Воскресенье, 04:14 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Взрослые и эмоциональный мир детей.
24.01.2018, 12:54

Взрослые и эмоциональный мир детей.

Нам всем известно, что в одной семье, в одинаковых, казалось бы, условиях, вырастают очень разные по своим эмоциональным проявлениям дети.

Это врожденные качества, которые определяют активность, энергетику, градус базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали.То есть темперамент. Считается, что человек редко обладает стопроцентным видом темперамента, чаще всего он имеет смешанный тип. Люди со смешанным темпераментом соединяют в себе основные черты, присуще разным его вида.

Существует мнение,  что физическое и умственное развитие ребенка может определяться нашими усилиями, то есть - взрослым окружением. И чтобы не упустить время, мы начинаем в это вкладываться — обучать, развивать, тренировать  ребенка. Но когда дело касается эмоциональной сферы, ее обесценивают , либо подвергают сомнениям саму возможность влияния: «уж какой уродился»

Вопрос: Как вы считаете, возможно ли повлиять на развитие ЭВС. Или это врожденные качества?

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов:

 – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка,

-  внешних – семейной ситуации ребенка, его окружении.

Сейчас мы не рассматриваем нарушения в развитии ЭВС. В этом треугольнике: три угла главных: Воля, Ум, Эмоции.

Легко заметить, что одни дети почти всегда пребывают в хорошем, приподнятом настроении, они открыты миру, активны, улыбаются, с удовольствием общаются, играют с новыми предметами. Другие, напротив, чаще бывают в дурном расположении духа, капризничают, они ранимы и впечатлительны, засыпают и просыпаются со слезами, Любая мелочь вызывает бурю эмоций, сопротивление, слезы.

Безусловно, частая смена настроения характерна для всех детей: кажется, минуту назад ребенок выглядел радостным, веселым, удовлетворенным, а потом вдруг слезы, истерика. Но какое-то из этих состояний станет доминирующим и будет преобладать уже во взрослой жизни, то есть станет базовым эмоциональным фоном.

Все потому, что ребенок необычайно восприимчив к эмоциям, исходящим от взрослых, и впитывает их в себя, словно губка. Что мы можем сделать для создания у ребенка  положительного эмоционального фона?

  • 1. Общаться с ребенком

В 1980-е годы Эдвардом Троником был проведен эксперимент под условным названием «каменное лицо».

 Суть в следующем: маму или папу просили поиграть с их трехмесячным малышом, а потом на время прекратить общение, продолжая смотреть на ребенка с застывшим выражением лица или отсутствующим видом. Как реагировали дети? Сначала поведение родителей вызывало у них удивление, затем они пытались привлечь внимание взрослого — улыбались, гулили, двигались, но уже через несколько минут отворачивались. Дети выглядели удрученными, испуганными, они хныкали, плакали, у кого-то текли слюни и появлялась икота. Что же так расстроило малышей?  Да, родители оставались рядом, но они внезапно, в нарушение всех ожиданий ребенка сталиэмоционально недоступными .

Надо помнить о том, что ребенок зависит от нас: для него отношение близкого взрослого — вопрос выживания, гарантия помощи и защиты. А на период пребывания в детском саду педагоги те взрослые которым он доверяет. И это ежедневно видят воспитатели ясей, или детей на адаптации.

 Все, что угрожает нашему контакту, а именно нашабезэмоциональность-угрожает его жизни.

 Установить и удерживать контакт со своим взрослым, нравиться ему — вот главная забота ребенка. Все остальное — потом. Ведь от того, как часто с ним общаются, зависит его ежедневная «порция счастья». Благодаря этому день за днем ребенок ощущает радость жизни. И это имеет огромное значение, ведь радости невозможно научить, ее можно только познать.

  • 2. Понимание эмоций

Современные дети и подростки плохо «читают» лица. А между тем неумение распознать базовые эмоции, неспособность сопереживать, прогнозировать реакции и поведение других и в зависимости от этого принимать решение — основная причина трудностей в общении и неприятия ребенка сверстниками. На что мы должны обратить внимание в первую очередь?

- «Включать» зеркальные нейроны

Вопрос: Упражнение: Прочтем эмоции.

Уже при появлении на свет у ребенка есть все необходимое для развития способности к пониманию чужих чувств и эмоций. В мозгу каждого человека за это отвечают особые нейроны — зеркальные. Их обнаружила группа итальянских ученых во главе с ДжакомоРиццолатти в 1990-х годах. А зеркальными эти нейроны были названы потому, что благодаря им в нашей психике отражается состояние другого человека или его действия. Например, нам хочется зевнуть, когда рядом кто-то зевает, улыбнуться, когда кто-то улыбается, у нас напрягаются мышцы, когда мы видим, что кто-то падает. Зеркальные нейроны «включаются» во время подобных действий — и мы понимаем, что́ именно делает человек, можем предугадать, что он будет делать дальше, и повторить его действия. Именно поэтому возможны процессы подражания, овладения языком, сопереживания.

И развиваются нейроны не сами по себе, а при активном участии взрослых. Здесь действует тот же принцип, что и с остальными нейронными связями, — «Используй или потеряешь!».

- Проводить эмоциональную настройку.

«Настроить» чувствительный мозговой «аппарат» младенца помогает чуткое и внимательное отношение мамы. То, как она распознает эмоции ребенка и отвечает на них, то есть насколько она сама «настроена» на малыша, играет решающую роль в развитии его способности понимать эмоции других — ведь для начала малыш должен почувствовать, что понимают его.

Ребенок который не получает от взрослого сигналы, которые не соответствуют его внутренним ощущениям,  не учится понимать свои эмоции, а значит, с трудом будет распознавать и чужие.

Вопрос: Упражнение.

Знакомая всем ситуация: Во время сон часа один ребенок не спит, вертится, скрипит кровать.

Варианты реакции воспитателя:

  1. Поднять ребенка, отправить играть.
  2. Наругать эмоционально: Быстро засыпай, а то маме позвоню. Пусть тебя забирает.
  3. Наругать эмоционально: Что ты «такой- сякой» мешаешь всем, вот встанут все дети, а ты останешься лежать.
  4. Присесть рядом, сказать спокойно: Рома ты не хочешь спать? Ты просто полежи.
  5. Свой вариант.

Благодаря тонкому «настрою» взрослого  ребенок на подсознательном уровне чувствует, что его эмоции находят отклик, что его понимают и принимают, и постепенно у него формируется ощущение, что другие люди тоже могут и готовы разделить его чувства.

- Быть открытыми и подлинными

Ребенок  постепенно учится распознавать эмоции благодаря постоянному контакту с мамой. Он вглядывается в мамино лицо, в ее глаза. Он видит маму разной — не только веселой, радостной, заинтересованной, удивленной, но и усталой, безразличной, тревожной, грустной, раздраженной и даже испуганной.

Среди других взрослых ребенок сможет  научиться понимать эмоции можно только тогда, когда эти эмоции подлинные, не наигранные, когда выражение лица, интонация соответствуют тем чувствам, которые на самом деле испытывает человек.

Мы же, взрослые, часто пытаемся скрыть свои истинные чувства за маской доброжелательности: испытывая злость, раздражение, агрессию или печаль, мы говорим «да все нормально», «нет проблем». При общении с маленьким ребенком такие несоответствия приводят к тому, что у него «сбивается мушка»: ребенок не будет знать, чему «верить», не научится соотносить сами эмоции и их внешнее проявление.

Еще пагубнее влияет на детей общение с нянями, которые по указанию родителей носят медицинские маски, чтобы, не дай бог, не заразить малыша. Ребенок не видит их лиц, а значит, блокируется невербальный канал общения — основной канал, благодаря которому мы узнаем о чувствах других. От таких нянь, которые не проявляют по отношению к малышу никаких чувств, он вряд ли получит впечатления, в которых так нуждается, а значит, его эмоциональная жизнь будет крайне бедной.

Иными словами, база для понимания эмоций в виде зеркальных нейронов — еще не гарантия того, что любой из нас будет правильно распознавать состояния и переживания других. Сеть зеркальных нейронов создается и расширяется благодаря атмосфере, в которую погружен ребенок с самого рождения, и под влиянием тесного общения с мамой, которая настраивается на малыша, учится его понимать и открыто выражает свои эмоции.

3. Эмоциональная устойчивость

Мы хотим, чтобы дети росли эмоционально устойчивыми: терпеливыми, способными адекватно воспринимать отказы — наши «нет» и «нельзя», уравновешенными, контролирующими себя. Безусловно, это важное качество во многом зависит от особенностей темперамента. Даже очень маленькие дети различаются по тому, как легко меняется их поведение в ответ на изменившиеся обстоятельства и насколько сильно они на эти изменения реагируют. Но взрослые, могут внести свою лепту в формирование у ребенка эмоциональной устойчивости еще в период младенчества.

Как это сделать?

  • Быть образцом для подражания

Взрослый для ребенка — не только источник любви и заботы, но и образец для подражания: он усваивает те способы эмоционального реагирования, которые взрослый демонстрирует в неприятных ситуациях.

Типичный пример: 1. Ребенок не может открыть коробку и ставит ее на место, отказываясь попытаться еще раз. Точно так же вела себя мама: когда у нее не получалось починить сломанную игрушку сына, она оставляла попытки, а потом покупала новую. 2. Решение проблемы слезами — ребенок заплакала, и мама тут же исполнила его желания, — ребенок быстро усвоит, что плачем можно многого добиться.

В стрессовой ситуации взрослое окружение детей  ведут себя по-разному: одни слишком раздраженно реагирует на незначительные события, паникует, суетятся, кричат, другие напротив, не замечают чего-то важного, на что стоило бы обратить внимание, а третья старается спокойно найти выход из трудного положения. В любом случае стоит помнить, что ребенок очень чувствителен не только к словам, но и к нашим скрытым сигналам. Они внимательно следят за нами и исподволь перенимают наш стиль поведения.

  • Реагировать на крик ребенка

 «Контейнировать» эмоции. В психологии есть термин «контейнирование»: взрослый, реагируя на крик ребенка, «перерабатывает» его отрицательные эмоции, но сами ими не заражаются — не отвечает агрессией на агрессию, страхом на страх.

Например: ребенок плачет, упал, всем известно выражение «шишку нашел» Но его страдание не должно переходить в ее страдание.она находится рядом, настраивается на одну волну с малышом и помогает ему в переходе на следующий уровень эмоционального взросления.

То есть она использует успокаивающие, ободряющие интонации, комментирует свои действия, объясняет, что будет дальше. Очень важно, почувствовать, чтó испытывает ребенок, зеркально отразить его эмоции с помощью мимики, тона своего голоса, посочувствовать ему.

  • Пауза

Если между «запросом» младенца и нашим «ответом» есть пауза, «зазор», малыш испытывает так называемую оптимальную фрустрацию. Это небольшое разочарование не травмирует психику ребенка, а, напротив, делает ее более устойчивой. Поэтому познакомить малыша с фрустрацией — важная задача родителей. Но делать это надо постепенно, последовательно и с любовью. Научить детей ждать очень трудно, но необычайно полезно: умение ждать — не просто навык, а краеугольный камень воспитания эмоциональной устойчивости. Ребенок начинает понимать, что взрослый не может все время быть рядом, постоянно играть, развлекать его и тут же выполнять любые его желания. «Мамина пауза» учит ребенка управлять своими импульсами. Но и в этих паузах нужно не терять контакта с малышом.

У Агнии Барто есть стихотворение «Разговор с мамой», которое прекрасно иллюстрирует эту ситуацию.

Американский ученый Уолтер Мишель считает, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают такую возможность.

В середине 1980-х Мишель сравнил, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети уже в подростковом возрасте. Оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными, рассудительными, волевыми, уверенными в себе. Они смело принимали вызов, сталкиваясь с проблемами, и решали их, не сдаваясь даже перед лицом серьезных трудностей. Еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению своих целей. Они же были более успешны в учебе, лучше формулировали свои мысли, логически рассуждали и стремились учиться.

Получается, пауза имеет огромное значение для формирования эмоциональной устойчивости: у ребенка появляется базовая уверенность, что любая проблема будет решена, пусть и не сразу, что он будет услышан, что все будет хорошо. Эта уверенность, полученная в раннем детстве, помогает ему и потом терпеть и ждать.

Эмоционально устойчивый человек — как ванька-встанька: у него внутри есть что-то, что не позволяет ему упасть, он каждый раз поднимается, он способен держать равновесие во время «качки». Это важное качество складывается, «выплавляется» из индивидуальных особенностей ребенка и опыта общения с мамой и другими близкими взрослыми. Если мама была чуткой, терпеливой и сама демонстрировала эмоциональную устойчивость, то и способы эмоциональной регуляции малыша будут более надежными. Впоследствии они переходят в привычки, что помогает нам реагировать на многие раздражители автоматически.

Конечно, нельзя все, что происходит с ребенком, связывать со взрослым окружением. Младенец — это не чистый лист, на котором мы можем написать все, что посчитаем нужным. Поэтому на вопрос, можем ли мы своим влиянием определить эмоциональность ребенка на сто процентов, ответим — нет, не можем. Любой человек обладает своими индивидуальными особенностями, своим темпераментом. Но можем ли мы повлиять на это достаточно серьезно? Да, безусловно, можем!

 

Педагог-психолог МБДОУ «Аленький цветочек» Гайфуллина Ю.С.

 

Категория: Психологу | Добавил: Администратор
Просмотров: 86 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА