Воскресенье, 04:56 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ РЕГИОНОВ В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДПО
09.12.2015, 15:58

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утверждена в качестве основного показателя для реализации поставленных задач и предполагает создание до 2020 года условий для обучения программам по повышению квалификации и переподготовки не меньше чем 25%-30% занятого населения каждый год. Согласно проведенной статистике, в России каждый год приблизительно 1,5 млн. человек получают образование по программам дополнительного профессионального образования, то есть где-то 2% от общего числа экономически активного населения 76,2 млн. чел. Если не принимать серьезные нормативно-правовые и организационно-методические меры, то при имеющемся положении дел указанная цель не сможет быть достигнута.
Из этого следует, что разработка результативных методов управления сферой дополнительных профессиональных образовательных услуг стала одной из наиболее важных проблем науки в сфере экономики. Особо актуальными становятсяют исследования в области профессионального развития человеческих ресурсов.
Образовательная система в целом, а также система дополнительного профессионального образования (ДПО), отображает особенности населения, в котором функционируют, и в процессе его развития неизбежно происходят изменения. В современных условиях планово-распределительной экономики развитие ДПО происходило преимущественно в направлении увеличения количества обучаемых. Современные обстоятельства требуют гибкую структуру, ориентированность на запросы рынка услуг образования и мобильности в их удовлетворении, способности к саморазвитию.
На сегодняшний день актуальными и значимыми становится эффективное кадровое сопровождение реформ и преобразований, которые проводятся. Одной из важных задач является организация целенаправленного дополнительного профессионального образования (ДПО), которое обеспечит повышение квалификации и переподготовку взрослого населения.
Особая роль структуры ДПО в современной системе профессионального образования России заключается в его ответственности за обновление и увеличение интеллектуального потенциала общества, уменьшении и исключении функциональной неграмотности руководителей и специалистов предприятий.
Главный шаг – это превращение ДПО в один из действенных факторов, который ускорит структурную перестройку производства, усилит мотивацию работников к высокопроизводительному труду, создаст эффективный механизм взаимовыгодных отношений между производителем и потребителем.
Ключевые принципы этой концепции ДПО основаны на опережающем характере содержания обучения, демократичности образования, индивидуализации учебного процесса, ориентации на развитие специалистов как личностей.
Основная задача системы ДПО – дальнейшее развитие и активное использование научного, образовательного и инновационного потенциалов, которые направлены на переориентацию научно-педагогических коллективов на те направления и формы деятельности, в которых возможно достижение наиболее значительных результатов, на структурную перестройку. Это обеспечит более весомый вклад системы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов в социально-экономическое развитие страны, а также ее регионов.
При помощи участия работодателей и благодаря мощному развитию механизмов общественной оценки, сертификации и аккредитации должны реализовываться комплексные проекты модернизации профессионального образования в субъектах России. Благодаря им, смогут решиться проблемы образования, обучения преподавательского корпуса, и одновременно получат продолжение проекты по созданию ресурсных центров и развитию сети, которые уже начаты.
Комплексный проект модернизации охватит все ступени профобразования определенного региона и объединит программы модернизации образования с другими программами, как, на пример, «Стратегия социально-экономического развития региона».
Важной целью развития системы дополнительного профессионального образования, как республиканской системы – это придание ей статуса федеральной экспериментальной площадки. Рассмотрим положительные результаты применения практик на примере Татарстана.
В Республике Татарстан проанализировали рынок труда, выявили основные проблемы,. на основе которых было разработано ряд документов для реализации программ в системе ДПО.
В настоящее время можно говорить, что все эти документы почти полностью реализованы, а их результатом является татарстанская модель системы дополнительного профессионального образования. Ее основными отличительными особенностями является системное взаимодействие с постоянно изменяющимся рынком труда, интеграция с реальным сегментом экономики.
Большую часть в общей системе ДПО (25%) занимает подготовка специалистов в сфере инновационного развития, и 19,7% – это преодоление несбалансированности спроса и предложения на рынке труда.
Исходя из этого, заметный шаг – это создание научно-обоснованной методики перспективного формирования кадрового потенциала, которая позволит создать портфель заказов.
Было принято постановление Кабинета министров Татарстана: «О государственном заказе на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан» и постановление «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройства».
В режиме государственного заказа по результатам кадрового аудита было проведено обучение персонала ряда предприятий.
Такой механизм стимулирует деловую активность работодателей, побуждает их к формированию перспективной кадровой политики, инвестированию развития кадрового потенциала. Помимо этого, кадровый аудит дает возможность четко выделить образовательные задачи.
Первоначальный опыт работы в системе «кадровый аудит – дообучение» показывает необходимость его всестороннего развития, осуществляющееся совместно с Межведомственной комиссией по кадровой политике Татарстана.
Подытожив результаты первого этапа развития республиканской модели дополнительного профессионального образования, можно с уверенностью констатировать: – сформированы «рамочные» условия развития системы.
Создана эффективная и гибкая система, которая легко регулируется. В ней происходит как развитие имеющегося потенциала, так и создан благоприятный инновационный климат, происходит развитие инфраструктуры инновационной деятельности.
В Татарстане действуют 473 учреждения дополнительного профессионального образования, из которых: 246 государственных учреждений, 125 негосударственных; 39 предприятий имеют учебные центры, 102 организации проводят обучение внутри фирмы.
Каждый год увеличивается количество обучающихся в системе дополнительного профессионального образования.
Возросло количество обучающихся в системе внутрифирменного обучения. В системе дополнительного профессионального образования в обеспечении учебного процесса задействовано больше, чем 5 000 преподавателей, из которых 650 докторов наук и профессоров, более 3 000 кандидатов наук и доцентов.
Около 12 700 программ дополнительного профессионального образования реализуется по 530 направлениям, из них долгосрочных – 592 (4,6%), среднесрочных – 6 873 (54%),. краткосрочных – 5 235 (41%).
В Республике Татарстан сформирована система оценки качества и контроля работы учреждений, осуществляющих обучение по программам дополнительного профессионального образования, внесены значимые изменения в механизм по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации. Начали практиковаться предаттестационные проверки экспертов, которые следят за состоянием материальной базы, качеством обучающих программ, профессиональной квалификациейи преподавательского состава учреждений, проводящих обучение дополнительного профессионального образования.
Главная задача программных мероприятий заключается в самостоятельном развитии системы ДПО регионов республики. Это своего образа механизм по формированию креативного способа управления системой, позволяющий превратить территории в самодостаточные «обучающиеся сообщества», которые самостоятельно выбирают приоритеты и максимально используют внутренние имеющиеся ресурсы.
Во всех городах и районах Татарстана сформированы советы по дополнительному профессиональному образованию, которые занимаются изучением рынка труда, формированием планового заказа на услуги дополнительного профессионального образования, проводят экспериментальные инновационные исследования на местах.
На данный момент проводится работа по созданию республиканского образовательного портала, эффективно использующегося в системе обучения взрослых.
Данные практики можно рекомендовать к использованию и в других регионах России.

Категория: Разное | Добавил: elenka2116
Просмотров: 224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА