Вторник, 05:14 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Реабилитация детей и подростков через творческое направление в условиях социально-реабилитационного центра
08.10.2018, 17:37

Государственное казенное учреждение Самарской области

«Тольяттинский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Гармония», г.Жигулевск

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 

Реабилитация детей и подростков через творческое направление в условиях социально-реабилитационного центра

 

Виссарионова Юлия Ивановна,

 воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

Воспитанники ГКУ СО «Тольяттинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» ощущают огромную тягу к искусству, что подтверждает их активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.

Но, когда перед ребенком открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества – это и есть настоящая реабилитация.

Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и подростков в систему художественного образования, эстетического воспитания и нравственного развития.

Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей «неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.

После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между самими ребятами и между ребятами и их родителями или опекунами.

Правильно организованная система этой деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Особое место в воспитательной работе отводиться организации досуговой деятельности.

Цель досуговой деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами являются:

· усилить педагогическое влияние на жизнь воспитанников в свободное от учебы время;

· организовать общественно-полезную и досуговую деятельность воспитанников совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

· выявить интересы, склонности, способности, возможности детей к различным видам деятельности;

· оказать помощь в поисках «себя»;

· создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

· развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

· создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

· развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

· расширить рамки общения с социумом;

· воспитывать культуру досуговой деятельности детей.

Виды деятельности для развития творческих способностей:

  • игровая деятельность;
  • художественное творчество.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть воспитатель планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей воспитанников. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Цели и задачи, которые может поставить воспитатель в развитии творческих способностей:

  • развивать детскую фантазию, причинно–следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;
  • развивать умение сочинять рассказы и сказки;
  • решать сложные проблемные задания;
  • формировать любознательность;
  • стремление к познанию нового, неизведанного;
  • формировать умение мыслить логически, нестандартно;
  • развивать речь, логику мышление;
  • повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Основные принципы творческого воспитания:

  • индивидуальный подход;

· личный пример («делай, как я!»);

· формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);

· не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения:

· Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности).

· Пассивные (собственный пример, беседы).

Наибольший эффект в развитии творческих способностей может оказать:

  • реализация занятий по специально разработанной программе,
  • вовлечение воспитанников в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры;
  • экскурсии, наблюдения;
  • участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах;
  • творческие мастерские.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность, которой отлично можно заниматься в условиях центра.

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности воспитателя и ребенка, где каждый из участников – полноправный член. При этом воспитатель не только демонстрирует различные творческие способы досуговой деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально воспитатель отнесется к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей.

К настоящему времени в мире сложилось понимание важности роли не только сферы культуры в становлении и развитии человечества в целом и в отдельных государствах, но и творческих личностей, формирующих и развивающих ее. Это понимание привело к формированию в большинстве стран мира социально-культурной инфраструктуры, обеспечивающей создание условий для реализации потенциала всех сфер общественной деятельности. От простых форм оказания помощи тем слоям населения, которые в ней нуждались просто для выживания в трудных экономических условиях, пройден путь до создания развитых многоэлементных систем социализации и адаптации новых поколений в конкретное общество, а через такое общество – приобщение к общечеловеческой культуре. Дети «группы риска» – это часть того нового поколения, которое приходит на смену существующему, и чьей задачей является дальнейший прогресс человечества. Культурно-досуговая деятельность является одним из самых эффективных способов реабилитационно-профилактической работы с детьми всех категорий группы риска.

Важнейшей характеристикой культурно-досуговой деятельности является то, что многообразие ее форм и видов практически бесконечно. Это связано в первую очередь с тем, что человек, создатель и носитель культуры, является и объектом и субъектом в социально-культурной сфере, а в основе социально-культурной деятельности лежит творческая деятельность. Все новое в жизни любого общества порождается творчеством человека. В свою очередь, творческое развитие человека обусловлено не только образованием, но и его вовлечением в культурно-досуговую деятельность.

Таким образом, можно делать вывод, что негативный жизненный опыт, который получили дети «группы риска», негативно влияющий на психологическую и эмоциональную сферы детей, связан не только с особенностями самого ребенка (психофизическими, эмоционально-психическими, врожденными, в том числе медико-патологическими), но и с социальной средой, в которой он растет.

В условиях когда, с одной стороны, из-за политико-экономических кризисов увеличивается число семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях и становятся неплатежеспособными, что в свою очередь увеличивает рост числа детей группы риска, а с другой стороны, резко сокращается число бесплатных досуговых организаций и учреждений, включая школьные кружки и секции, что заметно сокращает возможности занятий организованной культурно-досуговой деятельностью для детей из неблагополучных и социально незащищенных семей. Каждый из таких детей имеет собственную историю, которая не всегда бывает положительной. Многие дети педагогически запущены, испытывают трудности в общении со сверстниками, имеются случаи конфликтов с законом. Нередким явлением в неблагополучных семьях может быть нарушение детско-родительских отношений по разным причинам. К сожалению, чаще всего, причина таких нарушений – зависимость одного или обоих родителей, из-за которой страдает ребенок. Это халатное отношение родителям к потребностям ребенка, к его воспитанию и обучению; нередки случаи жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях. Все эти факторы приводят к отклоняющемуся поведению детей: побеги из дома, пропуски уроков, агрессия по отношению к окружающим. Все эти дети испытывают потребность в счастье, принятии их в социуме, и не всегда их попытки «наладить» свою жизнь являются удачными.

Реализация программ реабилитации в центре становятся единственным местом, где доступен разнообразный набор видов и форм досуговой деятельности. В центре досуговая деятельность осуществляется в едином комплексе с работой специалистов-психологов, социальных педагогов и работников и организаторов досуговой деятельности в рамках программ по работе не только с детьми группы риска, но и с их семьями.

Значительное место в таких программах отводится художественному творчеству, так как развитие творческих способностей детей «группы риска» – это одно из главных направлений профилактической работы. Задачи такой досуговой работы с детьми группы риска заметно отличаются от работы с благополучными детьми. Не всегда сложные проблемы детей группы риска можно решить в большинстве обычных учреждений и организаций культурно-досуговой деятельности. Как правило, они довольно узкопрофильные, программы не рассчитаны на детей «группы риска». В штате не всегда есть специалисты-психологи, а имеющиеся практически никак не участвуют в создании программ отдельных направлений досуговой деятельности.

Опыт работы с детьми «группы риска» Центра показывает, что реализация комплексной программы развития творческих способностей детей способна дать очень хорошие результаты. Досуговая деятельность, развивая творческие способности таких детей, в комплексе с созданными психолого-педагогическими условиями и при участии всех специалистов Центра социальной помощи семье и детям, обеспечивает формирование зоны изменения деструктивного поведения и негативного мировосприятия на более объективное и позитивное. Творчество формирует у детей, находящихся в сложной, негативной жизненной ситуации, чувство радости и счастья, потребность в которых не может реализоваться в их повседневной жизни. Из опыта работы с детьми «группы риска» можно заключить, что творчество приносит этим детям осознание, что они способны создавать прекрасное, их уверенность в собственных силах возрастает. Такой букет положительных эмоций, как чувства радости, счастья и чувства создаваемого своими руками прекрасного, может стать трамплином для выхода ребенка из негативных жизненных ситуаций.

 

 

Литература.

  1. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
  2. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия,-2011.- с. 55-56.
  4. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
  5. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
  6. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.
  7. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.
  8. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
  9. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
  10. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344с.
  11. Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - С.47.
  12. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы.- 2003. - № 3.- с.107.
  13. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. - М., 2001. - №1. - С.3.

 

 

 

 

 

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА