Пятница, 06:57 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

ГОУО Копейского округа – в статусе лидера
13.11.2015, 10:15

ГОУО Копейского округа – в статусе лидера

 Абдуллина Светлана Владимировна, заместитель начальника управления образования администрации Копейского городского округа Челябинской области.

 

Переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, который сегодня происходит в нашей стране – задача не только актуальная, но и в силу своей новизны достаточно сложная. Поэтому успешные практики в этой области, наработанные в различных регионах России, вызывают огромный интерес у специалистов, работающих в отечественной системе образования и у общественности.

 

В рамках проекта «Распространение лучших практик в области государственно-общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровне» в целях активизации  и популяризации деятельности органов государственно-общественного управления образованием  (ГОУО) проводился Конкурс лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием (далее – Конкурс).  Мероприятие проводилось ООО «Консалтинг и менеджмент» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.  

На Конкурс были представлены 117 проектов из 33 регионов страны.

По итогам Всероссийского конкурса лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием (далее - ГОУО) победителем в  номинации «Лучшая практика работы муниципального (регионального) общественного совета по образованию» признано управление образования администрации Копейского городского округа (Челябинская область).

Основные принципы

«Актуальность развития ГОУО продиктована необходимостью формирования гражданского общества, правового государства в условиях быстроменяющегося мира; необходимостью приобретения опыта партнерских отношений всех участников образовательного процесса, умения выстраивать диалоговые формы отношений и взаимодействия, - уверена заместитель начальника управления образования администрации Копейского городского округа Челябинской области Светлана Абдуллина. Кроме того, в условиях современных нормативных требований к качеству образования необходим системный подход в организации государственно-общественного управления образованием. Осуществить реализацию системного подхода возможно в рамках разработки и реализации муниципальной модели государственно-общественного управления образованием, обеспечивающей достижение современного качества образования.

Модель ГОУО Копейского округа разработана для достижения современного качества образования на муниципальном уровне за счет делегирования и нормативного закрепления полномочий органов общественного управления образованием.

Для достижения этой цели Управление образования администрации Копейского городского округа Челябинской области поставило задачи:

1. Оценить потенциал общественной составляющей управления качеством образования на муниципальном уровне с точки зрения повышения его эффективности;

2. Создать комплекс условий для эффективного функционирования и развития органов государственно-общественного управления муниципалитета и образовательных организаций для обеспечения качества образования;

3. Обеспечить реализацию полномочий органов общественного управления в повышении качества образования.

Практика реализации принципа государственно-общественного управления была положена в основу разработки Муниципальной модели государственно-общественного управления, обеспечивающая достижение современного качества образования.

В целом период реализации Модели ГОУО Копейского городского округа Челябинской области, включая этап разработки, составляет 4 года – с 2011 года по настоящее время.

В деятельности органов ГОУО принимают участие все участники образовательных отношений: учащиеся старших классов, родители, педагоги  школ и организаций дополнительного образования детей, педагоги и родители в детских садах.

Их участие организовано через специально созданные органы ГОУО:

Совет руководителей образовательных организаций, Совет родительской общественности, Ассоциация детских и молодежных организаций Копейского городского округа «ОКО». Общественные организации, такие как Союз промышленных предприятий и малого бизнеса, «Трезвый Копейск», участвуют в государственно-общественном управлении образованием через Совет содействия развитию образования при Главе Копейского городского округа.

Таким образом, все категории участников образовательных отношений принимают участие в работе органов государственно-общественного управления образованием.

Структура взаимодействия предполагает вовлечение в принятие решений по проблемам функционирования и развития муниципальной образовательной системы и образовательных организаций 100% участников образовательного процесса.

Однако так было не всегда. До декабря 2014 года органы государственно-общественного управления образованием Копейского городского округа слабо взаимодействовали друг с другом, принимаемые решения не согласовывались, особенно в вопросах качества образования.

В декабре 2014 года на расширенном заседании Совета содействия развитию образования Копейского городского округа с участием представителей всех Советов было обсуждено изменение структуры взаимодействия, решено объединить усилия всех органов государственно-общественного управления образовнием, согласовывать принятые решения.

Объединение всех органов ГОУО муниципалитета произошло 22 апреля 2015 года.

Взаимодействие всех органов государственно-общественного управления муниципалитета в вопросах достижения качества образования осуществляется через такие механизмы как:

  • общественная экспертиза проверки готовности образовательных организаций  к новому учебному году;
  • информирование участников образовательных отношений о принимаемых решениях;
  • профессионально-общественная экспертиза материалов конкурсов профессионального мастерства;
  • общественные слушания по проектам, реализуемым в Копейском городском округе в сфере образования;
  • принятие решений на совместных заседаниях;
  • проведение совместных мероприятий;
  • участие (организационное, материально-техническое, финансовое) в подготовке и проведении городских мероприятий образовательной системы.

Технологии реализации

Организационно-содержательная часть Модели ГОУО в Копейском городском округе опирается на практику применения следующих технологий:

  • формирование мотивации руководителей образовательных организаций по вопросу развития государственно-общественного управления образованием, расширения общественного участия в управлении образовательной организацией;
  • формирование у руководителей образовательных организаций понимания необходимости формирования гражданского заказа на качество образования, организации работы с родителями по переориентации их с позиции пассивного потребителя образовательных услуг на позицию ответственного заказчика качества образования;
  • перевод деятельности из формальной плоскости в плоскость реально действующих Советов образовательных организаций;
  • формирование активной позиции родителей, входящих в состав Совета родительской общественности;
  • формирование актива Совета родительской общественности, который организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Совета;
  • формирование представлений педагогов, родителей о современных результатах образования;
  • опросы общественного мнения;
  • конкурс Советов образовательных организаций и др.

Методическое обеспечение реализации Модели ГОУО в Копейском городском округе осуществляется специалистами управления образования. Материалы, наработанные Советами ГОУО, направляются во все образовательные организации в качестве методических разработок.

Обобщение и распространение опыта реализации принципа государственно-общественного управления образованием  происходит как в муниципалитете, так и на уровне Челябинской области и на Всероссийском уровне.

В рамках муниципалитета – на заседаниях Советов родительской общественности и руководителей образовательных организаций, которые проводятся на базе тех образовательных организаций, где наблюдаются явные успехи в реализации принципа государственно-общественного управления образованием, где эффективно работают органы ГОУО.

Опыт и практика

Опыт Копейского городского округа  неоднократно был представлен на областных форумах. Муниципальная Модель государственно-общественного управления образованием в 2014 году стала победителем областного конкурса «Новой школе – новые стандарты». Также опыт представлен на курсах повышения квалификации.

Для специалистов управлений образования муниципалитетов Челябинской области проведены стажировки. Специалисты из соседних округов и районов  посетили Копейск с целью изучения опыта организации государственно-общественного управления качеством образования.

Концептуализация опыта реализации разработанной Модели была представлена на таких Всероссийских конференциях как «ГОУО как механизм достижения современного качества образования в условиях действия нового законодательства» (в 2008, 2012, 2013, 2014 годах), «Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Потенциал государственно-общественного управления в достижении современного качества общего образования» (2014г).

Кроме того, опыт Копейского городского округа вызвал большой интерес на Всероссийской конференции-фестивале инновационных школ России «Эврика - Авангард» в апреле 2014 году в Москве. Разработанная модель заняла первое место в   номинации «Лучшая практика работы муниципального (регионального) общественного совета по образованию» по итогам Всероссийского конкурса лучших практик в сфере ГОУО 2015 года.

Большой интерес к разработанной модели ГОУО вызван возможностью ее применять в других регионах и муниципалитетах.  Она разработана в соответствии с нормативной базой, отличается универсальностью и эффективностью механизмов реализации, а также изменяемостью и сравнимостью результативности внедрения. Кроме того, разработки и реализации Модели отличаются технологичностью описания. Помимо этого, воспроизводимость модели обеспечивается методическим сопровождением, отражающим современные походы к достижению современного качества образования.

Условия и результаты

Для успешного функционирования и развития органов ГОУО в Копейском городском округе в соответствии с полномочиями муниципалитета были разработаны нормативные документы. В том числе: Положение о Совете руководителей образовательных организаций, Положение о Совете родительской общественности, Положение о Совете содействия развитию образования при Главе Копейского городского округа, Муниципальная модель системы оценки качества образования, Договоры о шефском взаимодействии промышленных предприятий и образовательных организаций Копейского городского округа.

Была сформирована мотивация руководителей образовательных организаций по вопросу развития ГОУО, расширения общественного участия в управлении образовательной организацией. Также у руководителей образовательных организаций сформировано понимание необходимости формирования гражданского заказа на качество образования, организации работы с родителями по переориентации их с позиции пассивного потребителя образовательных услуг на позицию ответственного заказчика качества образования.

Произошел перевод деятельности из формальной плоскости в плоскость реально действующих 73% Советов образовательных организаций. Было отмечено изменение позиции родителей, входящих в состав Совета родительской общественности.

Доказательством этого может служить активное участие председателей Советов образовательных организаций в разработке технологической карты оценки условий образовательного процесса, разработке нормативных документов для проведения общественной экспертизы готовности образовательных организаций к новому учебному году и др.

Кроме того, сформировался актив Совета родительской общественности, который организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний органа ГОУО. Все его члены распределены по собственному желанию в аналитико-информационную, организационную, физкультурно-оздоровительную, культурно-массовую, контрольную и нормативную комиссии Совета и работают в них. Количество участников Совета родительской общественности города увеличилось с 35 человек в 2012 году до 70 человек в 2014 году.

Изменились и представления родителей о современных результатах образования. В числе 76% родителей, по результатам анкетирования, назвали, кроме набора академических знаний, еще проектные, креативные, коммуникативные и другие умения и компетентности.

Социологические опросы, проводившиеся специалистами городской психологической службы, и анкетирование на сайте управления показали изменения удовлетворённости всех участников образовательного процесса действиями администрации с 19% в 2011 году до 73% - в 2014 году. Количество жалоб снизилось со 186 в 2013г. до 43 в 2014 году.

Наличие организационной структуры ГОУО позволяет организовать оптимальное взаимодействие (на основе разделения полномочий) между органами местного самоуправления и общественностью при проведении основных мероприятий.

Площадки родительской общественности и старшеклассников работают в рамках ежегодных научно-практических конференций и педагогических форумов работников образования. В округе проводятся заседания Советов содействия развитию образования, руководителей образовательных учреждений, родительской общественности, Фестиваль семей, Конференция отцов, проектно-экспертные семинары для различных категорий педагогических работников, родителей и старшеклассников по формированию единого смыслового поля и общих представлений о современном качестве образования. С 2013 года был создан и работает клуб инновационных педагогов, 2 раза в год проводятся выездные сборы старшеклассников-участников органов ученического самоуправления, действует школа «Лидер», проводится конкурс органов ученического самоуправления и конкурс лидеров ученического самоуправления «Молодой лидер Копейска».

Анкетирование старшеклассников показало эффективное функционирование органов ученического самоуправления в 67% образовательных организациях (на 1 этапе – 10%).

Весь комплекс проводившихся мероприятий по созданию современных условий обучения позволил увеличить привлечение финансовых благотворительных, в том числе, родительских средств, в 3 раза (с 6 млн. рублей в 2012 году до 13 млн. рублей в 2014 году). Это, в свою очередь обеспечило выполнение индикатива Программы развития образования Копейского городского округа «Количество обучающихся в современных условиях» - 89%.

По решению Совета содействия восстановлено шефство предприятий промышленности и малого бизнеса над образовательными организациями. Сегодня 100% общеобразовательных организаций, 68% дошкольных организаций имеют шефов.

Все результаты работы органов ГОУ представляются муниципалитету – на аппаратных совещаниях администрации, профессиональному сообществу - на конференциях и форумах, родительской общественности – на городских родительских собраниях, на заседаниях Совета родительской общественности. Главным показателем эффективности функционирования модели ГОУО являются показатели качества образования.

Таким образом, действующая модель государственно-общественного управления Копейского городского округа (Челябинская область) действительно обеспечивает достижение современного качества образования.

 

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА