Понедельник, 03:29 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Социальные проблемы профориентации учащихся. Диагностика профессиональных интересов учащихся
[ Скачать с сервера (37.0Kb) ] 09.01.2017, 21:03

Важная проблема для учащихся школы – выбор профессии. Интересы значительной части учеников крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и друзьями. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».
Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения и контактировать с людьми. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получать новые впечатления.
В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.
Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.
В 10-12 лет дети часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос, руководствуются тремя позициями выбора профессии:
- Хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом
- Могу – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности
- Надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.
Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже немаловажны: престижность профессии, система оплаты труда, место жительства.
В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только на этом факторе не стоит. И это стало уже привычным, что высшее образование повышает престиж. Но не следует забывать, что определенное количество подростков вообще не склонно заниматься умственной деятельностью. Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.
Также подростки оценивают профессии в зависимости от пола. Но это вряд ли повлияет на выбор профессии. Но фраза: «Не женское (мужское) это дело», - может больно задеть самолюбие ребенка.
Значительно число юношей и девушек мотивируют свой выбор наличием устойчивого интереса к данной профессии, необходимых для этого дела способностей, склонностей, знаний, а также знакомством с деятельностью, близкой к своей будущей профессии.
Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводит к реакции протеста и ли росту тревожности. Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься. И, конечно, считает, что все профессии делятся на «плохие» и «хорошие».
Категоричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие варианты – это уход от мучительных колебаний. Впоследствии это, скоре всего, приведет к разочарованию.
Диагностика профессиональных интересов учащихся.
Остановимся на некоторых диагностиках, проводимых в 9-х классах за 1 полугодие. Что собой представляют эти методики.
1) Методика «Определение мотивации» (Е.Головаха). Методика служит для выявления характера мотивационной направленности. Выделяют профессиональную мотивацию, внепрофессиональную и противоречивую.
2) Опросник профессиональных склонностей Йовайши. Методика выявляет склонность человека к различным сферам проф.деятельности.
3) Интересы и склонности в выборе профессии.
4) Коммуникативно-организаторские склонности.
5) Ориентационная анкета. Определение направленности личности. Направленность на дело, на себя, на общение.
6) Определение самооценки.
7) Опросник профессиональных предпочтений Голланда. Эта методика выявляет профессиональные предпочтения и определяет соответствие выбираемой профессии профессиональному типу человека.
8) Определение свойств темперамента (В.М. Русалов). С помощью данной методики можно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность.
В дальнейшем работа будет продолжаться и будем выявлять профессиональные интересы учащихся.
.

Категория: Психологу | Добавил: vita2010
Просмотров: 350 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА