было составление плана  работы всех творческих групп школы. Учитывая перегруженность учителей нужно было составить такой план, который бы не вызывал раздражение учителя, а мягко напоминал о предстоящей работе по данному педагогическому подходу. И мы составили   план работы исследования в виде настольного календаря –путеводителя, который  будет служить учителю как настольный календарь и в то же время  как напоминание о предстоящих встречах   и планируемой работе. На каждом листе календаря был  представлен план работы на месяц, дата встреч, советы и алгоритм пошаговых действий и   стикер для  рефлексии своей деятельности.

На первой же встрече  обсудили количество проводимых циклов:  совместное планирование , проведение и наблюдение  урока и  обсуждение урока.  Решили в каждой группе проводить по 4 цикла для получения достоверных результатов. 

Как вы это делали? Какие вы использовали методы сбора знаний о практике? Что вы узнали о методах сбора данных? По такой схеме мы провели свой первый исследовательский  урок истории Казахстана и казахского языка, на который  пригласили  менеджера  ЦПМ З.Г.как внешнего  эксперта, для оценки нашей работы,. Мнение и опыт этого сотрудника ЦПМ  был важен, так как она работает тренером учителей , обучающихся на уровневых курсах. При обсуждении урока  учителя пришли к мнению, что такой вид интеграции, где на уроке  реализуются цели двух предметов, имеет право на существование, но не решает нашу проблему- преподавания предметов на втором языке. Наш приглашённый эксперт предложила изучить методику преподавания интегрированных уроков по новой образовательной программе НИШ. Проанализировав интегрированную образовательную программу (ИОП) НИШ, для себя сделали вывод, что интегрированные уроки по ИОП отличаются от традиционных  интегрированных уроков тем, что урок ведётся одним учителем по одному предмету (История Казахстана, география для классов с русским языком обучения, Информатика, Всемирная история для классов с казахским языком обучения),  а  второй учитель, учитель –языковед, выступает в качестве помощника ученикам в процессе урока, поэтому  план урока будет составляться по неязыковому  предмету,  где помимо предметных целей будет реализовываться  развитие языка, т.е. предмет будет изучаться с помощью второго или третьего языка и формируется академический язык через изучение предмета. Таким образом, ключевым исследовательским вопросом нашего исследования мы  определили:  показать, что через интегрированные уроки можно  улучшить развитие речи учащихся, для которых данный язык является вторым языком обучения.

  Далее мы обозначили   ожидаемые результаты нашего исследования . В конце работы исследования ожидались , что ученики А,В,С для доказательства своего мнения приведут аргументы с указанием источника, а именно:

  1. ученик А- в качестве доказательства  приведёт примеры с указанием источника (интернет, цитаты, научные труды,)
  2. ученик В – использует информацию, полученную на других предметных дисциплинах, делая ссылку (история, география, музыка и т.д.)
  3. ученик С- использует информацию, полученную на данном уроке.

     После проведения 4-го  цикла было проведено повторное  рефлексивное интервью для отслеживания развития уверенности  в себе и лидерских навыков.

Помогает ли работа в творческой группе  стать хорошим лидером?

Таблица Повторное  рефлексивное интервью после 4 цикла.

Учитель

Рефлексия учителя

 
 
 

Ж.Б.

 

Совместное планирование урока, проведение урока и совместное обсуждение урока позволяют мне увидеть положительные и отрицательные моменты моей практики. Я думаю, что работа в команде придаёт любому учителю веру в себя и чувства поддержки своих коллег, что и является основой  улучшения  практики учителя. 

 

О.Д.

В процессе исследования урока я стала прислушиваться к голосу ученика и это как раз способствует улучшению моей практики.

 

TP C     

Я работаю в данной школе первый год и советы моих коллег для меня бесценны. Именно работа в команде научила меня  видеть сильные и слабые стороны моей работы, вносить коррективы. Поддержка моих коллег придаёт мне уверенность, а это значит, что моя практика улучшается.

 

 

          Результаты повторного рефлексивного интервью показали, что учителя благодаря сплоченной работе в команде могут видеть слабые и сильные стороны своей практики, вовремя делать коррективы что даёт учителю добиваться хороших результатов в своей деятельности. Так вступая во взаимодействие с коллегами  развивают  уверенность  в себе и навыки лидерства.

          Таким образом, в работе Lesson Study мы хотели  привести к успеху других учителей Все учителя, включая и молодых коллег, которые только в этом году приступили к работе и показали свою готовность работать по-новому. Доказательством  тому явилось проведение учителями нашей творческой группы и учителями остальных 5 групп I городской научно-практической  конференции по теме  «Учителя-исследователи в действии».

     По словам учителей фокус группы, первое мероприятие такого масштаба позволило им глубже понять и оценить  исследовательские подходы в их работе, которые они отразили в постерной презентации перед участниками конференции, преподавателями вузов и учителей общеобразовательных школ города.

Таблица: Темы исследовательских работ учителей фокус группы:

Учитель

Тема постерной презентации

 
 
 

Ж.Б.

Оценивание  и самооценивание учащихся 

 

О.Д.

Способствует ли интегрированные уроки русского языка и информатики развитию устной речи учащихся?

 

 C     

Как организация учебной деятельности на уроке влияет на процесс познавательной активности учащихся?

 

Далее учителя фокус группы продолжили работу проведением мастер-классов, где на   практике гостей обучали формулировать темы, проводить наблюдения, собирать  данные по исследованию и т.д.

       Интерес участников, полученные отзывы во время обратной связи  на конференции  говорят о том, что учителя фокус группы стали лидерами, которые могли ставить цели и задать другим направление, подтверждением тому являются их желание создать  свои творческие группы среди учителей общеобразовательных школ города Усть-Каменогорска, где будут привлекать и обучать проведению Lesson Study:

 

ФИО

предмет

набираемая группа

1

Лидер группы  Сапаргалиева А.С. 

учитель казахского языка 

Учителя средней школы №46

2

Лидер группы Кудербаева Г.Ф.

учитель химии

Учителя школы-интерната для одарё нных детей им. Жамбыла

3

Лидер  группы Сулейменова О.Д.  

учитель русского языка

Учителя средней школы №45

4

Лидер группы Абдрахманова Ж.Б.

учитель русского языка

Учителя НИШ

5

Лидер группы Юндина М.Н. НИШ,

учитель английского языка

Учителя НИШ

6

Лидер группы Имашпаев Р.А.

учитель истории

Учителя НИШ

7

Лидер группы Сайлаубекова Н.А.

учитель русского языка

Учителя НИШ

8

Лидер группы Рашиева Н.З

учитель казахского  языка

Учителя НИШ

9

Лидер группы Сакигожина А.Н.

учитель математики

Учителя НИШ

 (Примечание. В таблице выделены учителя фокус-группы.)

Таким образом, работа в творческих группах научила учителей сотрудничать с коллегами не только  по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам в рамках сетевого профессионального сообщества, что и является показателем лидерства.

 Опираясь на проведенное нами исследование мы разработали следующие рекомендации для развития лидерских качеств учителей:

 

  • творческие группы должны создаваться на добровольных началах, где все члены группы заинтересованы в результатах своей работы;
  • важно мотивировать каждого участника группы на их собственное развитие;
  • проводить постоянную  рефлексию с учителями об их опыте, практике преподавания;
  • сотрудничать с коллегами не только своей школы, но и в сетевом педагогическом сообществе.

 

Литература

1.Руководство для учителя. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» Лидерство учителя в школе»  ЦПМ АОО «НИШ» и Факультет образования Университета Кембридж, ..-2015 г.

2.Карен Приморскмй Луис, кеннет Дейтхуд, КайлаЛуолстром, Стивен Э.Андерсон. Уроки лидерства: прослеживая связь с улучшением знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА