Вторник, 10:01 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Роль внутренней мотивации в процессе обучения
28.04.2013, 13:09
Роль внутренней мотивации в процессе обучения

Не вызывает сомнения тот факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения, замена реальной оценки действий учеников несколько повышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно.
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов, непосредственно не связанных с учебным предметом. Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.
Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика важно, другого может совершенно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащихся.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1) содержание учебного материала;
2) организация учебной деятельности;
3) коллективные формы деятельности;
4) оценка учебной деятельности;
5) стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости уч-ся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающий всякий интерес к учению.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
2. Организация учебной деятельности
Мотивационный этап — это сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Операционально-познавательный этап. На этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит, эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы уч-ся начинал действовать.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.
3. Коллективная (групповая) форма деятельности.
Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться •выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
4. Оценка результатов учебной деятельности.
Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ уч. деятельности уч-ся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.
5. Стиль деятельности учителя.
Различные стили формируют различные мотивы.
Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 — поощрение, 2 — порицание, 3 — учебно-познавательная игра, 4 — создание ярких наглядно-образных представлений, 5 — создание ситуации успеха, 6 — стимулирующее оценивание, 7 — свободный выбор задания, 8 — удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 — опора на жизненный опыт, 2 —познавательный интерес, 3 — создание проблемной ситуации, 4 — побуждение к поиску альтернативных решений, 5 — выполнение творческих заданий, 6 — “мозговая атака”, 7 — развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1 — предъявление учебных требований, 2 — информирование об обязательных результатах обучения, 3 — формирование ответственного отношения к учению, 4 — познавательные затруднения, 5 — самооценка деятельности и коррекция, 6 — рефлексия поведения, 7 — прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 — развитие желания быть полезным отечеству, 2 — побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомощи, 4 — поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование.

Роль внутренней мотивации в процессе обучения

Не вызывает сомнения тот факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения, замена реальной оценки действий учеников несколько повышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно.
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов, непосредственно не связанных с учебным предметом. Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.
Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика важно, другого может совершенно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащихся.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1) содержание учебного материала;
2) организация учебной деятельности;
3) коллективные формы деятельности;
4) оценка учебной деятельности;
5) стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости уч-ся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающий всякий интерес к учению.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
2. Организация учебной деятельности
Мотивационный этап — это сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Операционально-познавательный этап. На этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит, эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы уч-ся начинал действовать.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.
3. Коллективная (групповая) форма деятельности.
Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться •выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
4. Оценка результатов учебной деятельности.
Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ уч. деятельности уч-ся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.
5. Стиль деятельности учителя.
Различные стили формируют различные мотивы.
Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 — поощрение, 2 — порицание, 3 — учебно-познавательная игра, 4 — создание ярких наглядно-образных представлений, 5 — создание ситуации успеха, 6 — стимулирующее оценивание, 7 — свободный выбор задания, 8 — удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 — опора на жизненный опыт, 2 —познавательный интерес, 3 — создание проблемной ситуации, 4 — побуждение к поиску альтернативных решений, 5 — выполнение творческих заданий, 6 — “мозговая атака”, 7 — развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1 — предъявление учебных требований, 2 — информирование об обязательных результатах обучения, 3 — формирование ответственного отношения к учению, 4 — познавательные затруднения, 5 — самооценка деятельности и коррекция, 6 — рефлексия поведения, 7 — прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 — развитие желания быть полезным отечеству, 2 — побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомощи, 4 — поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование.
Категория: Психологу | Добавил: natalya12
Просмотров: 1691 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА