Воскресенье, 17:03 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Доклад на МО воспитателей
26.09.2014, 22:40

Доклад
на МО воспитателей

Тема: «Формирование культурной личности школьника как важнейший этап становления самосознания».

В подростковом возрасте развитие самосознания происходит стихийно. Но при этом у подростка возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это вызывает стремление к самоутверждению, к самореализации, к самовоспитанию.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Поэтому наша задача, задача педагогов создать условия для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Что такое культура личности?
Автор О.С.Газман дал такую характеристику: «Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволит личности жить в гармонии с самим собой и с общечеловеческой национальной культурой. Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна его как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности».
Каждый человек при рождении получает так называемый «генетический дар», т.е. способность, талант. Я, работая классным руководителем, одной из главных задач ставлю – увидеть эти способности и помочь ребенку развить их. При этом важно убедить его, доказать ему, что он талантлив. Но если ученик – уже подросток, и не овладел каким – либо мастерством, то у него возникает «комплекс неполноценности». У таких ребят занижена самооценка, они безвольны, безразличны и пассивны.
1-ый этап: развивать творческий потенциал детей, причем, чем раньше, тем успешнее. При этом проявлять терпение и выдержку, иногда настойчивость, для того, чтобы дать ребенку почувствовать себя значимым. У детей, при виде результатов своего труда, появляется уверенность в себе, в свои силы.
Например, в своей группе, начиная с 5 класса, я обратила внимание на то, что Алеева Оксана и Аввакумова Олеся хорошо рисуют и им это занятие очень нравится. Предложила им поступить в школу искусств на художественно –прикладное творчество. Девочки сейчас там учатся уже 2 год, и свое будущее хотят связать с рисованием. А Максимов Иван и Заботкин Сергей увлекаются спортом. Эти ребята, начиная с 5 класса, посещают спортивную секцию, где отрабатывают спортивное мастерство, участвуют в соревнованиях по футболу. Тугов Дима проявляет свои способности в умении владеть компьютером. А Кузнецова Даша в творческом поиске. Она участвует и в спортивных соревнованиях, и в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Но, самое главное это то, что каждый подросток имеет свое любимое занятие и развивает свои способности.
2-ой этап: в подростковом возрасте огромное влияние на развитие личности оказывает коллектив, значимым является мнение одноклассников, отношение воспитателя и учителей. Обиженный ребенок – очень злой и непредсказуемый. Поэтому важно, чтобы в классе, в группе была атмосфера дружбы и взаимопомощи, чтоб дети уважали друг друга, были толерантны. Совместная работа, коллективные творческие дела, взаимовыручка способствуют формированию у детей уверенности в себе и в свои силы. И конечно, ответственность закаляет человека, его характер, его волю. А успешно выполненное дело создает ситуацию успеха, удовлетворенности, радости. Поэтому я стремлюсь организовать работу в группе так, чтобы все дети были участниками того или иного процесса, учитывая их возможности. Не даю подростку такое задание, с которым он не справится.
3-ий этап: уважение к личности подростка, как со стороны воспитателя, так и одноклассников дает возможность развивать, формировать культуру общения. В общении с детьми стараюсь использовать индивидуально – творческий подход. Стремлюсь побуждать их к самореализации, к активности, к самостоятельности, поощряю инициативу. Все это способствует становлению самосознания.
В чем это проявляется?
Если раньше мне приходилось разбирать и обсуждать плохое поведение ребят на уроках, то теперь к этому вопросу возвращаемся очень редко. У многих детей осознанная деятельность на уроках, направленная на приобретение знаний. В группе высокая активность и инициативность в общественной жизни школы. Нравственные качества у многих ребят: доброта, отзывчивость, взаимовыручка, взаимопомощь, ответственность. Конечно, хотелось, чтоб у каждого из них был «стержень», который и дальше удерживал бы их от негативного влияния.
Если каждый учитель и воспитатель могут сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали это, а опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то пожалуй этого было бы достаточно для школьного воспитания.
Однако, нравственное состояние внешней среды, размывание моральных принципов в обществе, не могут дать питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости зачастую понимается престиж эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности и справедливости, а преклонение перед богатством, властью денег, «красивой жизнью», не зависимо, какой ценой это достигнуто.
В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением не может и не должно оставить его без поддержки в трудный период самоопределения.

Март 2014 год.

Категория: Разное | Добавил: ленуша
Просмотров: 1286 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА