Среда, 03:10 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Основные факторы создания педагогически комфортной среды для успешной профессиональной адаптации молодых учителей.
15.03.2017, 16:23

Основные факторы создания педагогически комфортной среды для успешной профессиональной адаптации молодых учителей.

Махмудова Султанат Габибулаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

НОУ Гуманитарная гимназия им. М.Г.Гамзатова

Республика Дагестан г.Махачкала

 

 

Что же влияет на процесс адаптации, можно ли им управлять, какие факторы доминируют, от чего зависит безболезненность этого процесса?

Изученная научно-педагогическая и психологическая литература, а также результаты исследования состояния адаптации учителей общеобразовательных школ г.Махачкалы позволили выявить факторы, определяющие успешность профессиональной адаптации молодых учителей на современном этапе развития школы и педагогики и, способствующие созданию педагогически комфортной среды в образовательном учреждении. Обратимся к наиболее распространенным подходам данной проблемы в педагогической и психологической литературе.

Наибольшей полнотой рассмотрения, результатам опроса, беседы, самооценки и оценки экспертов, мы получили достаточно обоснованную типологию факторов создания педагогически комфортной среды, способствующей адаптации молодого учителя. Все ответы были сгруппированы нами в соответствии с выделенными факторами. Среди совокупности факторов, определяющих характер создания педагогически комфортной среды как условия профессиональной адаптации, первостепенное значение имеют профессионально-педагогические качества молодого учителя. Приступая к учебно-воспитательной работе в школе, начинающий педагог, выпускник вуза, обладает достаточно широкой теоретической подготовкой, как в области специальных дисциплин, так и в области методик, педагогики и психологии, имеет определенные представления о практической деятельности, приобретенные в процессе педагогической практики.

С первых дней работы в школе молодой специалист оказывается включенным во все многообразие реального процесса обучения и воспитания; сталкивается с необходимостью выполнять разнообразную педагогическую работу, которая должна служить формированию личности школьника Вхождение в реальную школьную жизнь требует от педагога собранности, так как приходится применять на практике имеющиеся профессиональные педагогические знания, переосмысливать многие теоретические положения, так как теория не дает рецепта на все случаи жизни. В процессе профессионально- педагогической деятельности педагог включается в различные типы общения. Здесь раскрывается социальная активность молодого специалиста, умение входить в контакт с детьми, организовывать внеклассные мероприятия, умения убеждать, внушать, доказывать, интересно рассказывать.

Входя в школу, класс, учитель должен знать, какими средствами привлечь внимание детей к занятию, стимулировать возникновение интереса. Из речевых качеств современные психологи и дидакты выделяют точность, логичность, чистоту, направленность, выразительность речи учителя. Факторами генерализации учебного интереса могут выступать дидакто-методическиё и собственно- риторические. К дидакто-методическим исследователи относят: словесную наглядность речи учителя, синтетичность: введение пауз, цветовые, световые, звуковые, вербальные раздражители внезапность и новизна информации, ролевые игры и др. Важным источником формирования профессионального «Я» молодого педагога является его общение с учащимися.

Известно, что в процессе педагогической деятельности воспитатель имеет дело с нестандартными ситуациями, каждая из которых требует от него специфического подхода и решения. Поэтому с первых шагов самостоятельной деятельности особое значение приобретает умение учителя быстро сориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения, имеющие необходимое воспитательное значение. Это становится возможным, если педагог не только правильно воспринимает и оценивает поступки детей, глубоко понимает, породившие их причины, но и обладает такими чертами характера, как выдержка, самообладание, терпимость, чуткость. Между тем именно этих качеств,в ряде случаев и недостает

молодым специалистам.

  • мнению опрошенных педагогов-наставников, имеющих немалый опыт работы с педагогической молодежью, способность поставить себя на место ученика, слабо выражена у. каждого пятого их подопечного. Уравновешенность и самообладание свойственны лишь половине, начинающих учителей, с которыми наставникам пришлось работать.

В умения, необходимые для самовыражения и саморазвития личности, включены: умения удерживать профессиональную педагогическую позицию; умение реализовывать и развивать свои способности; управлять своими эмоциональными состояниями; воспринимать позитивные возможности себя и учащихся; овладевать эталонами труда; осуществлять творческий поиск; осознавать перспективу своего профессионального развития; определять особенности своего индивидуального стиля; укреплять, свои сильные стороны и ,устранять слабые; использовать компенсаторные звенья способностей; быть открытым поиску нового; переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

В аспекты профессиональной позиции включены: учитель- гражданин, учитель-оптимист, учитель-индивидуальность, учитель-мастер, творец, новатор. Психологические качества охватывают: интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости; понимание учителем своего права на самобытность и оригинальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я - концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней оценке труда учителя, обеспечить его профессиональную устойчивость, мотивацию и стремление к овладению высокими образцами труда и педагогическим мастерством; мотивация и стремление к творчеству как пути развития личности.

Слабо развитый профессионализм приводит к тому, что в сложных ситуациях молодые учителя руководствуются не столько профессиональными нормами, сколько человеческими качествами. Точный компонентный «состав» потенциала личности определить в принципе невозможно. Однако, ориентируясь на проявления личностного потенциала в педагогической деятельности, можно предположить, что значительными являются его интеллектуальные качества, общая культура, эрудиция, высокая нравственность, творческие способности, эстетические качества, чувство юмора, открытость и искренность в общений и т.д. - все то, что позволяет понимать учеников, находить с ними общий язык, оказывать влияние.

Учитель для того, чтобы соответствовать высоким требованиям своей профессиональной деятельности, должен соединять в себе любовь к предмету преподавания - с любовью к детям; ясное осознание педагогической цели - с твердой позицией; высшую педагогическую культуру - с широкой образованностью, разносторонностью своих знаний, способностей и интересов; педагогическую выдержку и такт - с твердым характером и повышенной душевной чуткостью; влюбленность в свое дело - с преданностью ему и постоянным стремлением к самосовершенствованию в решении профессиональных знаний.

Качества, профессионально значимые для «идеального педагога»: профессиональные знания и общая эрудиция (владение материалом, всесторонняя развитость, кругозор, эрудиция, информированность, начитанность, умение подать материал, интересно рассказать о неинтересном); эмпатия (сопереживание, сочувствие, отзывчивость, эмоциональная чуткость, психологическая проницательность, умение поставить себя на место ученика, способность понять чувства другого, душевность); доминантность (умение руководить, организаторские способности, деловитость, смелое принятие ответственности за других, правильное распределение обязанностей в коллективе, склонность вести за собой); целеустремленность и волевые качества (знать, чего хочешь; иметь в жизни высокую цель, стремление к ее достижению, настойчивость, энергичность, способность «зажечь» других, преданность своему делу; коммуникабельность (общительность, способность быстро устанавливать контакты, находить общий язык, открытость, разговорчивость); экспрессия (развитая речь, умение красиво говорить, эмоциональность, артистичность, художественность, богатая мимика, хорошие манеры); убежденность в пользе своего труда.

Таким образом, требует более пристального внимания модель, позволяющая влиять на адаптацию педагога на основе учета индивидуальных и личностных свойств. Анализ практики показал, что начинающие' педагоги, как правило, плохо представляют слабые и сильные стороны своей личности, не развивают компенсаторные возможности. Попытки совершенствоваться идут чаще всего только по пути накопления знаний, а не развития у себя необходимых для педагогической работы качеств. Опытные коллеги должны помочь найти им приемы работы, соответствующие их индивидуальным - характерологическим особенностям, раскрыть не разбуженные педагогические способности, быстрее обрести свое педагогическое «Я». Безусловно, творческая работа (каковой й является педагогическая деятельность) несовместима с отсутствием возможностей быть самостоятельным, инициативным, с мелочной опекой и порой неумелым контролем администраций. В этом факторе также можно выделить следующие моменты: предоставление большей самостоятельности, уважение к учителю, благожелательное, непредвзятое отношение администрации, дружный коллектив, атмосфера взаимопомощи и творчества.

90 % опрошенных говорили о том, что коллеги встретили их тепло, радушно, приветливо, доброжелательно. На первый взгляд, 10 % в сравнении с 90 % - это немного. Но' это свидетельствует о том, что 1/10 молодых учителей с первых дней пребывания в школе, на работе, к которой они шли четыре года, переживают обиду, разочарование, растерянность, неудовлетворенность,' настороженность. Это, несомненно, может явиться определенным тормозом в адаптации молодого специалиста.

Как видим, успешная адаптация молодого специалиста в значительной степени зависит от педагогического коллектива, в котором ему приходится работать. От того, как принят новичок педагогическим коллективом школы, зависит многое, и прежде всего - его отношение к делу. Отношение к новичку со стороны коллектива и его руководителя - важный вопрос, требующий внимания. Потребность в достижениях, уровень притязаний, самооценка - все эти важнейшие факторы профессиональной адаптации поддаются управлению, главным рычагом которого служит психологически выверенное сочетание санкций за неудачу и награды за успех.

Наставничество имеет глубокое значение. Как бы человек успешно, ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Лучше всего, когда молодой специалист знакомится с наставником в деле: бывает на его уроках, присутствует на внеклассных занятиях, знакомится с созданными им дидактическими материалами и т.д.

Сегодня учителя уделяют учебе и самообразованию в два раза меньше времени, несмотря на возрастающие требования. Видимо, чтобы увеличилось количество учителей, положительно ориентированных на свою профессию, необходимо урегулировать их рабочую нагрузку, создать условия для самосовершенствования, анализа и осмысления своей деятельности, сознательного творчества.

Напряженный бюджет свободного времени, и длительная продолжительность умственного труда сопровождают учителя с первых дней его работы в школе. Это приводит к тому, что подавляющее большинство учителей редко занимаются физической культурой и спортом; не повышают систематически свой культурный уровень. Высокая степень нервно-эмоционального напряжения, ограничение возможности для полноценного развития своей личности создают значительные трудности для успешного профессионального становления.

Изучая отношение молодых педагогов к учебно-воспитательной работе, мы просили их определить уровень заинтересованности, инициативности, творчества в их работе. Этот фактор, разумеется, не может быть индифферентным к педагогической адаптации. Почти все опрошенные указали, что их заинтересованность, инициатива,

старательность и творчество находятся на среднем уровне. Очень важным условием педагогической адаптации является удовлетворенность своей работой. Разумеется, удовлетворенность или неудовлетворенность детерминируется и объективными и субъективными факторами. 75 % начинающих учителей удовлетворены своей работой. Те, кто не очень удовлетворен своей работой (25% ссылаются на отсутствие нормальных бытовых условий, недоброжелательность со стороны учителей школы, низкий интеллектуальный уровень педагогического коллектива).

Все выделенные факторы, на наш взгляд, способствуют созданию педагогически комфортной среды, обеспечивая успешность адаптации молодым учителям в образовательном учреждений. Гуманизация труда, быта и отдыха учителя, бережное и разумное использование его рабочего времени - все это непременные условия профессиональной адаптации молодого учителя и его творческого долголетия.

Наивно предполагать, что все выбравшие профессию учителя - прирожденные педагоги. Однако профессия может стать призванием, если работа в школе для него - личная ценность, и созданы условия для адаптации молодого учителя, для удовлетворения его своим педагогическим трудом.

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 117 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА