Суббота, 22:42 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Разное

Д. П. Давыдов – деятель просвещения Бурятии
14.01.2016, 14:22

 

 

Д. П. Давыдов – деятель просвещения Бурятии

 

 

Реферат на основе диплома Стукаловой Татьяны Владимировны

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………..3-4

§1. Состояние учебной и воспитательной работы в училищах. Программа обучения Д.П. Давыдова……………………………………………………………………………………….4-6

§2. Взгляд Д.П.Давыдова на роль учителя в нравственном развитии общества………….6-7

§ 3. Заботы Д. П. Давыдова о просвещении бурят…………………………………………..7-8

§ 4. Д. П. Давыдов – педагог прогрессивных взглядов……………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………………………..10-11

Источники. Статьи и монографии…………………………………………………………12-13

 

 

Введение.

           От первых веков российской государственности история сохранила много имён. Богата ими и Сибирь. За несколько столетий со времён проникновения русских в этот край на арене его истории появилось немало замечательных личностей. Наверное, не будет преувеличением утверждать, что образование было и остаётся основой не только культуры, но и самой сути человеческого общества. Тем важнее сегодня отмечать вклад в развитие народного образования тех, кто стоял у истоков развития школьного образования в Сибири.

         В истории развития народного образования и культуры Восточной Сибири значительное место занимает деятельность Дмитрия Павловича Давыдова (1811 – 1888) – талантливого педагога, писателя, краеведа, автора песни «Славное море, священный Байкал».

        Тридцать лет своей жизни Д. П. Давыдов посвятил педагогической деятельности, из них – четырнадцать (1846 – 1859) работал штатным смотрителем Верхнеудинского уездного училища, в ведении которого находились почти все училища Забайкалья. Вместе с тем, комплексного изучения деятельности Д. П. Давыдова, его вклада в развитие народного образования в крае и поэтического наследия пока ещё никем специально не предпринималось.

         До сих пор остаются нераскрытыми некоторые аспекты его жизни, в биографии Дмитрия Павловича много пробелов.

        Цель моей работы заключается в том, чтобы на основе фактического материала проследить просветительскую деятельность Д. П. Давыдова на посту смотрителя Верхнеудинского уездного училища. В связи с этим поставлены задачи:

- последовательно рассмотреть вклад Д. П. Давыдова в дело расширения сети образовательных учреждений Забайкалья в середине XIX века;

- проследить действия Д. П. Давыдова, направленные на укрепление материальной базы училищ Верхнеудинского округа, на улучшение условий для работы учителей;

- осветить и оценить новаторские подходы Д. П. Давыдова к образовательному и воспитательному процессам в школах Верхнеудинского уезда.

         Предметом исследования является образование, просветительство в Бурятии в XIX веке.

Объектом исследования является личность, жизнь Д. П. Давыдова, его деятельность в Верхнеудинском округе в должности штатного смотрителя Верхнеудинского  уездного  училища.

        Дмитрий Павлович Давыдов родился в 1811 году в г. Каинске Томской губернии, происходил из родовых дворян Рязанской губернии, Скопинского уезда, села Спасского, учился частным образом. С детства увлекался поэзией. Но поэзия не стала делом его жизни.

       Пятнадцати лет он поступил в Ачинский окружной суд в качестве «канцелярского служителя». Но служба в суде не удовлетворяла Д. Давыдова, который стремился посвятить себя педагогической деятельности, видя в ней своё призвание. С 1829 г. он был зачислен «кандидатом учительского звания»[1] в Иркутскую губернскую гимназию. 2 июня 1830 г. Давыдов, успешно выдержав испытание на звание учителя при Иркутской губернской гимназии, был назначен учителем первого класса Троицкосавского уездного училища. С этого времени и начинается его педагогическая деятельность.

        В 1833 году Давыдов покидает Троицкосавск: его перевели по личной просьбе на вакантное место учителя второго класса в Якутское уездное училище. В 1837 году Дмитрия Павловича назначили штатным смотрителем училищ Якутской области. В Якутии, наряду с педагогической деятельностью Д. П. Давыдов ведёт интенсивную научно-краеведческую работу. Дмитрий Павлович был настоящим подвижником-краеведом, лингвистом, фольклористом, этнографом, археологом. 17 августа 1846 года Давыдов прибыл в г. Верхнеудинск для исполнения обязанностей штатного смотрителя Верхнеудинского училища.

 

§1. Состояние учебной и воспитательной работы в училищах. Программа обучения Д.П. Давыдова.

        Широкое просвещение народа в школах – идея, всецело овладевшая мыслями Д.П.Давыдова.  Дмитрий  Павлович считал, что “благополучие края и благосостояние народа зависят от подъёма культурного уровня, и что единственным и надёжным путём к этому является развитие школьного образования”[2].

       Д.П.Давыдов боролся не только за расширение сети школ, он развернул большую программу обучения в них. Особое внимание уделялось предметам, развивающим логическое мышление учащихся, изучению физики,  математики.

       При уездном училище была оборудована обсерватория, проводились четыре раза в сутки метеорологические наблюдения по инструментам, подаренным Д.А. Миддендорфом  в Якутске. Школьникам прививалась любовь к естествознанию: учащиеся собирали насекомых, растения, готовили гербарии.  Сверх установленной программы для приходских училищ в национальных бурятских школах ученики обучались монгольскому языку.

       Д.П.Давыдов был горячим сторонником наглядного обучения постоянную заботу проявлял Дмитрий Павлович о наглядных пособиях и библиотеках при училищах, понимая громадную роль книги в образовании и воспитании молодого поколения.

       В Верхнеудинске библиотек и типографий в то время не было. Библиотечный фонд уездного училища располагал небольшим количеством старых книг. Приступив к службе, Д.П.Давыдов старался приобрести учебные пособия, художественную литературу у книгопродавца Глазунова, у частных лиц. Каждый  год выписывал журналы, книги из редакций “Библиотека для чтения”, ’’Народное просвещение”, ”Отечественные записки” из типографий Московского, а также Казанского университета, где ректором был известный монголовед О.М.Ковалевский. По просьбе Д.П.Давыдова, в 1858 г. Ковалевским были отправлены учебники для Онинского и Кударинского училищ.

      В течение 1853 г. в училищные библиотеки Верхнеудинского округа пришло книг на сумму 164 рубля 21 коп. Если сравнить с соседним Нерчинским округом, то туда в том же году “их поступило всего на 26 руб. 30 коп.  только от училищ Иркутской губернии”[3].

      В торжественные дни лучшие ученики за их трудолюбие награждались книгами. Книги раздавались бесплатно бедным ученикам. Педагог Д.П.Давыдов отдавал много сил для улучшения работы школ в округе.      “Образование ума должно быть соединено с образованием сердца”, - писал Давыдов в 1840 г.³ Образование без воспитания сердца, то есть таких, как доброта, чуткость, правдивость, гуманность, бескорыстие, честность, искренность, - вредно, даже “губительно для общества”. ”По мере воспитания гуманных и просвещенных людей общество будет  изменяться к лучшему “, - считал Д.П.Давыдов.

        Особое внимание Д.П.Давыдов обратил на улучшение учебно-воспитательной работы училищ, в частности на упорядочение мер взыскания.

Во времена Давыдова, в 40-х гг. XIX в., в школах широко применялись телесные наказания. Очевидно, в училищах Верхнеудинского округа царил произвол в действиях учителей по отношению к учащимся. Д.П.Давыдов в отчёте за 1848 г. пишет “Особое внимание было обращено на меры, употребляемые учителями к взысканию с учащихся за классные неисправности. Меры эти при прежнем управлении употреблялись без строгой разборчивости, и некоторые из преподавателей не без труда отставали от привычек, укорененных временем; отчего время от времени проявлялись жалобы (очевидно, имеются в виду жалобы родителей), которые, однако ж, немедленно были рассматриваемы, а виновным даны надлежащие замечания и наставления. Ныне заведена правильная система взысканий с учеников за проступки, а все неудобства по возможности устранены”.[4]

       Дмитрий Павлович обращает внимание на улучшение преподавания, чтобы “оно производилось с благородным тактом сообразно понятиям детей”[5], то есть с учётом возрастных особенностей. В отчёте за 1848 г. он писал, что “умственные способности детей законно развиваются, несмотря на то, что почти все дети, состоящие в училище, исключительно представлены одним классным наставлениям”[6].

        Штатный смотритель широко практиковал поощрительные меры как в отношении учащихся, так и всех тех, кто содействовал и помогал в распространении просвещения. Деятельность Дмитрия Павловича Давыдова проверялась неоднократно разными чиновниками. Все ревизующие отмечали “успехи учеников по произведенному испытанию весьма хорошие, Давыдов неослабленно следит за успехами преподавания”[7].

§2. Взгляд Д.П.Давыдова на роль учителя в нравственном развитии общества.

        Огромную роль в воспитании нравственных членов общества Д.П.Давыдов отводил школе и учителю, так как большинство родителей, по его наблюдениям, не обращали внимания на поступки и поведение своих детей, не готовили их к большим жизненным испытаниям.

“Учитель обязан своим трудолюбием, личным примером чистейшей нравственности воспитывать к себе уважительное отношение, чтобы сполна прорастало то вечное, разумное, доброе, что посеяно нелёгким его трудом.”[8].

       Интересно письмо Д.П.Давыдова учителю Баргузинского бурятского приходского училища Корнильцеву от 17 октября 1848 г. “Достоинства учителя,- писал он в письме, - определяется количеством слушающих его учеников, а потому учитель обязан заботиться о благосостоянии училища”, что “приохотить детей к помещению их в заведение зависит только от учителя”, от его “личного влияния”, что “учитель без учащихся есть тело без души, производитель без работы, голова без туловища”[9].

         1849 году в школе Цивилёва обучалось 33 ученика, позже осталось 18. Понижение числа учащихся, как поясняет в рапорте Д.П.Давыдов, зависело “от малого усердия исправляющего должность учителя, который не понимал важности своих обязанностей и не успел возбудить в родителях надлежащей к себе доверенности с назначением нового наставника можно надеяться, что число учеников снова значительно возвысится”[10].

       После принятия частной школы Цивилёва в ведомство Министерства народного просвещения Д. П. Давыдов назначил учителем Петра Жилина вместо дьякона Иннокентия Сотникова. Вникая в работу учителей, педагог Д. П. Давыдов не забывал отмечать лучших, ходатайствовал об увеличении им жалования, отстранял от работы тех, кто вредно влиял на учащихся и население.

        Так, Ивану Гантимурову было выдано вознаграждение в размере годового жалования 114 руб. 28 ½ коп. из экономических сумм Онинского училища, а Роману Корнакову, Аюше Дашицыренову «объявлена признательность начальства».

        Верхнеудинский крестьянин Афанасий Полынцов, выдержав испытания при Иркутской гимназии на звание учителя, был направлен на работу в Кударинское приходское училище. Но учитель Полынцов не оправдал своего назначения. Своим поведением и «нерадением по службе» он отрицательно влиял на учащихся и население.

        12 октября 1852 года Полынцов был уволен. «Увольнение из Кударинского приходского училища Полынцова и назначение другого лица быстро возвысило учебное заведение во всех отношениях»[11]. На место Полынцова Д. П. Давыдов назначил временно учителя Верхнеудинского приходского училища Ивана Мурзина, а классы Мурзина поручил выпускнику Верхнеудинского уездного училища Якову Селиванову.

       При подборе учителей Дмитрий Павлович Давыдов прилагал немало усилий, чтобы обеспечить отдалённые школы постоянными кадрами из числа местных коренных жителей, выпускников уездного училища. Так, в начальные школы им были направлены учителя Яков Селиванов, Роман Цыремпилов, Онисим Москвитин, Илья Стерхов, Пётр Жилин, Александр Сахаров, Найдан Гомбоев, Бадзар Норбоев, Семён Мошаков – выпускники местного уездного училища, коренные жители.

      В Национальном архиве Республики Бурятия хранятся письма – ходатайства Д. П. Давыдова о награждении «За усердие по службе исправляющего должность учителя Кударинского училища Найдана Гомбоева высочайшей наградой – серебряною медалью для ношения на шее»[12].

         В отчёте за 1848 год отмечалось, что «достоинства училищ час от часу возвышаются в общественном мнении и чиновники их пользуются должным уважением»[13].

        Нет сомнений в том, что  приобретение учителями уважения со стороны населения явилось результатом усилий и стараний Д. П. Давыдова.

§ 3. Заботы Д. П. Давыдова о просвещении бурят.

       Разъезжая по сёлам и улусам, Д. П. Давыдов изучал быт и нравы местного коренного населения, записывал сказки, легенды, предания, и искренне любил и уважал бурят, знал бурятский язык.

       До приезда Дмитрия Павловича в Верхнеудинский округ, в нём функционировало бурятское училище в Баргузине и Онинское бурятское приходское училище.

       Баргузинское бурятское училище, открытое 20 октября 1844 года, содержалось Баргузинской степной думой, выделявшей ежегодно на содержание училища 196 руб. 84 коп. серебром. В нём обучались бурятские мальчики монгольской и российской грамотам. В 1847 году училище находилось в крайне плачевном состоянии: в училище не осталось ни одного ученика. Одной из причин было недоверие к школам.

       Учитель Баргузинского бурятского училища Алексей Корнильцев в своём рапорте на имя штатного смотрителя Верхнеудинского уездного училища от 5 октября 1848 года писал, что «в училище занимается всего два ученика: Санан Сартаев и Гарма Ганхаев», что «остальные семь человек, отпущенные с 1 декабря 1847 года и один ученик, отпущенный в июле месяце на летние вакации, до сего времени не явились в училище, несмотря на обращение степной думы о высылке их» [14].

       Немедленно, по получении рапорта от учителя А. Корнильцева, Д. П. Давыдов 17 октября 1848 годашлёт Баргузинской степной думе, помощнику главного тайши баргузинских бурят Сахару Хамнаеву и учителю Алексею Корнильцеву о принятии необходимых мер для восстановления училища.

       В отношении Баргузинской степной думе Д. П. Давыдов, сообщая о донесении А. Корнильцева пишет, что «некоторые учащиеся с недавнего времени не посещают училище, разъясняет членам думы, что училище собственно устроено для их же нравственной пользы, что продолжение нехождения в класс может иметь вредное влияние на приобретённые уже познания, что невнимание почётных родовичей к училищу не соответствует их достоинству и известному усердию к заботе пользы общей, что пример их в этом случае весьма значителен и может произвести невыгодное впечатление на массу бурятского народа», и что в нынешнее время образование есть вещь необходимая для жизни человека»[15]. Вместе с тем он просит думу, чтобы эти доводы были сообщены родителям учащихся, приняты меры к возвращению последних в училище.

      Так, благодаря энергичному вмешательству Д. П. Давыдова, было предотвращено закрытие Баргузинского бурятского приходского училища.

Представляет интерес письмо Д. П. Давыдова учителю Баргузинского бурятского приходского училища А. Корнильцеву от 17 октября 1848 г. «Обязанность ваша, - писал он, - действовать на родовичей (бурят), во-первых, усердием по службе, во-вторых, убеждением, в-третьих, внушением о необходимости образования, в-четвёртых, ласками и приветливостью»[16].

      «Буряты – народ младенствующий, - писал Дмитрий Павлович, - не могущий ещё хорошо оценить блага учения», что «нельзя пренебрегать волею и убеждением их», что «принуждение к помещению детей в училище через посредство начальства мера не выгодная»[17].

        В письме высказаны передовые взгляды на роль и обязанности учителя в школе, на взаимоотношения его с населением.

       В целях расширения контингента учащихся бурятского приходского училища и увеличения числа учащихся бурят в Верхнеудинском уездном училище,  Д. П. Давыдов предпринимает ряд мер. В 1853 году он добивается организации пансионата при Онинском бурятском приходском училище. Учащиеся Онинского училища содержались за счёт общества, каждому выдавалась на содержание определённая сумма (60 руб. в год), жили они на частных квартирах, в условиях кочевого образа жизни бурят, организация пансионата при бурятском приходском училище была необходимым делом для повышения качества учебной работы училищ. Д. П. Давыдов находил крайне необходимым организацию в Верхнеудинске бурятского училища с пансионатом при нём. Об этом он возбуждает ходатайство перед военным губернатором Забайкальской области в своей докладной от 12 декабря 1854 года за № 205. Ходатайство осталось без последствий.

       Учебный год в Верхнеудинском уездном училище всегда завершался торжественным актом и награждением похвальными листами особо отличившихся учеников.      

По неоднократным требованиям Дмитрия Павловича в 1859 году было открыто Цулгинское бурятское училище, оно находилось в степи при дацане и помещалось в собственном доме ширетуя (настоятеля). Ринчин Намтуев был там первым учителем.

        В 1859 году в далёком сибирском районе функционировали уже четыре бурятских школы: Кударинское бурятское училище (1850), Урлукское (1859), Цулгинское (1859) и Баргузинское бурятское приходское училище.

§ 4. Д. П. Давыдов – педагог прогрессивных взглядов.

        Примечательно предложение Д. П. Давыдова об организации реального класса при Верхнеудинском уездном училище.

       Учреждение реальных классов отвечало интересам  развивающейся торговли и промышленности, поэтому носило объективно-прогрессивный характер. Попытка организовать реальный класс в далёком и захолустном Верхнеудинске в то время, когда его не было ни в иркутской гимназии, ни в Иркутском уездном училище, характеризует Дмитрия Павловича как педагога прогрессивных взглядов.

        4 декабря 1857 года последовал указ правительства о повышении платы за обучение в гимназиях и о введении платы в уездных училищах с 1 января 1858 года.  Забайкальское областное управление отношением от 12 февраля 1858 года за № 632 запросило мнение Д. П. Давыдова по этому вопросу, как штатного смотрителя уездного училища. Д. П. Давыдов в своём ответе решительно возражал против введения платы за обучение «Установление платы за обучение, - писал он, - с вольноприходящих учеников Верхнеудинского училища решительно невозможно… даже трудно предположить вероятность взимать плату с одного из каждых десяти учащихся».[18]

         Решительное возражение Д. П. Давыдова возымело действие: плата за обучение в Верхнеудинском уездном училище не была введена.

Несмотря на то, что в школьном уставе 1828 года резко был выражен сословный принцип и он неуклонно проводился при Николае I, Д. П. Давыдов был противником сословности в обучении.

        В Верхнеудинском уездном училище, за отсутствием в городе гимназии, учились дети различных сословий: дворян, военных, купцов, мещан.

       Д. П. Давыдов проявлял заботу о детях малообеспеченных родителей, оказывая им материальную поддержку из личных средств. Он бесплатно раздавал учебники, «а некоторых мальчиков держал у себя, чтобы дать им возмодность посещать класс неукоснительно»[19].

Кроме того, Д. П. Давыдов возбудил ходатайство об обучении детей обоего пола, просит разрешения у директора училищ Иркутской губернии учредить на свой счёт школу бесплатного обучения для девочек. Но ходатайство не получило положительного решения. Ему первому принадлежит мысль об открытии национальных школ для якутов.

Заключение.

       На основе фактического материала нами была рассмотрена просветительская деятельность Д. П. Давыдова на посту смотрителя Верхнеудинского уездного училища, на обязанностях которого лежало попечение о приходских училищах Верхнеудинского округа.

       До прибытия в 1846 году Д. П. Давыдова к месту нового назначения в Верхнеудинском округе всех жителей насчитывалось 140804 человека. На это население приходилось одно трехклассное уездное училище в г. Верхнеудинске и три приходских училища: Верхнеудинское при уездном, Онинское бурятское, Баргузинское бурятское. Училища влачили жалкое существование. Все они помещались в старых ветхих деревянных домах, не приспособленных для школ.  В Баргузинском училище занималось всего два ученика.

        Д. П. Давыдов буквально с первых дней обращает внимание на укрепление материальной базы подведомственных училищ. Много сил отдал Д. П. Давыдов открытию новых учебных заведений. Он ходатайствовал об открытии новых приходских училищ Кударинского, Урлукского, Цугульского, Кабанского, Куналейского, Цулгинского, Посольского, Твороговского селений, а также об учреждении приходских школ в раскольничьих селениях Тарбагатайской, Мухоршибирской и читканской волостей.В 1853 году Дмитрий Павлович  добиваеся  организации пансионата при Баргузинском бурятском приходском училище. Давыдов улучшил работу бурятских училищ, добился привлечения бурятских детей в уездное училище, подготовил через уездное училище нескольких учителей-бурят, некоторых из них привлёк к научной работе (Б. Норбоев, Н. Сахаров).

        Небезынтересно заметить, что в Центральной России вопрос о необходимости просвещения среди нерусских народностей (татар, башкиров, чувашей, черемисов, мордвы) только поднимался в 1869 году, то есть десять лет спустя.

 Благодаря усилиям штатного смотрителя, были открыты новые училища и Верхнеудинская четырёхклассная гимназия (1860). Его активные действия  способствовали открытию трёхклассного женского училища с подготовительным классом в Верхнеудинске (18 января 1861 г.) на средства, пожертвованные Верхнеудинским купцом Ординым, двенадцать приходских училищ в Читканской волости (1863). Не были допущены к закрытию два училища в г. Баргузине. В 1853 г. Д. П. Давыдов добивается организации пансионата при Онинском приходском училище.

Создание новых общеобразовательных начальных школ для детей всех слоёв населения Д. П. Давыдов считал первой необходимостью.

4 декабря 1857 года последовал указ правительства о введении платы за обучение в уездных училищах. Но решительное возражение Д. П. Давыдова возымело действие: плата за обучение в Верхнеудинском уездном училище не была введена.

Дмитрий Павлович был противником сословности в обучении. В Верхнеудинском уездном училище учились дети различных сословий: дворян, военных, купцов, мещан.

В 1859 году Д. П. Давыдов возбудил ходатайство об обучении детей обоего пола, просит разрешения у директора училищ Иркутской губернии учредить на свой счёт школу бесплатного обучения для девочек. Но ходатайство, к сожалению, не получило положительного решения.

За время работы штатным смотрителем Верхнеудинского уездного училища Д. П. Давыдов добивается улучшения материального и правового положения учителей уездного училища, неоднократно ставя этот вопрос перед вышестоящими начальниками. Благодаря настойчивым усилиям Д. П. Давыдова достигнуто было значительное повышение жалования учителям приходских училищ и аккуратная выдача его. Всё это способствовало значительному стимулу к улучшению работы училищ.

Штатный смотритель стремился к тому, чтобы училища возвысились в общественном мнении и учителя приобрели должное уважение со стороны населения.

Дмитрий Павлович развернул большую программу обучения в училищах. Особое внимание уделялось предметам, развивающим логическое мышление учащихся, изучению физики, математики. При уездном училище была оборудована обсерватория, где проводились четыре раза в сутки метеорологические наблюдения. Д. П. Давыдов был горячим сторонником наглядного обучения. Добивался пополнения библиотечного фонда училищ, ища средства на это частных лиц. Смотритель следил за тем, чтобы преподавание производилось с учётом возрастных особенностей детей.

Как дальновидный педагог, он широко практиковал поощрительные меры как в отношении учащихся, учителей, родителей, так и всех тех, кто содействовал и помогал распространению просвещения.

Несмотря на исключительные трудности во всём: бедность населения, материальную необеспеченность учительства, испытывая постоянную нужду в деньгах, Д. П. Давыдов много сделал для просвещения людей.

Таким образом, не вызывает сомнения, что Д. П. Давыдов является одним из тех подвижников образования, именем которого и сегодня может гордиться  Забайкальская   земля.

Источники:

НАРБ – Национальный архив Республики Бурятия.

1. Фонд 62, опись 2, дело 112.

2. Фонд 136, опись 1, дело 14.

3. Фонд 136, опись 1, дело 16.

4. Фонд 136, опись 1, дело 18.

5. Фонд 136, опись 2, дело 12.

Статьи и монографии.

1. Андреев В. И. Бурятские приходские училища в первой половине XIX века. – Иркутск, 1957. – 76 с.

2. Андреев В. И. Д. П. Давыдов, как деятель просвещения Бурятии. //Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. – Улан-Удэ, 1956. – Вып. XXII. С. 150-164.

3. Андреев В. И. История бурятской школы (1804 – 1962 гг.)  - Улан-Удэ, 1964. – 566 с.

4. Голубев Е. Поэт, учитель, краевед. //Байкальские огни. – 1976. – 2 окт.

5. Дугаров М., Будеев Ю. Загадки биографии Давыдова. //Правда Бурятии. – 1987. – 18 ноября.

6. История Сибири. С древнейших времён до наших дней. В 5 тт. Т. 2. Л., 1968. – 536 с.

7. Очерки истории культуры Бурятии. – Улан-Удэ, 1972. В 2 тт. С. 214, 241.

8. Панчуков А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. – Улан-Удэ, 1959. – 512 с.

9. Петряев Е. Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Чита, 1954. С. 162-163.

10. Санжиев Г. Л., Санжиева Е. Г. Бурятия: История (XVII – XIX вв.). – Улан-Удэ, 1999. – Вып. 4. – 356 с.

11. Сухарчук Н. И. Деятельность Д. П. Давыдова по развитию школьного образования в Верхнеудинском округе. //Вопросы истории школ Восточной Сибири. Иркутск, 1975. Вып.II. С. 51-66.

12. Ташинский С. И. Памяти Д. П. Давыдова. //Тобольские губернские ведомости. – 1893. - № 20. В статье

13. Трушкин В. П. Новые материалы к биографии Д. П. Давыдова. //Литература Сибири. История и современность. Новосибирск: Наука. -  1984.

 


[1] Трушкин В. П. Новые материалы к биографии Д. П. Давыдова. //Литература Сибири. История и современность. – Новосибирск6 Наука. – 1984. – С. 248-252.

[2] Сухарчук Н. И. Деятельность Д. П, Давыдова по развитию школьного образования в Верхнеудинском округе. //Вопросы истории школ Восточной Сибири. Вып. 2. Иркутск, 1975. – С. 57.

[3] Там же. С. 65.

[4] Андреев В. И. Д. П, Давыдов, как деятель просвещения Бурятии. //Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Вып. XXII. Улан-Удэ, 1956. – С. 155.

[5] Там же.

[6] Там же. С. 118.

[7] Сухарчук  Н. И. Деятельность Д. П. Давыдова по развитию школьного образования в Верхнеудинском округе. //Вопросы истории школ Восточной Сибири. Вып. 2. Иркутск, 1975. С. 63.

[8] Сухарчук Н. . Поэт, учитель, гражданин. //Байкал. – 1976. - № 3. – С. 120.

[9] Андреев В. И. Д. П, Давыдов, как деятель просвещения Бурятии. //Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Вып. XXII. Улан-Удэ, 1956. – С. 153.

[10]  НАРБ, ф. 62, оп. 2, д. 112, л. 4.

[11] Сухарчук Н. И. Деятельность Д. П. Давыдова по развитию школьного образования в Верхнеудинском округе. //Вопросы истории школ Восточной Сибири. Вып. 2. Иркутск, 1975. С. 64.

[12]  НАРБ, ф. 136, оп. 1, д. 18, л. 5.

[13] НАРБ, ф. 136, оп. 1, д. 18, л. 5.

[14] Очерки русской литературы Сибири. В 2 тт. Т. 2. Новосибирск, 1982. С. 331.

[15] Сухарчук Н. И. Поэт, учитель, гражданин. //Байкал. – 1976. - № 3. – С. 119.

[16] Там же.

[17] Там же. С. 118.

[18] Там же. С. 118.

[19] Трушкин В. П. Новые материалы к биографии Д. П. Давыдова. //Литература Сибири.  История и современность. Новосибирск: Наука, 1984. С. 248.

Категория: Разное | Добавил: Администратор
Просмотров: 183 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА