Понедельник, 18:25 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Единство музыки и изобразительного искусства - "Бабочки снежной метели"
04.05.2014, 07:30
МАОУ ДОД «Кяхтинская детская школа искусств»

Открытый интегрированный урок
«Единство музыки и изобразительного искусства»



Преподаватель ИЗО: Московская А. Л.,
Преподаватель музыки: Яшина О. Р.

Кяхта – 2013 г.

Интегрированный урок
«Единство музыки и изобразительного искусства»
Участники: учащиеся 4 класса музыкального и художественных отделений.
Ассоциативная композиция
на тему «Бабочки снежной метели»
Цель: Постижение чуда красоты окружающего мира через музыку, изобразительное искусство и собственное творчество. Развитие умения видеть, слышать, чувствовать и передавать прекрасное зрительно через рисунки, создавая эмоциональные фантазийные образы, используя как средство пластику линии и цвет.
Задачи:
1. Предметно-информационная составляющая:
 Интеллектуально-познавательный аспект – «Живая природа. Мир бабочек».
 Эстетико-познавательный аспект – зрительные ассоциации и образы, увиденные и услышанные посредством музыки.
 Знакомимся с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы.
 Знакомимся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция.
2. Деятельно-коммуникативная составляющая:
 Осваиваем различные техники и приемы работы с художественными материалами.
 Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
3. Личностно-ориентационная составляющая:
 Воспитываем усидчивость, аккуратность в работе.
 Учимся умению получать удовольствие от работы.
 Воспитываем умение переживать эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работы, яркой красочной палитры.
Форма работы: урок-практикум
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, ассоциативно-творческий
Категория обучающихся: воспитанники подготовительной группы детского сада.
Оборудование:
• для учителя: музыкальный центр, «Бабочки», «Стилизованные бабочки», лист бумаги для демонстрации приемов работы красками.
• для учащегося: бумага разного формата (белая, черная, тонированная разными оттенками), гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диметра, кисти №2-№6, палитра, емкость для воды, тряпочка, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, пряжа, нитки и пр..
• музыкальный ряд: П. И. Чайковский «У камелька», Ф. Шопен «Вальс», А. Вивальди «Времена года».
• литературный ряд:
Стихи:
И больше тьмы не стало, только краски
Все побелили от мороза вновь.
Но бабочки, забыв тепло и ласку,
Несли с собою нежность и любовь.
В дома, к огню снежинки прилетали
И таяли, но так хотелось им

У пламени еще на миг остаться,
И видеть лица светлые и сны,
Что даже таять больше не боятся,
И мы бежим туда, где свет луны

Легким белым облачком
В вальсе величавом
В небе медленно плывёт,
Снежных бабочек оплёт.

На прохожих хлопьями,
По ветвям перинками
На земь пали бабочки-
Белые снежинки.

Проза: Они кружатся в самой глубине сердца, тёплые снежные бабочки с крыльями, похожими на кружево хрусталя. Они пытаются пробить незначительную преграду хрупкого человеческого тела и вырваться наружу, закружив выскользнувшую следом душу в хороводе синевато-сереневых бликов.
Снежные бабочки живут одну ночь, пока солнце не пригреет чуть сильнее, выжигая их до лёгкого пепла, что виден в самой глубине зрачков наших глаз.

Глупое солнце не знает, что ночью бабочки снова оживут... да, теперь и в твоём сердце они есть.

Пусть летят себе к любимым, мы отдадим им всё, что у нас есть и что осталось, полностью и до конца.

Ночь-хранительница укроет их путь от посторонних глаз. Тонкими серебряными нитями вышивают снежинки-бабочки свою любовь. Чёрно-синим бархатом укрывают себя.

Сердце раскрывается и вновь, снежинки-бабочки летят на свет тех, кому предназначены.

Пусть летят себе к любимым, мы отдадим им всё, что у нас есть, и мы тоже отдадим им свою любовь и свой восторг полностью и до конца.
Именно так...
• видеоряд: Репродукции картин: А.Г. Венецианов «Жнецы», С. Дали, К. Малевич «Черный квадрат», В. Кандинский, П. Пикассо. Наглядный материал: «Бабочки», «Стилизованные бабочки»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Московская А. Л.: Начинаем! Сегодня у нас не совсем обычный урок. И начало урока для вас, ребята, пока загадочная интрига. Первая интрига – вы пока в недоумении, почему перед вами два преподавателя: я – педагог-художник и Ольга Раисовна – педагог-музыкант. Почему перед нами ученики художественного отделения и музыкального. Потому, что сегодня мы будем слушать музыку рисуя. Мы будем рисовать музыку. Художники будут не только рисовать, но и знакомиться с безгранично прекрасным миром музыки, учиться не только слушать ее, но и слышать, чувствовать. Музыканты – не только слушать музыку, а попробуют окунуться в такой же безгранично прекрасный и огромный мир зрительных образов, цвета и линий. Они будут рисовать.
А сейчас вы попробуете сами красиво сказать без слов о музыке и живописи.
Дети крепят на стене слова, написанные на отдельных листах бумаги и пронумерованные. (На некоторых мольбертах тоже закреплены номера от 1 до 10)
Живопись (1) – это (2) музыка, (3) звучащая (4) с полотен, (5) а музыка (6) – это (7) чувства, (8) выраженные (9) звуками (10)
А вот теперь вторая интрига – что мы будем рисовать. Мы будем рисовать на первый взгляд несовместимое.
Тема нашей декоративной композиции – «Бабочки снежной метели».
Зимняя снежная белая метель и легкие, хрупкие, разноцветно яркие, как само лето – бабочки. Села бабочка на ладошку, и такое ощущение, что прямо на вашей руке распустился нежный порхающий живой цветок. Восторг красоты.
(Демонстрация картины Венецианова «Жнецы»).
Музыка Шопен «Вальс»
Дети смотрят на свои ладони и представляют бабочку.
Яшина О.Р.: Порхание бабочки. Шопен «Вальс» – это образ изящный, «воздушный», очень чистый и светлый. Полёт бабочек очень лёгкий, изысканный, поэтому и тема здесь утончённая и хрупкая. Бабочка села к нам на руку, и мы восхищаемся её красотой, лёгкостью, воздушностью.
Московская А.Л.: Какую бабочку вы себе представили? (ответы детей). Древних времен бабочки ассоциировались с красотой, весной и вечностью. У древних греков бабочка была символом бессмертия души. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки. С особой любовью к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, то увидеть бабочку у себя в доме — это к счастью. А в Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви. Бабочки всегда привлекали к себе внимание людей и изображались во всех видах искусства благодаря своей уникальной яркой окраске и удивительной форме.
Демонстрация видеоряда «Бабочки. Живая природа»
А вот другая музыка.
Музыка П. И. Чайковского «У камелька»
Яшина О.Р.: Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и представим себе картину, которую «рисует» музыка.
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела….А. С. Пушкин
Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского
– Что вы себе представили? (ответы детей)
Эта пьеса очень выразительна и задушевна. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, то налетевшие целым роем воспоминания. И грустно, что так много уже было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. А за окном зимний лес. Музыка напоена покоем и тишиной. Белизна снега, чистота и свежесть воздуха становятся, как бы ощутимы.
Московская А.Л.: Давай на снежинках напишем поэму о счастье,
И выпустим в небо, там нынче парит снегопад.
Яркие летние бабочки и холодные с завывающей метелью морозные снежинки.
Попробуем совместить эти противоположные несовместимости, вопреки здравому реалистическому смыслу. Художественная творческая мысль не должна подчиняться логике. И в этом очень часто случается парадоксальная гениальность, как например картины величайшего оригинала ХХ века испанца Сальвадора Дали. Демонстрация картин С. Дали.
2. Постановка цели и задач урока:
Тема нашего урока «Бабочки снежной метели»
Цель урока - создание ассоциативной композиции проиллюстрированную музыкальным произведением с использованием различных материалов и техник.
Задачи, которые будем решать на уроке:
• Знакомимся с понятием ассоциативная композиция.
• Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках.
• Решаем композиционные задачи в предложенной теме.
• Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках.
3. Мотивация:
1. Как вы думаете, ребята, что вам может дать сегодняшний урок? 2. Для чего вам нужно развивать свои чувства, эмоции? 3. Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания? (ответы детей).
Московская А.Л.: Правильно, чтобы стать интеллектуально развитыми и образованным человеком, уметь понимать искусство, получать эстетическое удовольствие от окружающего мира, эмоционально чувствовать классическую музыку, великие произведения изобразительного искусства.
4. Знакомство с новым материалом:
Московская А.Л.: Сегодня мы с вами будем делать ассоциативную композицию. Кто сможет объяснить слово «ассоциация», что оно обозначает?
Давайте попытаемся разобраться и понять это на примерах: мы слушаем музыку, но мы можем не только ее слышать, но зрительно представить своим внутренним зрением; или, любуясь пейзажем, почувствовать запах цветущих трав; или можно пересказать словами язык танца. Фантазия и воображение становятся более гибкими, когда человек активизирует не одно, а несколько своих органов чувств.
Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово мороз, каким цветом вы это слово видите? Или – снежная бабочка? Карнавал снежных бабочек? Танец метели? Север?
Московская А.Л.: Бесконечное небо, закрученное в спиралевидные тучи, холодные звезды, похожие на космических бабочек. Видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова или образы.
1. Какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? 2. Какие картины рисует музыка? 3. Как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки? 4. Как можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки? (ответы детей)
Московская А.Л.: Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями:
громкие – толстой линией; тихие – средней; едва уловимые – тонкой. Линией можно запечатлеть вполне уловимые движения музыки. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной и выразительной.
Демонстрация возможностей художественных материалов на листе бумаги: карандаш, фломастер, маркер, пастель, акварель, гуашь
1. Можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д) штрихом, пятном передать звук?
Например: * звук падающего снега,
* шуршание, шелест крыльев бабочки, * рев ветра, * звук танца снежинок и т.д.
Демонстрационный показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада.
Московская А.Л.: Вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерен отказ от реального изображения предметов. Предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д.).
В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.
Казимир Малевич, В. Кандинский, П.Пикассо и др. создавали беспредметные композиции или абстрактные). Без реальной передачи формы.
Демонстрация картин Казимира Малевич, В. Кандинский, П.Пикассо.
Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.
Яшина О.Р.: Давайте послушаем произведение «Времена года», «Зима» А. Вивальди.
Московская А.Л.: Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.
Предлагаемые художественные техники: Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, воском и т.д..
Московская А.Л.: Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета. Гуашь любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски.
Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.
5. Практическая работа.
Создание ассоциативной композиции (живописной или графической) на тему «Бабочки снежной метели».
* Свободный выбор материала и техник. * * Свободный выбор формата. * Свободный выбор цвета фона (для экономии времени предлагаются готовые тонированные форматы бумаги).
Предполагается активная индивидуальная работа с учащимися во время практической работы.
На протяжении всей практической работы негромко звучит музыка.
6. Рефлексия.
Педагог: * Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием.
* Кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успею» и».
7. Анализ работ:
- очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение заданной темы, своя услышанная музыка метели, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать эмоциональное отношение к этим музыкальным произведениям, абстрагировать его в зрительный образ.
8. Итог:
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы.
9. Анализ урока.
Экспрессия-выставка выполненных работ.
Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
Изобразительный ряд
Категория: Разное | Добавил: ОЛЬГА0692
Просмотров: 592 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА