Воскресенье, 15:40 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Разработка урока изобразительного искусства на тему «Весёлый хоровод русских матрешек»
24.07.2019, 08:07

Разработка урока изобразительного искусства на тему

«Весёлый хоровод русских матрешек»

 

ФИО: Корягина Екатерина Алексеевна

ОУ: МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 30»

 

Цель: Познакомить учащихся с русской матрёшкой, как с предметом народного творчества. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Задачи :

Образовательная- формировать представление у обучающихся об истории русской матрёшки и особенностях матрёшки из разных областей России;

Развивающая- развивать умение вариативного применения приемов народной цветочной росписи.Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Воспитательная- воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов по производству деревянной матрешки (Загорск, Семенов, Полхов-Майдан); прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности; воспитывать усидчивость и аккуратность.

 

Оборудование:

Для учителя: Игрушки-матрешки, 3 картонных матрешки - Сергиево- Посадская, Полхов- Майданская, Загорская. Компьютер, мультимедийный проектор. Музыкальное сопровождение. Таблица «Последовательность росписи матрешки»

Для учащихся: вырезанные из белой бумаги силуэты матрешки ,кисть, гуашь.

 

Планируемые результаты

Личностные:

-Развивать умения высказывать своё отношение к персонажу, выражать свои эмоции;

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-Развивать извлекаемую информацию из иллюстраций, текстов;

-Выявлять сущность, особенности;

-На основе анализа делать выводы;

-Обобщать и классифицировать по признакам;

-Находить ответы на вопросы в иллюстрации;

Регулятивные УУД:

-Развиваем умение высказывать своё предположение;

-Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные УУД:

- Развиваем умение слушать и понимать других;

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;

-Умение работать сообща;

Организация пространства

Урок получения новых знаний.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи

Литература, история, изоискусство.

 

Ход урока

  1. Орг. Момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте ,всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

  1. Постановка темы и цели урока

 

Учитель показывает матрешку.

- Как называется эта кукла?

+ Матрешка

-Правильно. Эти нарядные деревянные куклы, которые очень нравятся всем: не только детям, но и взрослым, называются матрешками.

- Матрешка - уникальная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад.

Приходько В.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять...
Найденыш!..
... Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.

 

- Вы уже догадались, что тема нашего урока «Веселый хоровод матрешек». Сегодня вы будете в качестве настоящих мастеров и попробуете расписать матрешку.

 

  1. Изучение нового материала

 

- Деревянная русская матрешка теперь известна во многих странах мира. На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году нашей матрешке была присуждена золотая медаль.

 

Рассказ – сообщение«История матрёшки» подготовленного ученика с презентацией

 

- Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже.

-Привезла Фукуруму помещица Мамонтова, которая жила в старинном подмосковном поместье Абрамцево ,где в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин,Васнецов.

-Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках

 

Песня «Матрешечки» (прослушивание)

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,

Удивляет, завлекает затейливый наряд!

Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,

Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…

Знамениты и пригожи эти крошечки–

Русские матрёшечки!

Все вокруг довольны, покупкам нет цены,

Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!

А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,

Похожи друг на друга, будто все они родня.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…

Впереди стоят большие, сзади крошечки–

Русские матрёшечки!

Едет по России, плывёт за океан

Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.

И теперь диктует моду симпатичный сувенир:

Матрёшек хороводы покорили целый мир!

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…

Всем напомнят о России эти крошечки–

Русские матрёшечки!

Всем напомнят о России эти крошечки–

Русские матрёшечки!

 

Учитель:- Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. Не зря игрушку изучают такие серьезные науки, как история, педагогика, искусствоведение…

- Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др.

 

Виды русских матрешек. Презентация.

Учитель

Город Загорск стал центром изготовления матрешки. Загорскую матрешку художники обычно «одевают», расцвечивая белую заготовку. Окунет мастер кисть в краску, и появляются на кукле яркая кофта, сарафан, передник, платок. Кроме Загорска, матрешек мастерят в Семенове и Полхове-Майдане. Здесь стиль росписи иной – мастера пользуются ограниченным количеством красок (красная, желтая, зеленая, синяя, черная). Семеновская и полхово-майданская матрешки отличаются от загорской своей раскраской. Художники любят ярко-красные цветы, между которыми вьются венки с бутонами.

Как две радуги брови,

Губы -маки, пунцовый наряд,

И румянцем свежие морковки

Глянцевые щеки горят.

Характерной особенностью полхово-майданской матрешки является изображение на голове платочка с цветами и более изящного, вытянутого силуэта.

Деревянные матрешки Загорска, Семёнова и Полхова-Майдана – один из замечательных видов народного творчества. Наряду с другими деревянными игрушками они просты и обаятельны, одинаково пригодны и для игры и для украшения интерьера.

- Вот ребята какие прекрасные, красивые матрешки пришли к нам на урок (учитель показывает на стол, где стоят игрушки-матрешки). Каждую красавицу художник нарядил в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек нет похожего наряда. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.

 

- Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. А Евгений Безруков, семеновский мастер, вырезал матрешку высотой в метр и принес на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней 70 матрешек и каждая в неповторимом наряде.

- В 1900 году первая матрешка под названием «Матрешка с петухом» попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из более чем 14 стран мира были очарованы русской многоместной куклой. «Матрешка с петухом» получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек.

- Первых матрешек на продажу начали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы.

В Москве, в Леонтьевском переулке, располагается Общественный Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации. При Фонде в 2001 году был создан Музей Матрешки. В экспозиции музея представлены традиционные матрешки промысловых центров России, а также современная авторская матрешка. (Виртуальная экскурсия).

 

4.Закрепление изученного материала

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)

2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).

3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).

5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).

6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 72-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину).

Учитель - Суть русской матрешки остается прежней - дружба да любовь. Она радует своей красотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

- Пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую красу, не угаснет вера в нашу неповторимую родину- Россию с ее чудесными задушевными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками.

5.Физ. Минутка.

«Поднимает кукла руки»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!(Поднимать и опускать руки вверх).

А потом она танцует,

Покружись, покружись!(Повороты вокруг себя).

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!(Наклоны вперёд)

 

6.Самостоятельная работа.

Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

 

- Ребята у каждого на столе лежит силуэт матрешки. Сейчас вы будете его расписывать в стиле Полхов-Майдан. Посмотрите на все виды матрешек и найдите существенные отличия полхов-майданской матрешки от других.

+ Вытянутый силуэт, на голове платок с цветами, отсутствие рук, сарафана, передничка, вся матрешка покрыта желтым цветом, и на этом фоне расположены яркие цветы.

-Какие цвета красок вам понадобятся в работе?

+Красный, желтый, зеленый, синий, черный.

- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу, которая отражает последовательность росписи матрешки. Сначала прорисовываем платочек на силуэте матрешки, затем рисуем лицо, после этого приступаем к росписи цветочным узором, который сочиняете сами.

 

Мы с вами ребята, создадим свою матрёшку, не похожую на другие. Вы должны нарисовать свою авторскую матрёшку. Создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия. (В процессе практической деятельности учащихся в классе звучит музыка, учитель помогает детям в работе).

 

7.Итог урока.

 

-Ой, какие матрёшки получились красивые! Какие хорошие мастера!

-Каждый из вас может дать имя своей матрёшке.

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

Что вызвало наибольший интерес?

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Всё то, что может радовать друзей.

Пусть творчества людей прекрасно бесконечен,

В нём место есть всегда для наших малышей.

 

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 55 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА