Вторник, 12:00 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Методика развития критического мышления у младших школьников
[ Скачать с сервера (21.8Kb) ] 14.03.2014, 15:50
В рамках ФГОС реализуется методика развития критического мышления при помощи чтения и письма. В своей практике я использую различные приемы КМ. И мне бы хотела рассказать, как эту методику я реализую на практике на примере урока Окружающий мир.
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Критическое мышление - мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Задачи РКМ:
• Формирование нового стиля мышления
• Развитие базовых качеств личности
• Развитие аналитического, критического мышления
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.
Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
Тема : «Свойство воздуха»
Вызов. Прием «Верите ли вы» Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Что воздух имеет определенную форму?
• Что воздух невозможно сжать?
• Что воздух проводит звуки?
• Что воздух имеет массу?
• Что у воздуха есть запах?
• Что у воздуха есть цвет?
• Что воздух не сохраняет тепло?
Осмысление. Прием «Инсерт»
Чтение с пометками
Рефлексия. Прием: «Кластер»
Кластер(гроздь)
Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым
понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Примеры синквейнов, которые составили учащиеся.
Воздух.
Прозрачный, упругий, неосязаемый.
Проводит, сжимается, сохраняет.
Воздух необходим всем!
Это жизнь.
В своем выступлении я показала лишь малую часть приемов, которая используется в методике РКМ.
В заключении своего выступления я хотела бы сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
• находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
• анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
• сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
• выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
КМ позволяет осознать каждому ребенку собственную уникальность и создать условия для саморазвития.

Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
Урок окружающего мира теме «Солнце
- Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце?
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Солнце – это…
… - космическое вещество
… - огонь, греющий Землю
… - горящий шар и др. предположения
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Урок окружающего мира по теме «Природа в опасности».
Человек отравится грязной водой
Человек погибнет от голода
Человек задохнётся ядовитым воздухом
Промышленные предприятия сливают в воду отходы, люди бросают в воду мусор Человек уничтожает животных.
Без животных не будет растений, не будет мяса, молока
Промышленные предприятия отравляют воздух. Леса вырубаются.
Каково будущее человечества, которое не бережёт природу?
Приём Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,
хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.
Категория: Разное | Добавил: elena111 | Теги: критическое мышление
Просмотров: 1725 | Загрузок: 108 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА