Воскресенье, 07:55 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

«Использование разнообразных форм и методов в работе тьютора в образовательном учреждении»
10.01.2017, 13:40

«Использование разнообразных форм и методов в работе

тьютора в образовательном учреждении»

 Бурбу Чейнеш Михайловна

Преподаватель математики и информатики в АНООПО Кызылский техникум экономики и права.

В статье рассматриваются возможности тьюторства как инструмента для повышения эффективности учебного процесса в связи с переходом на новые образовательные стандарты. С введением ФГОС меняется отношение общества к образованию и воспитанию. Сегодня предъявляются новые требования, как к структуре, так и к условиям реализации основной образовательной программы, к результатам ее освоения. Наряду с этим изменилась и методология стандарта образования. Системообразующей составляющей которого стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.(1)

Под результатом образования сегодня понимают:

  • новый тип выпускника: ответственная, инициативная личность, активно моделирующая собственную судьбу и позитивно преобразующая окружающий мир;
  • новый тип педагога: профессионал, владеющий многими стилями обучения и организующий различные виды коммуникаций;
  • новый тип взаимодействия «педагог–обучающийся-родитель»: партнер-ское взаиморазвивающее сотрудничество, решение коллективных задач, проверка образовательных стратегий в жизненных ситуациях;
  • новый тип образовательного процесса: образовательное учреждение становится  весь мир, а педагог лишь помогает обучающемуся выстроить образовательный маршрут;
  • новый тип образовательного учреждения, не ограниченной одним местом и зданием, работающей как коммуникативная среда, система идей, стандартов и моделей сотрудничества.

Целью образовательного учреждения становится создание оптимальных условий для развития способностей обучающегося и реализации их потребностей в определённых видах деятельности.

Поэтому на педагога накладываются новые функции, не только дать знания, но и научить самого обучающегося учиться. Педагог становится не только носителем информации (как раньше), а инструментом получения знаний, т. е он должен выступить в новой для себя роли. В тоже время, содержание учебного материала остается прежним, меняются методы и технологии обучения, т.е. деятельность, как педагога, так и обучающегося, на уроках должна быть организована по–другому.

Существует много методов и технологий обучения. Многие из них сегодня облекаются в новую форму. Использование любой современной педагогической технологии позволяет педагогу развивать определенное содержание предметных связей обучающегося.

Сфера деятельности тьютора - построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни обучающегося «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления.

«Тьютор» в переводе с английского языка – домашний педагог, репетитор, наставник, опекун. Должность тьютора впервые была изобретена в 12 веке, сначала в Оксфорде, затем в Кембридже. Тьютор непосредственно занимался индивидуальной образовательной программой каждого обучающегося.

Сегодня тьютор – это отдельная педагогическая позиция. Это педагог, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, профессионального самоопределения, способный оказывать непосредственное влияние на формирование различных компетентностей.

Цель тьютора – обеспечение освоения обучающегося ресурсов, необходимых для построения собственной успешной образовательной программы. Другими словами – научить обучающегося учиться. (Таблица 1)

Отличие тьютора от педагога.                                                      Таблица 1

Тьютор

Педагог

  • поддерживает процесс, указывает пути самообразования;
  • формирует индивидуальную ответственность за знание;
  • рефлексирует опыт самообразования.
  • обучает, управляет процессом;
  • передаёт знания;
  • использует методики обучения.

 

Другими словами, тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На простом языке тьютор - это наставник, перед которым стоят следующие задачи:

  • Определение целей и задач совместной деятельности.
  • Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
  • Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем.
  • Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
  • Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
  • Создание комфортной и безопасной атмосферы

 

Одной из форм реализации тьюторской позиции является организация групповой работы в микро-группах, группах от 3 до 9 участников и больших группах.

Целесообразность применения групповых технологий определяется той учебной задачей, которую необходимо выполнить в образовательном процессе.

Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность обучающегося, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь. Тьютор создает условия для их эффективного осуществления и обеспечивает осмысление, осознание обучающего способов его деятельности.

Не все современные педагогические технологии могут быть эффективно использованы на уроках математики. Поэтому моя задача, как педагога и наставника подобрать такие технологии и методы обучения, которые позволили бы мне не только научить обучающегося, но и сформировать у него умения применять свои знания в социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять организацию сотрудничества с педагогами, сверстниками, строить индивидуально образовательные траектории.

Использование метода учебного проектирования помогает обучающим самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников. В процессе работы они приобретают коммуникативные умения (особенно в процессе групповой работы), развивают свои исследовательские умения (умения выявлять проблему, отбирать из большого объема информации необходимую, проведения эксперимента, анализа и синтеза, построения гипотез …). Информационные технологии все больше и больше входят в практику моей работы. В процессе обучения,обучающиеся учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы, создавать сайты, обмениваться информацией. Обучающиеся сопровождают свои ответы и выступления презентациями.

В проведении лекционно-семинарских занятий очень помогает интеллект-карта. Сначала идет крупноблочное объяснение теоретического материала, затем – урок усвоения теории, на котором рассматриваются ключевые задачи. Потом следуют уроки-практикумы, уроки коррекции знаний. На обобщающем уроке, в том числе и в форме семинара, проверяются творческие задания по теме.

Цель проведения такого метода состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные методы, способы и приемы решения математических задач, показать связь математики с жизнью, с практикой. Подготовка к таким урокам расширяет самостоятельную работу обучающихся, приучает их к углубленному изучению различных источников, написанию докладов, рефератов. Учит их выступать с самостоятельными сообщениями, отстаивать свои суждения, готовит к участию в общественной жизни и продолжению образования, способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений.

Все эти приемы, методы и технологии обучения меняют модель учебного процесса.

У меня еще не очень большой стаж работы в образовательном учреждении, но я имею некоторый опыт организации групповой работы на уроках математики, в ходе которой пытаюсь исполнять роль тьютора.

Например, на уроках математики «Логарифмическая функция» в мы рассматривали понятие логарифма→свойства логарифмов→логарифмическая функция→логарифмические уравнения→логарифмические неравенства.

Решали задачи, моделируя работу переход от логарифма к степени→применение соответствующего свойства степени→применение определения логарифма..

Существует несколько методических подходов к решению логарифмических неравенств: либо с помощью перехода к неравенству, решение которого совмещается с найденной областью определения исходного неравенства, либо с помощью перехода к равносильной системе. Практика показывает, что при втором подходе учащиеся допускают меньше ошибок.

При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходима проверка найденных корней, а при решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.

В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Групповые формы эффективны в группах: с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

Зная интересы и способности обучающиеся, я разделила их на несколько групп:

  • К первой группе я отнесла обучающиеся, интересующихся точными науками и математическим складом ума.
  • Ко второй группе относятся обучающиеся со средней мотивацией к изучению математики.
  • К третьей группе относятся обучающиеся с низкой мотивацией к изучению математики.

Моя задача, как тьютора была контролировать процесс решении поставленных задач, помощь в выполнении заданий, помощь в установлении контакта между членами групп.

При использовании данной формы работы, которая основывалась на интересах обучающихся, была успешно достигнута цель урока.

Такие уроки проводить достаточно сложно. Они шумные, эмоционально окрашенные, требующие огромной предварительной подготовки педагога, от которой во многом зависит успех занятия, достижение целей. Ясчитаю, что такие формы уроков необходимо периодически использовать, потому что помимо изучения темы,обучающиеся получают опыт взаимодействия, реализации своего потенциала, лидерских качеств и повышается мотивация изучения предмета.

С помощью тьюторов появляется возможность отойти от общего, коллективного к частному.

Список использованной литературы:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор, пособие для учителя, Москва, «Просвещение», 2010г.

2. Ковалёва Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании// Лекции 1-4 Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3. Рыбалкин И. В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска//Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции – Томск, 1996г.

4. Ясвин В. Проектирование развития школы, библиотечка «Первое сентября», выпуск 32, Москва, Чистые пруды, 2011г.

 

Интернет- источники:

1. Т. М. Ковалёва «Открытое образование и современные тьюторские практики».

2. Долгова Л. М. «Тьюторство в аспекте результативности образования».

3 Н. В. Рыбалкина «К истории тьюторства».

 

 

 

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 10.0/5
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА