Среда, 12:04 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

"Система работы мастера производственного обучения с обучающимися в период адаптации"
[ Скачать с сервера (43.8Kb) ] 22.12.2016, 18:05

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Киселевский политехнический техникум»

Л.В. Марченко

Система работы мастера производственного обучения
с обучающимися в период адаптации
(обобщение опыта работы)

Оглавление
Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Организация воспитательной работы в группе…………………..
1.1. Профориентационная работа. Работа с приемной комиссией…..
1.2. Собеседование с родителями и абитуриентами перед началом нового учебного года………………………………………………..
1.3. Составление базы данных: из документов приемной комиссии, тестирование психолога, собеседования с родителями………….
1.4. Выявление лидеров группы через коллективные творческие ме-роприятия…………………………………………………………….
1.5. Формирование актива группы…………………………………….
1.6. Вовлечение обучающихся во внеаудиторную работу техникума.
Глава 2. Работа с родителями……………………………………………….
…3
…4
…4

…4

…5

…6
…7
…8
…10


Введение
Свойство мудрого человека состоит в трех
вещах: первое – делать самому то,
что он советует делать другим, второе –
никогда не поступать против справедливости
и третье – терпеливо переносить
слабости людей, окружающих его.
Л.Н. Толстой

Каким бы громким ни было имя учебного заведения, какую бы популярность оно не снискало в своем населенном пункте, радости или, увы, разочарования, которые станут реальностью для подростка, поступившего сюда на учебу, будут связаны, прежде всего, с группой, в коллектив которой он вольется.
От успешности самых первых контактов мастера со своими будущими учениками, от того, как будут выстраиваться межличностные отношения на-ставника с ними и каждого из них друг с другом, часто зависят и темп овладения специальностью и психологический климат в группе на довольно большой временной период.
Мастер постоянно соприкасается с духовным миром своих питомцем, поэтому он должен быть особенно уважителен по отношению к личности каждого конкретного обучающегося – точными и уважительными должны быть все предпринимаемые им действия. Достичь этого совсем не просто. Здесь многое (если не все!) зависит от мудрости педагога, его умения выстраивать отношения, его авторитета. За годы обучения мастер, передавая секреты профессии и воспитывая, формирует из плохо ориентирующегося в происходящем подростка взрослого юношу, подготовленного к будущей самостоятельной трудовой деятельности и жизни.
Ниже предлагается программа изучения обучающихся первого курса.

Программа изучения обучающихся:
1. Профориентационная работа. Совместная работа с приемной комиссией.
2. Собеседование с родителями и абитуриентами перед началом нового учебного года.
3. Составление базы данных с использованием личных дел, тестирования психолога, собеседования с родителями.
4. Выявление лидеров группы через коллективные творческие мероприятия.
5. Формирование актива группы.
6. Вовлечение обучающихся во внеаудиторную работу техникума.


Глава I Организация воспитательной работы в группе
1.1.Профориентационная работа. Работа с приемной комиссией.

Первое знакомство с абитуриентами начинается во время профориентационной работы в школах города. Важно подобрать интересно составленный материал о техникуме, о профессиях. В этом году использован материал о мероприятиях, которые проходили в течение предшествующей недели. 14-го марта вокальная группа «Унисон» принимала участие в конкурсе военно-патриотической песни «Виктория». В этот же день участвовала в ярмарке учебных мест в школе № 27. 15-го марта родители школы №3 на родительском собрании выпускников 9-х классов увидели эти выступления. Видеофильмы смонтировал Кувшинов А.И. по личной просьбе мастера п/о. Безусловно, такое выступление по сравнению с коллегами педагогического колледжа было более выигрышным.
Агитбригада техникума произвела фурор, выступая со своей программой перед абитуриентами в «День открытых дверей». В областном конкурсе агитбригада заняла 2-ое место.
Ученики школ с интересом смотрели выступления агитбригады техникума, узнавали среди них знакомых, друзей, товарищей, задумывались о дальнейшем выборе профессии, о правильном выборе образовательного заведения.
Для выпускников школ порою не достаточно таких мероприятий.
Не секрет, что одни студенты приходят поступать в техникум за компанию с другом, других заставили родители. Третьи – самое близкое учебное заведение к дому. И только четвертая часть имеет начальные навыки по выбранной профессии благодаря отцу, дяде, дедушке.
Своевременным бывает посещение мастером п/о приемной комиссии техникума. Мастер п/о как никто другой сможет объяснить значимость предлагаемой профессии и востребованность ее на рынке труда. Для нынешнего поколения главным показателем является заработная плата. Для родителей – трудоустройство по окончании учебного заведения, отсрочка от армии. Мастер объяснит необходимость и значимость получения второй смежной профессии в стенах техникума для получения более высокой квалификации в выбранной профессии. На курсах обучения по дополнительным профессиям студенты техникума получают 50% скидку по стоимости обучения.

1.2. Собеседование с родителями и абитуриентами перед началом нового учебного года

Немало важным фактором является возможность собеседования с родителями и абитуриентами перед началом учебного года. Встречу удобнее проводить в последние числа августа.
Взрослым предлагается охарактеризовать сына с положительной стороны. Родители к такому не привычны, вначале даже стесняются. Как правило, они привыкли к тому, что их сына постоянно ругают, считают «трудным» подростком. При первой встрече взрослые понимают, что к ним относятся доброжелательно, им рады, их здесь ждут и всегда будут рады помочь. Эту мысль чуть позже продолжат и социальный педагог, и психолог техникума.
Взрослые, особенно мамы, расскажут о здоровье сына, о достижениях в начальных классах, в каких секциях занимался, какой помощник в доме, чем занимается с друзьями в свободное время, какой характер, какой подход нужен к сыну.
Для всех подростков важно, каким тоном к нему обращаются, как произносят имя. Например, Валентин или Валя, Александр или Саша, а может Саня. Практика показывает, что многие подростки отвергают грубый и громкий разговор педагогов. Проявляется накопленный негатив к педагогам школы. Во время первого семестра важно помнить, что каждый обучающийся индивидуален, строит взаимоотношения в новом коллективе, старается проявить себя с положительной стороны. Мастер п/о должен улавливать такие моменты, направлять и помогать подростку в самоутверждении с положительной стороны. На первом собеседовании как раз можно узнать, кто стремится что-либо изменить в своем поведении, мечтает быть лидером группы или оставаться в стороне. С удовольствием расскажут о своих увлечениях. Это, как правило: футбол, хоккей, рыбалка, компьютер.
Первое собеседование помогает в адаптации к новому коллективу родителям и абитуриентам. Они знакомятся с правилами поведения в техникуме, какие учебные принадлежности необходимо приготовить, знакомятся с мастером п/о, обмениваются телефонами.
В одной группе такого собеседования не было. Трое родителей пришли с сыновьями на 1 сентября и после торжественной линейки попросили разрешения присутствовать на первом часе знакомства. Было понятно неравнодушие родителей. Им хотелось увидеть состав группы. Папа предложил свои услуги фотографа-любителя. Одна мама приехала со своим сыном просто потому, что она – многодетная мама четверых детей. Поступил старший сын, думала, что он самый маленький ростом среди парней, оказался вторым. Другая мама не зря беспокоилась за своего сына, период адаптации проходил тяжело, парень оказался молчаливым и замкнутым. В дальнейшем у него так же тяжело проходило вливание в производственный коллектив во время производственной практики, хотя трудоустроен был на предприятие к матери.
Опыт показывает, что собеседование до начала обучения необходимо и родителям, и абитуриентам, и педагогам.

1.3. Составление базы данных: из документов приемной комиссии,
тестирование психолога, собеседования с родителями

Помочь мастеру сориентироваться в особенностях вновь поступивших подростков поможет психолого–педагогическая характеристика личности обучающегося, отработанная психологом техникума. Мастеру удобно завести папку личных дел обучающихся. На каждого отводится несколько листов. Удобнее будет, если титульная страница, посвященная каждому обучающемуся, будет содержать его фотографию, адрес прописки и фактический адрес проживания, номер школы, где обучался, поименный номер, домашний и личный мобильный телефоны, фамилии, имена и отчества совместно проживающих членов семьи с датами рождений. Такие данные помогают помнить возраст родителей и по возможности поздравить с юбилейными датами. Важно знать место работы родителей с рабочими телефонами и с фамилиями их непосредственных руководителей. Указываются мобильные телефоны родителей и близких родственников. Эти данные при определенных ситуациях могут оказаться нужными. Здесь же могут записываться наблюдения, касающихся интересов, участия в мероприятиях и волонтерском движении, достижения, выполнение общественных поручений и прочие моменты.
Такой постепенно накапливающийся материал позволит найти верный тон в отношениях мастера и обучающегося, более правильно понимать причины поведения подростка в той или иной ситуации.

1.4 Выявление лидеров группы через коллективные творческие
мероприятия
Наблюдайте за поведением человека,
вникайте в причины его поступков,
приглядывайтесь к нему в часы досуга?
Останется ли он тогда для вас загадкой?
Конфуций

В начале учебного года коллективные творческие мероприятия, как правило, организовывает администрация техникума. От мастера зависит подготовка и уровень участия группы в мероприятии, правильное распределение разовых поручений.
В Киселевском политехническом техникуме стало традицией, первое коллективное мероприятие – туристический слет.
За время общения педагога со студентами в не официальной обстановке открываются новые грани в познаниях друг друга. Хотя это мероприятие организовывает администрация техникума, для мастера и студентов группы – это первое творческое коллективное мероприятие.
Запомнился туристический слет в 2013 году. Чем и что было положительного? Мероприятие проведено на первой неделе учебы (позже не желательно). Участвовали первые и вторые курсы. Не потребовалось продолжительной подготовки. Номера художественной самодеятельности исполнялись по желанию от каждой группы или один номер от двух групп одной специальности. Предварительно подобрали репертуар туристических песен. По нашей профессии «Машинист дорожных и строительных машин» туристическую песню пели вместе первый и второй курсы.
Для первого курса туристический слет- первое значимое мероприятие. Проявляется физическая подготовка, сноровка в организации бивуака, в приготовлении пищи. Общение с одногруппниками и педагогическим коллективом в не официальной обстановке. На этом мероприятии видно, кто способен повести за собой коллектив, а кто просто добросовестно выполнил поручение мастера. Обязанности по подготовке к турслету по приготовлению пищи и оформлению бивуака распределяются заранее. Определяется команда по эстафетам. Обсуждается изготовление поделки. Каждый обучающийся обязательно получает задание. Мастеру удобно список поручений записать и согласовать со студентами.
За время работы сталкивалась с проблемой явки обучающихся на коллективные мероприятия. Не всегда получала желаемый результат. Пришла к выводу, надо повышать мотивацию подростков к участию во внеаудиторных мероприятиях.
Важно довести до сведения обучающихся необходимость присутствия каждого члена коллектива на мероприятии, что именно он является обязательным звеном в цепочке для получения положительного результата выступлений на турслете. Из опыта работы замечено, что таким образом представленная информация об ответственности каждого обучающегося, подросткам интереса не представляет. Фраза о том, что после туристического слета состоится групповое собрание по выбору актива группы, настораживает подростков. В данном случае целесообразно напомнить о награждениях, обучающихся за активные участия в мероприятиях техникума. После таких сообщений явка обучающихся на мероприятии обеспечена.
После туристического слета опытный педагог может безошибочно определить обучающихся, способных работать в команде актива группы, быть ведущими во всех начинаниях.

1.5 Формирование актива группы.
Каждый из нас сам вычеканивает цену
своей личности: человек бывает, велик или
мал, в зависимости от собственной воли.
С. Смайлс

Совсем не простая задача для мастера - педагога – безошибочно выявить сущность натуры обучающегося. Тем не менее, используя наработки, рекомендации и методики ученых, прежде всего психологов, а также свои собственные наблюдения, мастер имеет возможность весьма продуктивно изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося в своей группе.
Мастеру необходимо с первых дней выявить возможных лидеров. С этой целью следует определить коммуникативные и организаторские склонности у обучающихся. Внимательное и чуткое отношение к разным нюансам поведения обучающегося позволит мастеру увидеть особенности его личности.
До настоящего времени актив группы выбирают сами обучающиеся.
Мастер оглашает сектора, должности. Как правило, желающих больше, чем должностей. В чем секрет? Ответ – в мотивации на поощрение за активное участие в делах техникума. Мастер предварительно в беседах приводит примеры поощрения за активное участие в спортивных мероприятиях, в волонтерском движении, за участие в конкурсах по профессии. Завершающим является награждение лучших студентов и их родителей на Губернаторском приеме. Можно пригласить в группу лучших студентов техникума. Они расскажут о своих достижениях, наградах, поощрениях. Для первого курса такие беседы важны и значимы. Они видят настоящие примеры для подражания, а не вымышленных героев.
После встречи и беседы с лучшими студентами и спортсменами технику-ма, выбор актива группы не составит особого труда. Главное, чтоб всем же-лающим достались поручения. В последней группе из 25 человек, 19 – вошли в актив группы по собственному желанию.
Каждый обучающийся предлагал свою кандидатуру лично. У старосты и у физорга получилось по два заместителя. В трудовой сектор вошли три человека. В волонтерскую группу вошли 8 человек.
В конце первого семестра в группе подводились итоги работы актива группы. Работа была оценена на оценку «хорошо». Мною, мастером п/о, отмечено, что вовлечение обучающихся для работы в активе группы и секторах по желанию самих подростков, дает положительные результаты.
Обучающиеся, входящие в состав трудового сектора и волонтерской группы принимали участие в благотворительных акциях и субботниках.
Результатом такой работы явилось участие обучающихся первого курса в акции по доставке продуктов с сельскохозяйственной ярмарки пожилым жителям города до остановки или до ближайших жилых домов. Помогали Дому сестринского ухода по расчистке территории от снега, в Доме малютке организовывали активный отдых с малышами на свежем воздухе, участвовали в субботниках по благоустройству города и на территории Дома ветеранов.
Волонтерская группа имеет благодарность от администрации города за активное участие в мероприятиях по благоустройству городской территории.

1.6 Вовлечение обучающихся во внеаудиторную работу техникума
Развитие всесторонне развитой личности начинается с вовлечения обу-чающихся во внеаудиторную работу техникума. Провести эту работу жела-тельно в первый месяц обучения, в период адаптации. Под предлогом знакомства с территорией и корпусами техникума, можно приостановиться в кабинете педагога дополнительного образования. По предварительной договоренности часть обучающихся будет «прослушана», определены вокальные данные. Многие узнают о своих способностях впервые и, к сожалению, считают занятия в вокальной студии не серьезным занятием. Для кого-то занятия спортом, накачивание мышц является первостепенной задачей для самоутверждения в новом коллективе.
Футбол – вид спорта, которым увлекаются или увлекались практически все юноши. С этого вида спорта начинаются спортивные соревнования. Отборочные туры на выявление лучших игроков группы проходят на уроках физической культуры. Мастер перед уроком физической культуры дает поручение физоргу и его заместителям определить состав сборной группы по футболу. Они должны сами назначить вратаря, нападающих, защитников команды и запасных игроков. Лучшие футболисты входят в состав команды техникума. Проходит этап самоутверждения перед сверстниками. Несмотря на слабые знания по общеобразовательным предметам, демонстрирует свои положительные спортивные результаты. Принцип «не могу там – могу здесь». Первокурсникам хочется, чтоб в них заметили и увидели что-нибудь хорошее. Сами себя не могут похвалить, а педагог должен проговорить положительные результаты обучающегося перед всей группой и выразить надежду, что это не предел, впереди будут лучшие показатели. Рекомендуется произнести: «Мы в твои достижения верим и надеемся». Слово мы подчеркнет, что вы, педагог и группа, с ним рядом. Вы – одно целое, вы вместе с ним. Результаты не заставят себя ждать. Подросток будет стремиться оправдать оказанное доверие, будет участвовать во всех спортивных мероприятиях, которые ему по плечу. За одним человеком подтянутся и второй, и третий. Будут заниматься в спортивных секциях, и выступать за техникум.
Внеаудиторная деятельность рассматривается как предоставление возможностей для развития личности студента. Успех достигается тогда, когда удается воспитать человека с высокими личностными качествами.


Глава 2. Работа с родителями

Знакомство с родителями педагогу удобно начинать заочно, с изучения анкеты и заявления абитуриента. Выписать и занести в свою базу данных состав семьи с датами рождений всех членов семьи. Во время работы эти данные пригождаются не один раз.
Важно первое знакомство с родителями. Педагог должен быть доброжелательным, приветливым, внимательным. Для родителей важно почувствовать и увидеть заинтересованность ими педагога. Далеко не секрет, что эти родители привыкли к тому, что их сына часто ругали в школе, на родительских собраниях мало говорили хорошего. В итоге, сын прогуливал уроки, родители не посещали родительские собрания.
Во время первой беседы надо создать «тонкую нить» в отношениях между родителями и мастером п/о, нить помощника и соучастника в достижении желаемой цели – получении профессии в данном образовательном учреждении. Сделать акцент, что только совместными усилиями со стороны техникума, студента и родителей, цель будет достигнута. Первая обязанность родителей – быть в курсе всех дел своего сына, отслеживать посещаемость, успеваемость сына, посещать родительские собрания, отвечать и реагировать на телефонные звонки мастера п/о.
При всех последующих встречах с мастером п/о, родители должны видеть уважительное отношение к ним. Это помогало не один раз. Встречались мамы, которые в начале беседы готовы жаловаться в инстанции на несправедливость, что к сыну относятся предвзято, во время беседы успокаивались, далее в работе по организации мероприятий были первыми помощниками.
Конечно важно, чтобы в группе у мастера п/о не было «любимчиков». Относиться надо одинаково и к родителям, и к обучающимся. Родителям необходимо доносить четкую и достоверную информацию. Ни в коем случае нельзя доносить непроверенную информацию. Конечно, не всегда родители верят педагогу, только со временем убеждаются в достоверности информации. Как правило, подобные притирания проходят на первом курсе.
На втором курсе взаимопонимание с родителями достигнуто. Подтверждением служит проведенное тематическое родительское собрание «Формы промежуточной аттестации на 2 курсе и требования к прохождению производственной практики на предприятиях города». На собрание были приглашены родители и обучающиеся, администрация техникума, работодатели предприятий города ОАО «Аргеллит», базового предприятия «СУЭК». Мероприятие проводилось перед выходом на предприятия города обучающихся 2 курса.
Мероприятие проводила мастер производственного обучения совместно с педагогом дополнительного образования. Была разработана программа выступления вокальной группы «Унисон». С сольными номерами выступили студенты, чьи родители присутствовали в зале.
Результатом собрания стала высокая оценка мероприятия студентами и их родителями на этапе рефлексии. Были так же получены положительные отзывы от представителей предприятий.
Такой результат достигается не сразу. Убедить родителей присутствовать на данном родительском собрании – нелегкая задача. Заинтересовать отцов - вдвойне нелегкая задача. С каждым папой проводилась индивидуальная предварительная беседа, объяснялась значимость явки на собрание, необходимость получения сыном второй смежной специальности, возможность трудоустройства на предприятия города для прохождения производственной практики. Отрадно было видеть результат. Отцов присутствовало больше, чем матерей. Присутствовали семьями. Приехала семья, которая проживает далеко за пределами города. Другая семья: рядом сидели мать, сын и отец, совместно не с ним не проживающий. Пришлось и его убедить проявить заинтересованность к судьбе сына.
Данное собрание проводилось в третьем семестре обучения. В четвертом семестре проводилось родительское собрание совместно со студентами по вопросу сдачи ГВЭ. Отцов присутствовало больше, чем матерей.
В итоге, по окончании второго курса достигнуты следующие результаты: ГВЭ сдали все обучающиеся, в полном составе переведены на третий курс.
78 % обучающихся группы получили дополнительную смежную профессию за время обучения на 2 курсе в техникуме.

Категория: Разное | Добавил: pretty-woman | Теги: профориентация, мастер производственного обучения, обучающийся
Просмотров: 132 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА