Пятница, 06:56 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Рефлексия как стартовое звено для новой образовательной деятельности современного урока в условиях ФГОС
[ Скачать с сервера (62.4Kb) ] 03.03.2016, 07:52

Рефлексия как стартовое звено для новой образовательной деятельности современного урока в условиях ФГОС

 

Волынкина Елена Александровна,

учитель начальных классов, педагог-психолог

ГБОУ СОШ «Оц» с. Александровка  м.р.

Кинель-Черкасский Самарской области

 

В данной работе я описала различные формы проведения рефлексии на уроке, которые я использую в своей практике. Они зависят от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей и т.п.

В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и смысловой деятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно - ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.

Организация рефлексии на уроках в начальной школе

   Рефлексия  является важным условием создания развивающей среды на  уроке.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Поставив цель, ученик определяет для себя способы достижения поставленных целей. Поэтому рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. 

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

·                     диагностическую функцию – это взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективность взаимодействия, педагогических средств;

·                     проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

·                     организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

·                     коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

·                     смыслотворческую – формирование в сознании участников (учителя и ученика) смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

·                     мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

·                     коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем:

·                     самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

·                     предприимчивость. Ученик понимает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки не отчаивается, а поставить перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

·                     конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, эффективнее.

Рефлексия, как образовательная деятельность, относится к двум областям:

1.   Онтологической, связанной с содержанием предметных знаний.

2. Психологической, т.е. обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности.

Нужно отметить, что рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации полученных результатов и повышения эффективности деятельности в дальнейшем.

Методика организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие обязательные этапы:

  • Остановка предметной деятельности;
  • Восстановление последовательности выполненных действий;
  • Изучение составленной последовательности действий;
  • Формулировка полученных результатов;
  • Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.

Таблица №1

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

 

С чего вы начнёте?

На этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

 

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет  вам работа в парах?                       

 

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

 - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  степени сравнения прилагательных?

 - Какие трудности вы встретили?

- Как с ними справиться?

- Что нового я узнал на уроке?

- Каким образом я получил новые знания?-

- Каким образом я смогу полученное на уроке, использовать в будущей жизни?».

 

А также по итогам изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Рефлексию классифицируют:

  • по содержанию: устная и письменная.
  • по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
  • по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
  • по функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял – не понял, какие затруднения испытывал).

 

Таблица №2

Приемы рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Классифика-ция

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

в начале урока

Установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

·         Я почувствовал, что…

·         Было интересно…

·         Меня удивило…

·         Своей работой на уроке я…

·         Материал урока мне был…

·         Мне захотелось…

·         Мне больше всего удалось…

·         Моё настроение…

·         Заставил задуматься…

·         Навел на размышления…

·         Могу похвалить своих одноклассников…

 

в конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия     деятельности

на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ

осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

прием «лестницы успеха»,

графического организатора «рыбья кость».

·         У меня получилось…

·         Я научился

·         Сегодня на уроке я смог…

·         Урок дал мне для жизни…

·         За урок я…

 

в конце урока

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия    содержания   учебного    материала

Этап изучения учебного материала

выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта,  прием синквейна

·         Сегодня я узнал…

·         Было трудно…

·         Я выполнял задания…

·         Я понял что…

·         Теперь я могу…

·         Я приобрёл…

·         Я научился…

·         Урок для меня показался…

·         Для меня было открытием то, что…

·         Мне показалось важным…

·         Материал урока был мне…

 

 

  •  

Школьный урок – это часть жизни ребенка, где он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

В профессии учителя, особенно в условиях ФГОС, нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске, он постоянно задает себе вопросы:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым, его профессиональный рост прекращается. Определенно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 226 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА