Четверг, 13:31 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Использование драматизации и  театральной педагогики для развития личности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в условиях
09.11.2018, 12:30

 

Использование драматизации и  театральной педагогики для развития личности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

 

 

 

 

 

        Не секрет, что не перестает быть важным вопрос о связи обучения с воспитанием и развитием ученика. Мечтой каждого учителя является и по сей день усиление воспитательного потенциала своего предмета. Поставленные нами цели воспитания очень часто носят общий характер, т.е. в них не говорится, к каким психологическим образованиям личности учащегося приведет осуществление данных целей. Выдвигая цели, мы не говорим об их реальном выполнении, а лишь о долженствовании. В этом наша ошибка.

Согласно анализу ученых, «постановка воспитательных целей, не основанная на психологическом анализе изменений личности ученика, специального контроля за этими изменениями, учета результатов этих изменений, как бы повисает в воздухе».

Настало время подойти к воспитательным целям с психологической позиции, т.е. представить их в виде задачи формирования определенных психологических новообразований, связанных с мотивацией и эмоциями.

Поскольку обучение является средством воспитания и формой развития ребенка, в цели обучение английскому языку должны быть внесены воспитательные цели, средством достижения которых является овладение речевой деятельностью на английском языке.

          Несколько лет назад  я начала работать над проблемой использования драматизации (театрализации) в учебно-воспитательном процессе.

 По мнению Китайгородской «Драматизация является методом активизации возможностей личностей и коллектива - психологических и социальных». Расшифровывая понятие «личности и коллектива», я имею ввиду тот факт, что мой ученик привносит в этот процесс своё природное сокровище - свою неповторимую индивидуальность, свой жизненный опыт.

Расшифровывая понятия «психологические и социальные возможности» я имею ввиду, что в драматизации используется первозданная и уникальная, естественная потребность и возможность людей имитировать, использовать мимику и жесты, перевоплощаться. Будучи на семинаре профессора Оксфордского университета Сары Уиллерс, я услышала пословицу, подходящую моменту:

«Я слышу и я забываю - Я вижу и я запоминаю - Я делаю и я понимаю».

  Как раз деятельность, движение, драматизация и помогают ученику сделать более кратким, ярким и впечатляюще-мотивированным путь к пониманию того, чему его учат.

 Использование драматизации и театральной педагогики, несомненно, помогает развитию личности обучающихся (на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС).

  С точки зрения психологов, драматизация покрывает потребности детей всех трёх типов, а особенно - кинестетиков, которых в начальной школе большинство. По этой классификации кинестетики успешно постигают материал двигаясь, рисуя, имитируя, то есть деятельно - их 37% ; 34 % детей - аудиалы, успешно постигают то, что слышат; а 29% - визуалы - успешно постигают то, что видят.

 Драматизацию я рассматриваю, как вид учебно-воспитательного процесса, при котором:

 1. Мои ученики активно общаются друг с другом, расширяя свои знания, совершенствуя умения и навыки. А ведь общение представляет собой стержневую характеристику коллективной деятельности людей и деятельности личности в коллективе.

2.Общение превращается в творческий, личностно-мотивированный процесс.

3 .Условием успеха каждого являются успехи остальных и наоборот.   

4.Роли    и    маски    на   уроке    способствуют    управлению    общением. Ситуация,  которую я создаю на уроке, используется как переплетение ролевых ожиданий и неформальных личностных проявлений. А ведь мы так часто говорим, что наши дети не умеют общаться, говорить, заинтересовать собеседника, то есть имеют очень низкий уровень коммуникативной мотивации.

И его как раз можно повысить с помощью драматизации. Скучное чтение, ответы на вопросы по тексту можно и должно заменить оживлением, озвучиванием материала, его персонализацией.

Благодаря использованию игр и драматизации, я стараюсь не отрывать ребёнка от мира его интересов, детской фантазии, подвожу его к переносу мыслей и эмоций героев на себя, учу примерить все роли. Исподволь, ученик через игру и драматизацию, через деятельность постигает традиции, обычаи другого народа, то есть обретает социокультурную компетенцию.

Сопереживая героям или осуждая их, ребёнок получает примеры самовоспитания характера, учится быть терпимым, толерантным, понимающим других людей, представителей другой культуры.

А, когда происходит выбор лучшего актёра, учу ребят быть критичными, самокритичными, учу уметь похвалить, восхититься, то есть задействуются эмоции. А психологи говорят, что наши мысли рождаются в эмоциональной сфере.

 Таким образом, я опираюсь на пять главных положений:

1. Нельзя воспитать ученика, а можно лишь создать условия для самовоспитания и саморазвития и помочь ему в этом.

2.  Воспитательное пространство должно быть организовано как площадка для деятельностной самореализации (пространство «личных проб» и испытаний). Каждый может и должен найти, свою сферу самореализации (в труде, творчестве, общении, самодеятельности, самообразовании и т.д.). Саморазвитие и самореализация - процесс, совместного бытия (события) школьника, при котором происходящие события гармонизируют и гуманизируют отношения.

3. Воспитание рассматриваю как процесс открытия себя, собственных средств взаимодействия с миром и с другими людьми, и он не может быть стандартизирован. Только личностно-ориентированное воспитание способно «разбудить» личность.

4. Как указано выше, воспитание должно быть единством (и оппозицией!) двух процессов: социализации (приобщение к общему и должному) и индивидуализации (осознание своего отличия от других).

5. От родного порога в мир общечеловеческой культуры! Новый тип индивидуальности отличается стремлением к самоопределению, ориентацией на свободный интеллектуальный поиск, внутренним плюрализмом, т.е. открытостью, интересом и толерантностью к многообразию идей, знаний, культурных ценностей, которыми располагает современное общество.

Я считаю, что нигде так не проявляется коллективистский характер учебно-познавательного мотива, как во внеклассной работе. Я убедилась еще раз в этом сама, когда решила поставить с моими шестиклассниками спектакль на английском языке.

Мы стали коллективом единомышленников, объединенных и сплоченных единой целью, общим порывом энтузиазма и вдохновения, настоящей театральной труппой.

Поразительно, что отдельно взятого ученика заботили не только его собственные успехи, но и успехи других членов труппы. У учащихся при овладении способами совместной деятельности наблюдалось изменение интереса и мотивации к изучению английского языка в целом; это отчетливо прослеживалось затем и на уроках. Во время репетиций было видно, как ученикам приходится выполнять поставленные цели и выбирать форму общения, ориентироваться во времени и пространстве, иметь развитую эмпатию (умение сопереживать друг другу), уметь воспринимать, осмысливать и оценивать другого человека, правильно оценивать свои поступки, а также регулировать свое поведение соответственно условиям и требованиям партнеров по театральному общению.

Важной характеристикой человека как родового существа, пишут ученые, является нравственное сознание и нравственные качества, такие как совесть, долг, честность.

Во время работы над спектаклем было видно, как развивалось критическое отношение к нравственным категориям, которые провозглашались в данном спектакле - совесть, долг, любовь, дружба, ответственность, ненависть.

Всем известно, что не менее важной характеристикой человека является также способность к творчеству, связанному со свободным целеполаганием, выходом за цель. А формирование творческой личности связано с интеллектуальной активностью, которая наряду с творческим действием ведет к порождению новой цели. Каждая находка, каждая актерская задумка рождалась с помощью всего коллектива, им поддерживалась, и, в результате, выигрывали все. Очень ярко проявилась чувство коллективной заинтересованности в успехе в том факте, что каждый из ребят, в конечном итоге, постепенно выучил все роли (на случай болезни или отсутствия партнеров) и смог бы сыграть любую из ролей.

         Использование драматизации и  театральной педагогики  является подспорьем для развития личности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС. Без сомнения, совместное творчество утверждает нравственные начала, усиливает личностную сопричастность и является прекрасным подспорьем в воспитательной работе, создает положительную внутреннюю мотивацию в изучении английского языка и приносит огромное удовлетворение детям и самому учителю - счастье увидеть продукт своего труда и творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.О.Ю. Ефремов, Н.Е. Пантелеева «Педагогическая диагностика в процессе изучения иностранных языков: инновационный подход»- «Инновации в образовании» (2007), №2

2.Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск. Высшая школа, (1997)

3.Пассов Е. И Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - М.;Просвещение, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 38 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА