Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
17:56

Статья: «Сложности и трудности при воспитании детей, проживающих в интернатах при школе»

 

 

Автор: Николаева Марианна Ивановна,

воспитатель интерната

МБОУ «Ботулинская СОШ

МР «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я)

 

2020 г., с. Ботулу.

 

Воспитание детей, проживающих в интернатах при образовательном учреждение является весьма ответственным, и в то же время сложным процессом. Ребенок, который ходил в детский сад, каждый день виделся и проводил время с родителями в своем доме. Затем наступает пора идти в школу. На данном этапе некоторые дети, в силу обстоятельств, попадают в начальные школы далеко от своего родного дома, и им приходится жить в интернатах при школе. Сам данный переход на новый образ жизни – жизни в интернате, является отдельным объектом изучения, который не наименее важен и актуален.

Ребенок, находящийся в интернате, воспитывается воспитателями, учителями, и конечно же, через других детей проживающих вместе с ними. В этом процессе воспитания доля родительского влияния наименьшая, т.к. ребенок может видеть родителей только в выходные. Это несет в себе сложности в его воспитании, требует определенного внимания и высокой квалификации воспитателей и педагогов. В данной статье я попробую разобраться с проблемами, которые возникают уже в ходе проживания детей в таких интернатах.

У каждого ребенка в своей душе заложен образ собственного «Я».

Данные образы совершенно разные у каждого ребенка. У первого он может быть однозначно реальным, у второго может быть совсем отличающимся от изначального истинного образа. В интернате,в процессе воспитания детей,первостепенной задачей воспитателя является поддержание и дальнейшее развитие личности ребенка, или легкой коррекции его характера и привычек. Поиск индивидуального подхода к каждому ребенку – это основа работы воспитателя. Данный подход приемлем в воспитании в любом образовательном учреждении – в детском саду, или в школе. Но в интернате данный вопрос требует более пристального внимания. В связи с чем?Возможно предположить, что на развитие личности ребенка в интернате влияют несколько факторов.

Первым и основным фактором является то, что дети приходят в данные учрежденияиз неблагополучных семей, где воспитанием ребенка, как человека не занимаются должным образом, или совсем не занимаются. Родители в неблагополучных семья не уделяют должного внимания и заботы своим детям. Дети зачастую лишены родительской ласки и тепла. В таких семьях дети очень рано, буквально к семи-восьми годам становятся не по-детски взрослыми, они копируют поступки, манеру выражения эмоций и речи своих родителей. Но это не всегда положительные качества в характере и поведении детей. Таким образом, задачей педагога, воспитателя является наверстать то упущенное время родителями и подкорректировать поведение ребенка, прививать ему положительные качества в его характере, научиться общаться с другими людьми, уметь выражать собственные эмоции.

Второй фактор состоит в том, что данную проблему легче решить с одним трудным ребенком, например если его оградить от влияния и подражания плохому и привитию хорошего. Но в случае, когда таких детей больше 10-20 человек в учреждении, и все они разного возраста, каждый со своими особенностями в развитии, привычками, - то уже становится проблематичным нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому, педагогам и воспитателям школ-интернатов приходится вкладывать огромные усилия в своих воспитанников для того, чтобы держать их воспитание и сам воспитательный процесс под контролем. Резонно спросить: «В чем заключается данная проблема? Ребенок находится под защитой государства, получает качественное образование, хорошее воспитание и питание, ограждён от негативного влияния извне». Но не стоит забывать, что влияние негативных факторов не уменьшается в связи с тем, что дети младшего школьного возраста видят плохие поступки или речевые выражения от старших школьников и с удовольствием подражают им. Это происходит не потому, что маленькому школьнику педагоги плохо объяснили: «Что такое хорошо и что такое плохо», а потому, что ребенку привычнее эти поступки и такие слова с раннего детства, он их знает и любит, а так же в связи с их возрастными особенностями. Как говорится: «Привычное, сильнее приобретенного».

Третий фактор – заключается в том, что ребенок не может однозначно интерпретировать и анализировать события и моменты. Ему легче перенимать реакцию от других детей путем подражания. Таким образом, ребенок скрывает свое истинное настроение, снаружи окружающие могут видеть искусственный образ. Такое подавление чувств так же негативно сказывается на психическом здоровье ребенка.Ребенок ежедневно и самостоятельно изображает из себя прилежного, старательного ученика, а не сына или дочь, которые могут прийти домой расслабиться и отдохнуть от школьной суеты, поделиться положительными или отрицательными эмоциями с родителями, выговорить то, что его радует или беспокоит. Ребенок лишается ответной реакции и внимания от родителей и родных, которые могли бы дать советы по решению его проблем. У детей закрытых образовательных учреждений нет рядом родителей, они должны всегда сами решать свои проблемы, подавлять или выплёскивать свои эмоции. Поэтому столь важно чтобы педагог научил детей доверять ему. Требуется знать проблемы каждого воспитанника, уметь выслушать, помочь добрым советом, пожалеть и оказать помощь, в решении возникшей ситуации, которая тревожит ребенка на данный момент.

Четвертый фактор состоит в том, что связь ребенком с родителями поддерживается. На несколько дней ребенок приезжает в семью, где снова сталкивается с вышеперечисленными, влияющими факторами, сказывающимися на личностном развитии. Также в семье возможны случаи, когда ребенок видит хамство или агрессивное поведение взрослых, или по отношению к нему самому и, возвращаясь в школу, выплёскивают свои негативные эмоции и обиды на одноклассниках, и на педагогах.

Пятый фактор заключается в том, что в школах-интернатах есть расписание и режим, по которым должны жить и учиться дети данных учреждений. Данный фактор сам по себе имеет больше положительное влияние, но если посмотреть глубже, то можно предположить, что когда ребенок привыкает к тому, что все вопросы за него решают взрослые: то есть когда идти спать или пробуждаться, принимать пищу, делать домашнее задание, когда гулять и в какие игры играть; куда ходить на экскурсию или на другое развлекательное мероприятие его поведут и т.д. По моему мнению — это лишает детей способности самостоятельного выбора, лишает логического мышления, самостоятельного и свободного выбора, что так же негативно влияет на его психическом здоровье. Обосную почему: когда ребенка ведут на экскурсию, он осознает: «Что так нужно, все идут и меня ведут». То есть у ребенка отсутствует право собственного выбора: нет его собственной цели в экскурсии, нет того чего бы именно он, ребенок хотел от этой прогулки, узнать нового, чему именно он хотел бы научиться, получить какие то навыки и т.д..

Возможно предположить, что эти дети сами перестают ставить перед собой цели и стремится ее достигнуть, и привыкают к тому, что всё и все за них должны принимать решения, делать и преподносить на «золотом блюдечке», постоянно подталкивать к выполнению каких-либо задач. А во взрослой жизни таким детям просто тяжело, ведь рядом нет того, кто принимает за него решения.

Поэтому считаю, что в школах-интернатах педагогам просто необходимо: вовремя выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности у детей. Прививать трудолюбие, научить получать удовольствие от полученных результатов своего труда. Научить ребенка самому принимать решения, делать правильный выбор, ставить перед собой цели и достигать поставленного, а также не останавливаться на достигнутом результате. Необходимо ребенка научить нести ответственность за себя и свои поступки. Приучить к тому, что во взрослой жизни ему самому придется себя обеспечивать. Объяснять, что сейчас ему лишь помогают потому, что он маленький и беззащитный. В общем: помочь ребенку вырасти достойным гражданином и сильной самостоятельной личностью. В своей работе с детьми я стараюсь придерживаться данного правила и при планировании ежедневной воспитательной работы предлагаю детям варианты мероприятий (согласно, общешкольного воспитательного плана), которые мы вместе обсуждаем и выбираем наиболее понравившейся вариант. Так же дети ставят перед собой цели и задачи данного мероприятия, а по завершению мы анализируем наши результаты.

При обучении и воспитании детей в школах-интернатах, перед педагогом возникают трудности: «разбудить» в ребенке такие психические процессы как память, восприятие, дистанционные ощущения, речь и мировоззрение. Для этого просто необходимо выявить такие свойства интеллекта ребенка как:

  1. Арифметический фактор (способность совершать основные операции с числовым материалом),
  2. Беглость речи (способность легко формулировать),
  3. Вербальное мышление (понимание речевых сообщений)
  4. Память (запечатление, сохранение и воспроизведение информации),
  5. Рассудочность – сообразительность (способность комплексно решать проблемы с использованием прошлого опыта),
  6. Пространственное восприятие (способность адекватно воспринимать пространственные отношения),
  7. Готовность к перцепции (способность распознавать и дифференцировать актуально действующие импульсы),
  8. Комплексность (способность увидеть в проблеме внутреннюю организацию),
  9. Связанность (способность перейти от одного содержания к другому),
  10. Целостность (способность понимания целого, взаимосвязей),
  11. Пластичность (способность упорядочивать отдельные составляющие проблемы и решение ее новым способом).

Для успешного достижения поставленных задач нужна профессиональная команда – это педагоги-предметники, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, воспитатели, логопеды и т.д., работающие в едином направлении по развитию и воспитанию детей в общеобразовательных учреждениях. Потому что, одному педагогу не под силу скорректировать то, что было заложено в ребенке годами в семье. Можно сказать с уверенностью, что педагоги школ-интернатов, несут большую ответственность за своих подопечных, и порой мы выполняем не только роль учителя-наставника, но и роль родителя, старшего товарища для наших воспитанников. Это ежедневный и тяжелый труд, в котором желаю всем удачи и терпения.Воспитание может быть более успешным, если педагоги и родители работают над решением проблем воспитания детей совместно.

 

 

Категория: Разное | Просмотров: 96 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА