Суббота, 01:17 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Профессионально – педагогическая культура учителя
10.01.2015, 17:54

Здоровенко Л.В,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ Урожайная ООШ
Профессионально – педагогическая культура учителя
Одной из задач системы образования является воспитание гармо-ничной и всесторонне развитой личности. Эта задача является сложной и ответственной, ее выполнение зависит от профессионального уровня учителя и его личных качеств.
Профессионально-педагогическая культура учителя выступает ча-стью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогиче-ской практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, состав-ляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогиче-ское общение и личность как субъект деятельности и общения на про-фессиональном уровне.
Методологическими предпосылками профессионально – педагогиче-ской культуры, раскрывающими связь общей и профессиональной куль-туры, ее специфические особенности являются утверждения о том, что:
- профессионально-педагогическая культура - это универсальная ха-рактеристика педагогической реальности;
- профессионально-педагогическая культура - это системное образо-вание, включающее в себя ряд структурно-функциональных компо-нентов;
- единицей анализа профессионально-педагогической культуры вы-ступает творческая по своей природе деятельность [3, с. 38].
Для определения сущности профессионально-педагогической куль-туры авторы учебного пособия по педагогике В.А. Сластёнин, И.Ф. Иса-ев и другие обращаются к понятиям «профессиональная культура» и «пе-дагогическая культура». Они полагают, что профессиональная культура явилась результатом разделения труда, вследствие обособления разных видов деятельности.
Профессиональная культура требует определенной степени овладе-ния членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач [2, с. 32].
Проблема педагогической культуры находит свое отражение в рабо-тах отечественных исследователей: С.И. Архангельского, А.В. Барабан-щикова, Е.В. Бондаревской, О.С. Анисимова, З.Ф. Есоревой , И.Ф. Исае-ва, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максимовой, А.И. Мищенко, П.И. Решетникова, Г.Б. Скок, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой. Работы по-священы анализу особенностей педагогической деятельности, изучению педагогических способностей, педагогического мастерства преподавателя.
Учеными педагогическая культура рассматривается как важная часть об-щей культуры и учителя общеобразовательной школы, и педагога про-фессионального обучения, проявляющаяся в специфике профессиональ-ной деятельности и системе профессиональных качеств.
Отечественный педагог В.Д. Шадриков под профессионально важ-ными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятель-ности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвое-ния [2, с. 24].
К важным профессиональным качествам А.К. Маркова относит: пе-дагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педаго-гический оптимизм, педагогическая находчивость [1].
Отечественными учёные В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др. выделяют в совокупности социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; под-линная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценно-стей и принятию творческих решений; потребность в постоянном само-образовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Они убеждены, что от сформиро-ванности важных качеств личности педагога зависит продуктивность пе-дагогической деятельности [3, с. 30].
Ученые считают, что структура личности педагога – это сложное об-разование и выделяют следующие компоненты: аксиологический, техно-логический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент включает совокупность педагогических ценностей, созданных и включенных в педагогический процесс на совре-менном этапе развития образования. В процессе педагогической деятель-ности педагоги овладевают определенными идеями, концепциями, приоб-ретают знания и умения, которые выступают в качестве педагогических ценностей.
Под ценностями педагога понимают внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер вы-полняемой им профессиональной деятельности. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.
Каждый педагог актуализирует часть профессиональной деятельно-сти и те педагогические ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми.
Технологический компонент профессионально-педагогической куль-туры связан с понятием педагогическая деятельность. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ его профессиональной деятельности, обеспечивающий решение различного рода профессиональных задач. Процесс решения задач со-ставляет технологию педагогической деятельности как компонента про-фессионально-педагогической культуры педагога.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры отра-жает творческое начало личности педагога: инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, неза-висимость суждений. Педагогическая культура является сферой творче-ского приложения и реализации педагогической способности личности.
Особенность педагогического творчества педагога профессиональной школы состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его про-фессиональной деятельности выступает личность студента (учащегося) - будущего специалиста. Все другие виды творческой деятельности усту-пают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности проис-ходит «творение» и «сотворение» личности специалиста.
В педагогике требования к педагогу выражаются разными термина-ми: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.
Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходи-мых для достижения успеха в выбранной профессии.
Профессиональная готовность к педагогической деятельности кро-ме профессиональной пригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психоло-гическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. про-фессиональная пригодность), а с другой - научно-теоретическую и прак-тическую подготовку педагога [4, с. 122].
Таким образом, профессионально-педагогическая культура педагога – сложное образование, без которого невозможно педагогически верно построить педагогический процесс.
Литература
1. Маркова, А.К., Никонова, А.Я. Психологические особенности индиви-дуального стиля деятельности учителя [Текст] /А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. – С. 39.
2. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учебник / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Брянский гос. университет, 2003. - 174 с.
3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
4. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии [Текст]: учебник / Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 2001. - 370 с.

Категория: Разное | Добавил: люда8557
Просмотров: 504 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА