16+
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Здоровцова Г.И., методист Краснояружского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО» «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, и ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина» В. В. Путин Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служит единой целью: целостному развитию личности школьника. Бесконечность школьного воспитательного пространства выражается в чувствах и эмоциях, которые возникают у ребенка «здесь и сейчас», в школе, и сопровождают его по дороге домой, обсуждаются с друзьями и родителями, а некоторые сильные эмоциональные переживания школьной жизни остаются с ним навсегда. Дружба или ненависть одноклассников друг к другу, радость успешного самовыражения или обида за унижение личного достоинства, увлеченность делом или безразличие, совестливость или наглость, благодарность или забывчивость, искренность или лживость эти чувства наполняют не только школьное пространство, но и пространство вокруг школы, села, города. И тогда мы говорим: какая школа такое и общество. Качество - одно из приоритетных направлений современного отечественного образования. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятии «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждений, его установки. На развитие всего перечисленного и направлена методическая деятельность в образовательных организациях. Важно, что в ходе этой деятельности педагог становится самым активным субъектом процесса совершенствования. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель закрепляет за собой определенный статус, меняя статус учителя со знаньевым уровнем компетенции на статус учителя – исследователя, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, широко вводя инновации, способствуя повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом. Методическая работа помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Учитывая то, что сегодня учитель должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: • диагностировать уровень развития учащихся; • выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся; • творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы; • организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности. Профессиональное мастерство педагогов школы, повышение их профессиональной компетентности, продемонстрированное через участие в семинарах, конкурсах, конференциях напрямую связано с качеством образования школьников, стремлением педагогов сформировать у обучающихся качество, соответствующее нравственным нормам и принципам человеческого общения. Понятие «ключевые компетенции» (key skills) являются ключом, основанием для специальных, предметно-ориентированных, важных качеств специалиста. Все ключевые компетенции имеют ряд характерных признаков: • ключевые компетенции многофункциональны, ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях; • ключевые компетенции надпредметные и междисциплинарные, применимы в различных ситуациях, а не только в учебном заведении; • ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития, абстрактного, критического мышления, определения собственной позиции; • ключевые компетенции многомерны, то есть они включают в себя различные умственные процессы и интеллектуальные способности, коммуникативные умения, а также здравый смысл. Таким образом, можно сделать вывод, что инновационная деятельность, внедрение компетентностного подхода стали основой обновления содержания образования в образовательной организации, создания образовательной среды, направленной на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, а это в свою очередь, повлекло за собой улучшение качества образования обучающихся школы, более высокий уровень подготовки обучающихся к ГИА, свидетельствующие об отказе учителей, школы от исключительно формального обучения в пользу деятельностного подхода, применения активных форм и методов работы с обучающимися разного уровня подготовки. Как мы знаем, школа является основным местом деятельности школьника. Высказывание академика Семёнова А. П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы, должно стать определяющим в работе каждого учителя». Имея доступ в Интернет, учитель может наладить переписку с обучающимися, используя электронные ресурсы. Это позволит ему экономить время на занятиях с учащимися, пропустившими ряд уроков по причине болезни и многое другое. Благодаря интерактивным возможностям Сети каждый учитель может выбрать удобную для себя форму взаимодействия с обучающимися. Представляется целесообразным разумное сочетание форм и методов работы с мультимедийными технологиями в процессе обучения. Применение новых технологий позволяют решать задачи учебного процесса качественнее и с более высокими показателями. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это владение учителем системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. В современной школе урок остаётся главной формой организации образовательного процесса. Но для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами нового поколения, урок должен измениться, стать новым, современным. Понятие современного урока неразрывно связано с понятием современного учителя. Его отношение к образовательному процессу, творчество и профессионализм, желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка - это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы. Современный учитель должен не только учить детей своему предмету, нести большой багаж знаний, но и быть партнёром, соучастником, другом, понимающим детские проблемы. Обобщая сказанное можно выделить несколько позитивных сторон, значимых для формирования ключевых компетенций успешности обучающихся: • эффективное взаимодействие учителя и обучающихся по принципу творчества и сотрудничества; • создание для них условий развития и саморазвития; • активизация познавательной деятельности; • улучшение степени освоения учебного материала. Компетентностный подход не отрицает значимости формирования прочных предметных знаний, умений и навыков, которые необходимы, но далеко не достаточны для эффективного развития личности ребенка. Важно не просто владеете предметными знаниями, а уметь эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения разнообразных жизненных задач. Обладая интегративной природой, ключевые компетентности обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные знания в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их в незнакомой ситуации творчески.