Среда, 23:18 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Наставничество в школе
[ Скачать с сервера (25.1Kb) ] 08.08.2016, 21:03

Наставничество в школе
Автор: Головина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов

Любой учитель, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Современные ученики хотят видеть педагога общительного, ответственного, доброжелательного, справедливого, доброго, честного, понимающего их, детей, и школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. В то же время уже начинающий учитель должен овладеть методикой преподавания, чтобы в образовательном процессе полностью реализовать требования ФГОС. Наверное, именно поэтому возвращаются сейчас традиции наставничества. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Учителю-наставнику необходимо создать такие условия для начинающего учителя (студента), чтобы оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ведь даже, студент, проходящий педагогическую практику, или начинающий учитель несут определенную ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.
Наставник должен быть психологически настроен на работу со своими молодыми коллегами и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием. Еще К. Д.Ушинский писал «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». В свою очередь, начинающий учитель должен получить поддержку педагога, который готов оказать ему помощь и повысить его профессиональную компетентность.
Основными задачами своей работы, как наставника, работающего со студентом, проходящим педагогическую практику, ставила:
• привитие интереса к педагогической деятельности;
• ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно¬сти;
• сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
В течение всего сопровождения профессиональной адаптации будущего учителя у наставника много обязанностей. В первую очередь - это разрабатывать совместно с молодым специалистом конспекты уроков, чтобы они соответствовали требованиям современного урока; проводить необходимое обучение (практикумы по реализации современных образовательных технологий, приемов, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов и т.д.); проводить эталонные уроки для будущего учителя; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий и занятий по внеурочной деятельности; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки, личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию профессионального кругозор; проводить анализ проведенных уроков и мероприятий, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения педагогической практики.
Сначала будущий учитель должен познакомиться с классным коллективом. Учитель коротко дает характеристику классу, отдельным ученикам, должен поделиться методическими материалами по предмету, познакомить с методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению. Необходимо обратить внимание молодого педагога на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации.
Значительное внимание я уделяла такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Студентка получала конкретные советы по трудным вопросам в составлении конспектов уроков или общении с детьми. Для будущего учителя неоднократно представляла эталонные уроки, образцы разработок разных типов уроков в технологической карте, разного рода рекомендации. Открытые уроки (эталонные), которые проводила для начинающего учителя, давали возможность показать и увидеть на практике требования к современному уроку, особенности использования разнообразия технологий, форм, методов и приемов работы на уроках. Особое внимание уделяла реализации индивидуального и дифференцированного подходов в обучении; интерактивных формы и методов обучения; использование на уроках различных технологий (технологии проблемного обучения, технологии критериального оценивания в условиях безотметочного обучения); нетрадиционных уроков с применением компьютерных технологий (обеспечение кабинета позволяет проводить подобные уроки).
Удобной и рациональной формой работы с будущим учителем для меня стал персональный сайт. На сайте выложены собственные разработки уроков (эталонные) с применением современных образовательных технологий, выступления на семинарах и конференциях по обобщению опыта работы, компьютерные презентации уроков и выступлений, творческие работы обучающихся, проектные исследовательские работы обучающихся.
Особое внимание уделяла разработке уроков с применением технологии проблемного обучения. По словам В.А. Сухомлинского «Нужно не сообщать истину, а открывать ее». Именно эта технология позволяет обучающимся овладеть универсальными учебными действиями. А УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Именно технология проблемного обучения полностью формирует познавательные универсальные учебные действия, поэтому важной задачей для меня было: расширить знания и умения использования на уроках данной технологии студенткой.
Студентке была представлена схема анализа современного урока. Кроме этого, начинающему заинтересованному в успехе проведения уроков учителю всегда помогут вопросы:
• Хорошо ли ребята понимают цель и значение изучаемого материала, представляют ли себе область применения приобретенных знаний?
• Как часто я ставлю в течение урока проблему?
• Какие методы ребята используют при поиске ее решения?
• Предоставляю ли я ученикам возможность самостоятельно сделать вывод после восприятия информации или практических действий, не навязывая свое мнение?
• Удается ли мне создать атмосферу творчества и сотрудничества на уроке?
• Рады ли ребята новому знанию, спешат ли применить его на практике?
• Какие условия для развития многих видов и качеств мышления школьников имеются на уроке?
Все эти вопросы помогут студенту понять, верно ли он спланировал деятельность учеников, достиг ли он цели урока.
Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы. В период прохождения практики студентам полезно посещать открытые уроки других учителей и семинары, мероприятия, организованные для молодых специалистов, «Школу молодого учителя», где педагоги школы представляют свой опыт.
Уверена, что в данной работе заинтересованы обе стороны: и начинающий учитель, и учитель-наставник. Молодому учителю наставник помогает приобрести необходимые навыки и умения ведения педагогической деятельности. В то же время это дает рост профессионального роста для уже опытного педагога. Думаю, что работа наставника будет результативной в том случае, если обе стороны будут заинтересованы в успехе.
1. Используемые источники:
Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847.
2. http://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole
3. http://www.school118.edusite.ru/p21aa1.html
4. http://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/analiz-uroka-byistro-i-effektivno.html

Категория: Разное | Добавил: ГТС
Просмотров: 272 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА