Четверг, 10:04 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Рабочая программа "Развитие когнитивной сферы" для обучающихся (1 класс) с задержкой психического развития
[ Скачать с сервера (50.9Kb) ] 16.12.2016, 09:37

Министерство образования Красноярского края
Управление образованием Емельяновского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор школы
Протокол № 2 от 30.08.2016 г. (Ф.И.О. директора)__________
Приказ № 125 от 31.08.2016 г.

Рабочая программа
«Развитие когнитивной сферы»
для обучающихся (1 класс)
с задержкой психического развития

Составитель:
педагог-психолог
Ралько Е.В.
Первая квалификационная категория

Емельяново, 2015-2016уч. год
1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и как следствие дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения; поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности ребенка и условия, в которых протекает его учебная деятельность. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости.
Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами обучения, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. В последнее время задержка психического развития (ЗПР) стала одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще всего она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 6-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и, по возможности, устранять или корригировать их последствия.
Психологические службы образовательных учреждений оказывают посильную помощь в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагога-психолога.
Занятия, специально направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать задержку психического развития (ЗПР), имеющую неорганическую природу, которая зачастую бывает вызвана недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей, а также их низким общим психическим тонусом. Возможность организации работы преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей с ЗПР, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формированию учебной мотивации через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся с ЗПР. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Данная программа разработана на основе следующих документов:
-Конвенция о правах ребенка. (от 20 ноября 1989 года);
-Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года);
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года с изменениями от 22.12.2008 г.;
- Приказом Минобрнауки России ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью от 19.12.2014 №1598 и № 1599,
-Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015№1577,
-Рекомендациями Министерства образования и науки Красноярского края от 17.07.2014 года №5429 (рекомендации для организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ),
-Учебный план МБОУ Емельяновская СОШ №3;
-устав школы и локальные правовые акты.
Программа является переработкой нескольких программ: развивающая программа Махмутовой Е.Р. «Психологическое развитие младших школьников», «Коррекционная программа для младших школьников имеющих трудности в обучении» автор Васильева Н.Л., «Психология» 1-4 класс Развивающие занятия. Автор Глазунов Д.А.; Акимова М.К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебн. пособие. «Академия», 2002
Так же в программе используются упражнения разработанные А.Л.Сиротюк, А.В.Семенович, В.Оклендер, О.В.Хухлаевой, С.В.Покровской, С.Л.Антоновой, Р.В.Овчаровой

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о значении деятельности в развитии.
Кроме того, теоретической базой программы также стали:
—идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М. М. Семаго;
—идея М. Р. Битяновой о необходимости психологического сопровождения развития ребёнка.
Термин «сопровождение», по М. Битяновой, подразумевает:
— систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
— создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
— создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Идея психологического сопровождения состоит в том, что необходимо проектировать образовательную среду, исходя из понятий о необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его развития, целей и ценностей.

Практическая направленность.
Представленная программа является одним из вариантов организации психологического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Может быть использована педагогами-психологами, педагогами ОУ и носит рекомендательный характер.

Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Цель программы - развитие высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:
- развивать мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
-развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
-развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определение понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развивать познавательную активность;
-развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать (в коллективе, в группе, в паре), уважать мнение других.

Адресат.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов имеющих рекомендации ТПМПК для обучения по АОП учащихся с задержкой психического развития: 1 класс – 60 занятий (30 часов), где первое и последнее занятие является диагностическим.

Формы занятий: индивидуальная (2 раза в неделю по 20 минут).
Программа занятий по развитию высших психических функций имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Требования к результату усвоения программы.
При условии успешной реализации программы у обучающихся будет отмечаться положительная динамика психического развития, а именно:
сформироваться:
– устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
– основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
– адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
– адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
повыситься:
– уровень работоспособности;
– уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
– уровень развития памяти; внимания, мышления.

Оценка достижений планируемых результатов осуществляется с помощью психодиагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» /Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М., в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик. Для изучения сформированности словесно – логического мышления используется «Методика изучения словесно - логического мышления» Э. Ф. Замбацявичене (4 -субтеста) и методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга.
Диагностика проводиться до начала прохождения программы и диагностика на выходе. Полученные результаты фиксируются в Индивидуальной карте сопровождения ребенка (раздел «Психологические данные»).

Представленные блоки программы, составляющие основу индивидуально-групповых занятий по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР, классифицированы по основным целям воздействия. Данное деление программы на блоки, разумеется, в некоторой степени является условной, поскольку все познавательные процессы (мышление, память, внимание и др.) существую не в «чистом» виде, а представляет собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе.

Календарно-тематический план программы (смотреть архив материала)
1 класс (60 занятий / 2 раза в неделю)

Методы используемые при реализации программы.
Работа по программе строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития находится ребенок.
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии. Сопутствующими являются ИКТ, метод дидактических игр, конструктивно-рисуночный метод, а так же различные развивающие игры и упражнения (в устной и письменной форме).

Требования к условиям реализации программ.
Занятия проводятся в отдельном кабинете, который оснащен аудиомагнитофоном, компьютером. Имеются аудио диски с музыкой, видео материалами.

Список литературы
1. Акимова М.К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебн. пособие. «Академия», 2002
2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. — 1998. — № 4.-С. 11-18.
4. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6. — С. 45—54.
5. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1. — С. 60-64.
6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.
7. Глазунов, Д.А. Психология. 1-4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. А.Глазунов. – 2-е изд., стереотипн. М.: Планета, 2011. – 240 с. - (Школьный психолог).
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
9. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2002
12. Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
13. Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Категория: Психологу | Добавил: butawka1
Просмотров: 92 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА