Суббота, 06:56 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Психология человека.Темперамент.
11.06.2014, 10:15
Разработала: Заболотских Наталия Анатольевна
Должность: педагог-психолог ГБОУ РМЭ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы №2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Тема: Психология человека. Темперамент
Форма: Внеклассное развивающее занятие.
Класс: 9
Цель: Формирование психологической грамотности учащихся.
Задачи: – Дать общее понятие темперамента, типах темперамента.
- Углубить знания о собственном темпераменте.
- Способствовать развитию интереса к самопознанию.
Оборудование: таблички с названиями типов темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), опросные листы для самодиагностики и бланки для ответов, карточки для проведения игры «Если бы я был…»
План занятия:
1. Организационное начало занятия.
2. Сообщение темы и целей.
3. Знакомство с новым материалом теория, практическая часть)
3.1 теоретическая часть;
3.2 самодиагностика;
3.3 игровые упражнения
4. Заключительная часть. Рефлексия занятия.
5.Организованное завершение занятия.
Ход занятия.
1. Организационное начало занятия.
2. Сообщение темы и цели урока.
3.Знакомство с новым материалом.
3.1 Теоретическая часть
Название темы нашего урока, вероятно, покажется вам не только интересным, но и достаточно знакомым. Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент (данное слово вывешивается на доску). Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Наблюдения показывают, что все люди различны не только по своей внешности, но и по своему поведению, движениям. Так, наблюдая за двумя учениками, рисующими с натуры, можно заметить, что один не спеша проводит линии, спокойно смотрит на натуру и свой рисунок, сравнивает их. По требованию учителя, обращенному ко всему классу, он внимательно рассматривает свой рисунок, и, заметив ошибку, неторопливо кладет карандаш, берет резинку и стирает неправильно проведенные линии. В конце урока он неторопливо кладет свою работу на край парты и спокойно ждет, когда преподаватель возьмет ее.
Другой ученик с самого начала рисования явно волнуется. Это легко заметить по его лицу. Оно выражает радость, когда художнику удается правильно провести линии, и досаду, когда обнаруживается ошибка и приходится действовать с помощью резинки. Все движения этого ученика быстры, суетливы. Не увидев резинку (она скатилась под альбом), школьник тут же поворачивается к товарищу и начинает требовать у него свой ластик, сопровождая свое требование восклицанием: «Я же не успею нарисовать!» После заявления товарища, что тот не брал резинку, ученик принимается за лихорадочные поиски под партой, в портфеле. Найдя пропажу под альбомом, школьник так же лихорадочно начинает рисовать, постоянно вскакивая с места и жадно всматриваясь в натуру, хотя она ему хорошо видна. После нескольких нанесенных линий он просит учителя посмотреть его работу, и это повторяется множество раз до окончания урока. Посла проверки учителем рисунков оказалось, что обе работы выполнены на «отлично».
Следовательно, не смотря на большую разницу в поведении этих учеников, уровень их знаний, умений и навыков в области изобразительной деятельности примерно одинаков.
- А чем же объясняется такая разница в поведении? (выслушиваются варианты ответов учеников)
Прежде всего - темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, в жестах, во всем поведении. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по его темпу речи, по умению быстро и легко включаться в любую работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смене настроений, по смелости, по выражению лица и даже по тембру голоса.
- Как вы думаете, когда начинает проявляться темперамент? (варианты ответов детей).
-Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Уже с первых дней жизни ребенка у него обнаруживаются черты, которые указывают на принадлежность к тому или иному типу темперамента. Еще более заметными становятся различия, когда ребенок владеет речью.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных типов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться: нет лучших и худших типов. Каждый имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
САНГВИНИК (вывешивается на доску наглядность)
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает богатой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него слабая чувствительность, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредотачиваться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Легко переключается с одной работы на другую, легко переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.
ХОЛЕРИК (вывешивается на доску наглядность)
Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью и высокими реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, склонен к резкости. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость; возможны затруднения в переключении внимания. Чувства ярко выражаются в мимике, жестах, речи. Отличается быстрыми движениями, общей подвижностью, стремлением постоянно действовать. Если холерик берется за дело, то доводит его до конца. Для него характерно состояние обиды и гнева, которые бывают устойчивыми и продолжительными.
ФЛЕГМАТИК. (вывешивается на доску наглядность)
Обладает высокой активностью, значительно доминирующей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Чувства флегматика отличаются слабой внешней выраженностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях сохраняет спокойствие. Эти люди уравновешенны и медлительны в своих действиях. Если их привести в состояние деятельности, они действуют довольно настойчиво в одном направлении. Обычно у флегматика бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как и речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, малообщителен, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на новые впечатления. Если флегматика вызывают на ссору, он обычно старается уклониться от нее. Не обидчив; как правило, бывает не расположен к веселью.
МЕЛАНХОЛИК. (вывешивается на доску наглядность)
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Он отличается медленной, но сильной эмоциональной возбудимостью. Всякий незначительный повод может вызвать слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его отпускать руки. Меланхолик не энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущи легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.
Можно считать твердо установленным, что тип темперамента у человека – врожденный, но от чего конкретно он зависит, еще точно не установлено. Не следует так же путать свойства темперамента и черты характера. Смелым, добрым, вежливым, умным, глупым, талантливым или трусливым, злым, грубым человек может быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти качества будут по-разному.
Нам уже известны выделенные еще в древности классические типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Однако, в людях сочетаются черты всех четырех типов, один выражен сильнее, другой слабее. Поэтому мы будем говорить не просто о темпераменте, а о структуре, которая включает в себя все типы.
3.2 Самодиагностика типа темперамента: (раздаются опросные листы и бланки для ответов)
Сейчас вам предлагается выразить свое согласие или несогласие с приведенными высказываниями. Если вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером поставьте высокие баллы. Чем больше степень вашего согласия, тем выше балл. Чем больше степень вашего несогласия, тем он будет ниже. Максимальная оценка 10, минимальная – 0 (от 10 до 0).
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Перед каким-либо важным для меня делом я начинаю нервничать.
2. Я работаю неравномерно, рывками.
3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
4.Если нужно, я смогу спокойно ждать.
5.Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
6.С одноклассниками я несдержан и вспыльчив.
7.Мне нетрудно сделать выбор.
8.Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.
ОБРАБОТКА:
Подсчитайте сумму проставленных вами баллов по формулам:
(М) меланхолик = сумма баллов на вопросы №1, № 5;
(Х) холерик = сумма баллов на вопросы №2, № 6;
(С) сангвиник = сумма баллов на вопросы № 3, № 7;
(Ф) флегматик = сумма баллов на вопросы № 4, № 8.
Соответствующие символы запишите в порядке убывания полученных сумм. Символы с одинаковыми значениями пишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу темперамента, например, МХСФ. Ее владельца характеризуют в большей степени меланхолические черты, поэтому его условно можно назвать меланхоликом.
3.3.Игровые упражнения
А сейчас я предлагаю вам принять участие в тренинговых упражнениях, которые помогут вам более полно узнать особенности своего темперамента и темперамента одноклассников.
1. «Мой – самый лучший»
Все участники по очереди определяют свой темперамент. Далее в произвольном порядке они должны подойти к любому из одноклассников, назвать свой тип темперамента, и его выигрышные стороны. В ответ одноклассник должен «расхвалить» свой темперамент.
2. «Компот»
Все ребята в классе садятся в круг, ведущий стоит в центре круга. Игроки «знакомятся» - по кругу вслух называют свой тип темперамента, в том числе и ведущий игры. После этого ведущий должен назвать любой тип темперамента, а игроки с этим типом темперамента успеть поменяться местами. Ведущий же в этот момент занимает любое освободившееся место. Тот, игрок, которому не хватит места, становится ведущим. (Желательно, чтобы в игре были названы все типы темперамента).
4.«Если бы я был…» Заранее готовятся 2 вида карточек: первый вид - с описанием различных жизненных ситуаций, второй вид – названия видов темперамента. Класс делится на группы по 4 -5 человек. Игроки из каждой группы достают карточки из каждой стопки. Задача - обыграть данную ситуацию и показать, как будет в ней себя вести человек с «выбранным» типом темперамента. Остальные группы угадывают какой тип темперамента показывает группа.
4. Заключительная часть.
Рефлексия занятия. Вопросы по содержанию занятия. Что нового вы о себе узнали? Каким цветом настроения вы бы окрасили это занятие, почему?
5. Организованное завершение занятия.
Категория: Психологу | Добавил: Nata7110 | Теги: психика человека, темперамент, Диагностика., самопознание
Просмотров: 627 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА