Воскресенье, 10:32 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Программа развития учащихся "От самопознанию к самосовершенствованию"
[ Скачать с сервера (24.6 Kb) ] 05.03.2012, 01:55
Программа «От самопознания к самосовершенствованию»

Пояснительная записка

Данная программа основана на представлении о том, что каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и как можно более полно реализовать себя, добиться успеха (конечно, очень по-разному понимаемого) в жизни. Помочь в этом призвана, естественно, вся система обучения и воспитания. Специфика указанной программы в том, что в ней эта задача выступает в «чистом» виде, вне содержания того или иного учебного предмета, усвоенных ранее умений и навыков и т.п. Она направлена не на развитие умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, а на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своих возможностях, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Настоящая программа предназначена для работы учителя, воспитателя или школьного психолога с детьми 10-17 лет (V-XI классов).
Цель программы: формирование личности учащегося, стремящегося к реализации всех своих потенциалов, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего использовать и умножать духовные и материальные богатства общества.
Программа направлена на решение следующих задач:
- обеспечение школьника средствами самопознания;
- повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства;
- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами;
- развитие фантазии, воображения.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
Предлагаемый вариант программы рассчитан, прежде всего, на проведение его педагогом (тьютором), не имеющим специальной подготовки в области групповой психологической работы, поэтому использованы в основном такие психолого-педагогические методы, в которых педагог (тьютор), как специалист по работе с детьми оказывается наиболее сильным.
Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 мин. (или 2 раза в неделю по 45 мин.). Желательно, чтобы группа не превышала 12-14 человек.
Для занятий необходимы папка для рисования, куда, помимо обычных листов, надо вложить также листы бумаги для письма. В этой папке ученик будет хранить выполненные задания, это его личный дневник, который никто, в том числе и педагог (тьютор), ведущий занятия, не имеет права смотреть без специального «приглашения» со стороны школьника. Это обеспечивается и особой формой хранения дневника: после каждого занятия он запечатывается «сургучной» печатью из пластилина, на которую подросток ставит свой «личный оттиск» (чаще всего отпечаток большого пальца или сделанную из ластика печать). Между занятиями дневники остаются у педагога, ученик может взять лишь листы, необходимые для выполнения «домашнего задания». Сохранность печатей демонстрируется в начале каждого занятия, особенно на первом этапе. Подобное ведение личного дневника имеет большое значение: оно создает ощущение безопасности, а, следовательно, обеспечивает почву для самораскрытия и под-черкивает суверенность внутреннего мира человека, воспитывает уважение к собственному внутреннему миру и внутреннему миру другого человека.
Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), и работу «в кругу», и двигательные упражнения.
Игры и упражнения, использованные в программе, лишь в небольшой их части являются оригинальными. В основном это хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, методы и приемы, несколько измененные в зависимости от целей работы.

Весь курс «От самопознания к самосовершенствованию» включает семь разделов:
5 класс: «Познай себя» (самопознание);
6 класс: «Сделай себя сам» (самовоспитание);
7 класс: «Научи себя учиться» (самообучение);
8 класс: «Утверждай себя» (самоутверждение);
9 класс: «Найди себя» (самоопределение);
10 класс: «Управляй собой» (саморегуляция);
11 класс: «Реализуй себя» (самоактуализация).

Тематика занятий по разделам
5 класс: «Познай себя» (самопознание)
Задачи:
- побуждать учащихся к самопознанию, формировать мотивы самопознания;
- знакомить учащихся с основными понятиями психологии личности;
- выявлять интересы, склонности и способности подростков;
- формировать адекватное отношение к себе, правильную самооценку;
- воспитывать у учащихся мотивацию к самосовершенствованию, умение определять жизненные цели;
- способствовать приобщению учащихся к самонаблюдению, самоанализу (составление индивидуальной карты самодиагностики).

1. Знакомство с собой.
2. Образ вашего Я.
3. Посмотримся в зеркало.
4. Я и окружающие.
5. Вы - человек и вы – личность.
6. Оценивание себя.
7. Сходство и различие наших Я.
8. Как вы воспринимаете окружающий мир.
9. Внимание, внимание!
10. Дайте волю воображению.
11. Мир эмоций.
12. Настроение - «о'кей!».
13. Темперамент пятого типа.
14. Характер – русский.
15. Воля. Самостоятельность.
16. Настоящий друг?
17. Основное отличие человека от обезьяны.
18. Богиня Мнемозина.
19. Как мы думаем.
20. Логика мысли.
21. Решение проблем.
22. Каждому - по потребности.
23. От каждого - по способностям.
24. «Я» в общении.

6 класс: «Сделай себя сам» (самовоспитание)
Задачи:
- способствовать формированию у подростков мотивации к самовоспитанию;
- знакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание;
- помочь раскрыть возможности ребенка в самосовершенствовании;
- научить ребенка приемам самовоспитания, методам работы над собой;
- формировать у школьников первоначальные умения самовоспитания: постановки перед собой цели и задач, организация режима, самоконтроля, волевого поведения;
- формировать у детей веру в свои силы;
- создать условия для обретения опыта самовоспитания.

1. Сам себе воспитатель.
2. Снова смотримся в зеркало.
3. Какой из меня воспитатель.
4. Создание своего имиджа.
5. Человек и изобразительное искусство.
6. Человек и музыка.
7. Человек и поэтическое слово.
8. Как стать интересным.
9. Ваше здоровье в ваших руках.
10. Следи за здоровьем и физическим развитием.
11. Ваши герои.
12. Ребёнок, взрослый и родитель в вашем «Я».
13. Поведение: от самооценки к поступку.
14. Вырабатывайте характер.
15. Человек и обстоятельства.
16. Поверьте в себя.
17. Воспитание воли.
18. Жизнеутверждающий мажор.
19. Учитесь дружить.
20. Учитесь любить труд.
21. «Я» и «Мы»… Ваше поручение.
22. Ваш дневник-хроника.
23. Тематический дневник.
24. Вы - деловой человек.
25. Природа и вы.
26. Ваш досуг.
27. Скажите себе: нет! (Отказ от вредных привычек).
28. Как работать над собой.
29. Перемены к лучшему.

7 класс: «Научи себя учиться» (самообучение)
Задачи:
- формировать у учащихся мотивацию к самовоспитанию и самообразованию;
- знакомить учащихся с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда;
- помочь учащимся достичь эффективности своего учебного труда;
- формировать сознательное отношение к учению;
- знакомить учащихся с методами и приемами самообразования;
- знакомить учащихся с творческими и исследовательскими методами работы;
- помогать учащимся в составлении индивидуальной программы самообразования.

1. Что такое учение.
2. Есть такая профессия - ученик.
3. Воля и трудолюбие.
4. Индивидуальность в учении.
5. Пять «САМО» в учении. Первое «САМО» - целеполагание.
6. Второе «САМО» - планирование.
7. Третье «САМО» - организация.
8. Четвёртое «САМО» - усвоение.
9. Поиск информации.
10. Понимание.
11. Тайны хорошей памяти.
12. Повторенье - мать ученья?
13. Чтение - вот лучшее учение.
14. От книги - к конспекту.
15. Уча других, учимся сами.
16. Что такое урок?
17. Как говорим, так и учимся.
18. Мыслю - следовательно, существую.
19. Железо логики.
20. Попробуй, докажи!
21. Проба умственных сил.
22. Творчество и исследование.
23. Пятое «САМО» - контроль.
24. Домашняя школа.
25. Экзамены, зачёты, отметки.
26. Учил-учил и не выучил.
27. Ваш друг - компьютер.
28. План самообразования.

8 класс: «Утверждай себя» (самоутверждение)
Задачи:
- формировать у учащихся оптимальную мотивацию самоутверждения;
- знакомить с понятиями: самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство;
- формировать уважение к себе, чувство собственного достоинства;
- формировать эмоционально-положительную «Я – концепцию»: я нравлюсь, я способен, я значу;
- научить учащихся составлять индивидуальную программу коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения;
- формировать потребность к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным способностям.

1. Инстинкт жизни.
2. Механизм самоутверждения.
3. Много ль человеку надо?
4. Ваше место в обществе.
5. Общение: необходимость и роскошь.
6. Секреты общения.
7. «Здравствуйте, люди!».
8. Шансы стать генералом.
9. Многоликий лидер.
10. Голосуйте за меня!
11. Правила делового общения.
12. Какой Вы, однако.
13. «В коллективе, через коллектив и для коллектива».
14. Без конфликтов не бывает.
15. Воля к победе.
16. Что со мною происходит?
17. Любви навстречу.
18. Два полюса или два материка?
19. В мире труда и творчества.
20. Как стать артистом.
21. Цветок человеколюбия.
22. В зеркале нравственности.
23. Нравственная закалка.
24. Программа самоутверждения.

9 класс: «Найди себя» (самоопределение)
Задачи:
- формировать у учащихся мотивацию к самоопределению;
- знакомить учащихся с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
- формировать понятие о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
- оказывать помощь подростку в определении своих сил и способностей в профориентационном самоопределении;
- обучать в постановке целей своего развития;
- учить составлять индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;
- готовить учащихся к доступному по уровню и по форме дальнейшему самообразованию.

1. Самоопределение.
2. Вы - личность.
3. Познание себя.
4. Сходство и различие ваших Я.
5. Самовоспитание.
6. Как поживаете, мои Я?
7. На распутье.
8. Дорога труда.
9. Самообразование.
10. Мир профессий.
11. Её величество «Экономика».
12. Я-хочу.
13. Я-мoгy.
14. Я-надо.
15. Компромисс трех Я.
16. Защита профессий.
17. Уровень притязаний.
18. Дорога взросления.
19. Самоопределение + Самоутверждение.
20. Многоликий лидер.
21. Святая святых - родительский дом.
22. О любви не говори.
23. Союз личности и коллектива.
24. Круг общения.
25. Гражданином быть обязан.
26. Духовное самоопределение.
27. Человек и судьба. Жизненные планы.

10 класс: «Управляй собой» (саморегуляция)
Задачи:
- знакомить учащихся с понятиями: саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения, с процессами саморегуляции;
- учить детей формированию мотивов саморегуляции;
- знакомить учащихся со способами и возможностями управления собой (своим состоянием, мыслями, поступками);
- обучать учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;
- учить детей саморегуляции своего настроения;
- учить детей формированию доминанты на саморегуляцию и самосовершенствование;
- воспитывать у учащихся мотивацию к дальнейшему профессиональному и личностному самоопределению и самоутверждению.

1. Вперёд, оглядываясь назад.
2. Ещё раз об индивиде, личности и душе.
3. Ваша модель из 1800 деталей.
4. Семья ваших «Я».
5. Самоуправляемая и саморегулируемая.
6. Умейте властвовать собой.
7. Психологический автопилот.
8. Укрощение «строптивых» эмоций.
9. Берегите нервы.
10. Хозяин своего поведения.
11. Мысли управляют мыслями.
12. Нравственная саморегуляция.
13. Самоуправление в конфликте.
14. Защита от манипуляций.
15. Надо ли подавлять эмоции?
16. Релаксация.
17. Саморегуляция в любви.
18. Ищите помощь себе извне.
19. Спасательный круг юмора.
20. Энергетическая саморегуляция.
21. Аутогенная тренировка.
22. Медитация.
23. Саморегуляция в христианстве.
24. Гармония физического и психического.
25. Путь к космическому сознанию.
26. Живая Этика.

11 класс: «Реализуй себя» (самоактуализация)
Задачи:
- знакомить учащихся с понятиями: самореализация, самоактуализация;
- формировать у учащихся психологическую установку на самореализацию;
- формировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;
- психологически готовить учащихся к жизни в обществе в условиях конкуренции и выживания;
- знакомить учащихся с понятием «смысл жизни» на разных уровнях (семейном, социальном, практическом).

1. Осуществить себя.
2. Вечные вопросы жизни.
3. Счастье.
4. Каждый сам кузнец (судьба).
5. У начал семьи.
6. Законы сохранения.
7. Будущим родителям о будущих детях.
8. От самоопределения к самореализации.
9. Карьера.
10. Подготовка к рынку.
11. Бизнес.
12. Рынок труда.
13. Мотивация достижения.
14. Тренинг мотивации достижения.
15. Свобода и ответственность.
16. Среди законов.
17. Священный долг.
18. Культурный досуг.
19. Вера и суеверия.
20. Жизнь без розовых очков.
21. Ваше здоровье, господа!
22. К своей социальной зрелости.
23. Эскиз будущей жизни.

План реализации программы «От самопознания к самосовершенствованию»

Класс К-во занятий за год Ответственные
5 класс: «Познай себя» (самопознание) 24 Классные руководители 5-х классов

6 класс: «Сделай себя сам» (самовоспитание) 29 Классные руководители 6-х классов

7 класс: «Научи себя учиться» (самообучение) 28 Классные руководители 7-х классов

8 класс: «Утверждай себя» (самоутверждение) 24 Классные руководители 8-х классов

9 класс: «Найди себя» (самоопределение) 27 Классные руководители 9-х классов

10 класс: «Управляй собой» (саморегуляция) 26 Классные руководители 10-х классов

11 класс: «Реализуй себя» (самоактуализация) 23 Классные руководители 11-х классов

Литература:

Серия книг "Самосовершенствование личности" Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г.

[size=14][color=gray]
Категория: Психологу | Добавил: Irina7 | Теги: Самосовершенствование, самопознание
Просмотров: 5616 | Загрузок: 479 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА