Пятница, 08:57 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

«Ранний детский аутизм. Пути помощи. Современные проблемы социализации»
[ Скачать с сервера (25.5Kb) ] 05.10.2014, 17:22

«Ранний детский аутизм. Пути помощи. Современные проблемы социализации»

Подготовила
Малютина О.Ю.
педагог- психолог
I квалификационная категория
г. Нижнекамск, 2014 г.

План:
1.Клинико- психологическая картина раннего детского аутизма:
а) этиология заболевания;
б) основные клинические критерии аутизма;
в) классификация аутизма и заболеваний аутистического спектра (МКБ- 10).
2.Комплексная реабилитация детей и подростков с ранним детским аутизмом:
а) медицинская реабилитация;
б) психолого- педагогическая помощь.
3.Современные проблемы социализации при раннем детском аутизме:
а) создание адекватного образовательного пространства для детей с аутизмом;

Ранний детский аутизм (РДА)- это отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения ребёнка с окружающим миром.
Аутизм- это снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и к социальному развитию; «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.
Российской статистики по РДА не существует. В других странах частота РДА оценивается от 5 до 15-20 на 10 тыс. детского населения. Распространение по полу (мальчиков и девочек) составляет примерно 6:1.
Актуальность проблемы РДА обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства.
Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребёнка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. А значит, любой психолог и педагог должен быть готовым оказать специальную помощь ребёнку с аутизмом.
Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренического спектра», реже- особая органическая недостаточность ЦНС (хромосомная, наследственно- обусловленная, возможно, и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конституции, обусловленная наследственностью. Существуют гипотезы о возникновении РДА при врождённых дефектах обмена веществ (фенилкетанурия и др.), при синдроме Ретта, при нарушениях биохимического обмена (баланса серотонина- дофамина), при нарушениях иммунной системы, при органической патологии головного мозга (врождённый токсоплазмоз, сифилис, интоксикация свинцом и др.).
Первое описание РДА как самостоятельного расстройства принадлежит американскому клиницисту Лео Каннеру (1943 г.). Независимо от него сходные клинические случаи были описаны австрийским учёным и детским психиатром Г. Аспергером в 1944 г. и отечественным исследователем С.С. Мнухиным. Но до сих пор (спустя 60 лет) учёные разных стран не могут прийти к общему мнению относительно многих вопросов в рамках данного заболевания (это вопросы этиологии и патогенеза, классификации заболеваний аутистического спектра и др.).
Клиническая картина РДА многообразна. Наиболее яркими проявлениями, клиническими критериями синдрома ДА являются:
- аутизм как таковой, т.е. «предельное», «экстремальное» одиночество ребёнка. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом (взгляд плавно ускользает- резко отводится со страхом- смотрит сквозь или дозировано), использования мимики, жестов, интонации. Трудности в установлении контактов проявляются даже в отношениях с близкими (ребёнок следит за ними боковым зрением- находится рядом- витальный симбиоз- дозированный эмоциональный контакт). При этом форма контакта со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом»;
- стереотипность поведения, связанная с напряжённым стремлением сохранить постоянные привычные условия жизни (стереотипность в речи, еде, одежде, маршрутах, ритуалах, режиме и т.п.). часто это связано со страхом нового, неизвестного, со стремлением получить положительные эмоции (аутостимуляции- двигательные, зрительные, слуховые…);
- особая задержка и нарушение речевого развития, прежде всего её коммуникативной функции. Это может проявляться в форме мутизма, эхолалий, длительных задержек использования личных местоимений, штампованности, скандированности речи, необычном темпе, ритме, мелодике речи. Страдает выразительность речи, речь носит монологический характер. Характерны автономность и стереотипность речи;
- раннее проявление данных расстройств (до 2,5 лет).
Это не регресс, а иное, искажённое психическое развитие.
Характерны для РДА страхи (множественные и необычные), «псевдоглухота» и «псевдослепота», могут быть агрессия и самоагрессия, необычные интересы и влечения.
Формируется в полном виде синдром РДА к 2,5- 3 годам. Самый тяжёлый период, отягощённый максимумом поведенческих проблем- самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией- отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, на первый план выступает ЗПР, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, негибкость, социальная наивность.
Проблема РДА- не только проблема дошкольного возраста, трудности коммуникации и социализации с возрастом не исчезает, а меняет форму, поэтому помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.
В чистом виде РДА встречается редко. Спектр аутистических нарушений широк. В мировой практике существует несколько классификаций, наиболее распространены и признаны Американская классификация ДСМ (ручная диагностика и статистика), разработанная Американской ассоциацией психиатров и МКБ-10, используемая в отечественной практике. В данных классификациях разработаны основные диагностические критерии аутизма и заболеваний аутистического спектра, среди которых выделяются: «типичный» аутизм («классический», синдром Каннера), синдром Аспергера, «органический аутизм», психогенный и атипичный аутизм, аутистически подобные синдромы у детей с патологией хромосомного и обменного происхождения (при синдроме Дауна, х – фрагильной хромосомы, фенилкетанурии, туберозном склерозе), при синдроме Ретта. Соответственно разнообразна и клинико – психологическая характеристика детей с разными видами аутистических расстройств, а значит и помощь этим детям будет строиться по - разному.
Необходимо знать также и то, что аутизм не приходит один, сопутствующими заболеваниями часто являются олигофрения, эпилептические припадки, нарушения зрения и слуха, соматические нарушения, дисфункции мозжечка и височной доли головного мозга, нарушение в суставах и костях и др.
Таким образом, в современных классификациях РДА включён в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной, аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.
Прогноз развития таких детей:
- зависит от тяжести собственно аутистических проявлений
- наличия или отсутствия выраженности органических проявлений
- темпа развития интеллекта и речи
- времени начала лечения
При синдроме Аспергера как правило, относительно благоприятный прогноз. С возрастом это состояние становится шизофренией. При синдроме Каннера относительно неблагоприятный прогноз. Чаще происходит выход в атипичную умственную отсталость, но при сохранном интеллекте возможно становление шизоидной психопатии.
Наиболее благоприятным считается прогноз развития ребёнка при появлении развёрнутой речи до 5 лет и наиболее сохранном интеллекте. Даже в самых тяжёлых случаях детского аутизма упорная коррекционная работа даёт всегда положительный результат, динамику развития ребёнка.
Сложная, многообразная клинико- психологическая характеристика аутизма и заболеваний аутистического спектра говорит о необходимости оказания ребёнку с аутизмом комплексной помощи команды специалистов: психоневролога, психиатра, педиатра, специального психолога, дефектолога, логопеда, музыкального работника, инструктора ЛФК, которые оказывают коррекционную и консультационную помощь аутичным детям и их родителям.
Медицинская реабилитация включает медикаментозное лечение , которое занимает ведущее место до 5-7 лет ребёнка. ЛФК- это специальные физкультурные занятия по коррекции и развитию общей и мелкой моторики. Психоневролог проводит коррекцию неврологического состояния ребёнка, связанного с сезонными и возрастными осложнениями клинической картины заболевания, педиатр проводит лечение соматических заболеваний.
Психолого- педагогическая помощь ребёнку с аутизмом занимает важное место в системе комплексной реабилитации.
Дефектолог корректирует и развивает познавательные процессы, формирует знания, умения и навыки об окружающем мире, учебные навыки. Логопед работает над коррекцией речевых нарушений по направлениям: развитие понимания речи, возможности активно пользоваться речью, обучение навыкам чтения и письма. Психолог проводит коррекцию проблем поведения аутичного ребёнка (предупреждение возникновения опасных ситуаций, работа над детскими страхами, необычными пристрастиями, интересами и влечениями, проявлениями агрессии и самоагрессии, стереотипностью), развивает и корректирует эмоционально- волевую и личностную сферы, оказывает помощь в установлении контакта, в понимании особенностей поведения аутичного ребёнка.
Педагогическая и психологическая работа при РДА носит особый характер, используются определённые методы работы с учётом клинико- психологической картины заболевания каждого ребёнка. Так, чтению рекомендуется обучать методом «глобального чтения». Это связано не с уровнем интеллекта ребёнка с РДА, а с возможностью «застревания» ребёнка на слоговом этапе чтения, при этом учитываются хороший уровень развития зрительной, механической памяти, невербального мышления.
В настоящее время в зарубежной и отечественной практике работы с аутичными детьми разработаны чётко спланированные достаточно традиционные методы воздействия на ребёнка: холдинг- терапия («усиленные касания»), бихевиористский (поведенческий) подход- программа TEACHH, групповая терапия, эвритмия (подкреплённая музыкой коммуникативная терапия). В отечественной практике группой авторов под руководством О.С. Никольской и К.С. Лебединской разработаны методические рекомендации по развитию речи, обучению математике, развитию мелкой моторики, социально- бытовых навыков, по профессиональной подготовке аутичных детей.
Трудности использования данных программ и рекомендаций заключаются в том, что все программы необходимо использовать только с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, которые могут значительно отличаться и серьёзно влиять на эффективность коррекционной работы.
В современное время проблема создания эффективного образовательного пространства для детей с РДА актуальна. Увеличивается за последние годы количество семей, обращающихся за помощью в воспитании и обучении, развитии аутичных детей, их позиция целенаправленного обращения за помощью к специалистам укрепляется. Этих детей заметили, активно изучают во всех областях науки и практики. Статистика выявления таких детей по нашей стране неумолимо растёт, это происходит ещё и потому, что диагностировать данное заболевание стали намного раньше. Процесс обучения аутичного ребёнка требует учёта интеллектуального уровня развития (образовательной программы), структуры дефекта, особой пространственно- временной организации среды в группе или классе, которые посещает аутичный ребёнок (размещение мебели, рабочего места, подбор игрушек, положительных стимулов для ребёнка…).
Такая коррекционно- развивающая работа требует профессиональной подготовки от педагогов, наличия специальных условий в общеобразовательных и коррекционных учреждениях, которых в настоящее время, к сожалению далеко не достаточно. Поэтому очень часто дети с тяжёлыми формами аутизма, с трудностями социализации часто обучаются дома или считаются необучаемыми, а родители не знают где получить квалифицированную психолого- педагогическую помощь по воспитанию и обучению, социализации аутичных детей.
В МАУО «Надежда» дети с РДА (разного генеза) дошкольного и школьного возраста проходят реабилитацию, воспитываются и обучаются стационарно, амбулаторно или санаторно. Группой специалистов (психолог, дефектологи, логопеды, музыкальный работник, воспитатели) разрабатываются индивидуальные программы оказания психолого- педагогической помощи аутичным детям и их родителям в условиях учреждения. Для каждого ребёнка создаются индивидуальные маршруты реабилитации с указанием реабилитационных мероприятий, их периодичности и длительности проведения, отмечается динамика осуществления реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа каждым специалистом ведётся по ИПР (индивидуальной программе развития), на консилиумах обсуждаются результаты работы с ребёнком, корректируются ИПР, осуществляется взаимосвязь в работе специалистов, ролителей. Разработан комплект диагностического материала (анкеты, карты наблюдений, карты дифференциальной диагностики группы РДА по О.С. Никольской, диагностические методики). Периодически проводятся психолого- педагогические чтения, на которых специалисты изучают методические рекомендации, психолого- педагогические характеристики аутичного ребёнка, делятся своим практическим опытом работы. Родители детей с РДА поддерживают друг друга морально, делятся своим опытом воспитания ребёнка с аутизмом в домашних условиях.
Существует в отдельных научных кругах точка зрения, что аутичный ребёнок не нуждается в общении с окружающими, даже негативно и со страхом реагирует на попытки окружающих войти в его внутренний мир. Но большинство учёных (особенно в отечественной науке) уверены, что ребёнок с РДА не «не хочет, а не может общаться». И если мы не будем стремиться социализировать ребёнка с РДА, он даже во взрослой жизни останется беспомощным, лишённым самостоятельности «ребёнком». Сопровождать таких детей должны специалисты, верящие в желание ребёнка с РДА контактировать с окружающим социумом, тогда эффективный результат обязательно будет достигнут.

Литература:
1. О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок. Пути помощи. -М., 2000.
2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.- М., 1991.
3. Детский аутизм. Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына.-СПб.,1997.
4. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. -М., 2003.

Категория: Психологу | Добавил: творец6123
Просмотров: 799 | Загрузок: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА