Понедельник, 10:53 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Программа профилактики школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
12.11.2019, 11:26

Пояснительная записка

 

          Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

 

          Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

 

          Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

 

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

 

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.


Задачи:

-развитие саморегуляции детей;

-предупреждение и снижение тревожности у детей;

-развитие познавательных возможностей и коммуникативных способностей у детей;

 

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

 

 

 

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

 

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

 

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

 

•     формирование адекватного поведения;

 

•     овладение навыками учебной деятельности.

 

    Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

      При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

 

     За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:

  1. Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей действительности)
  2. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке.
  3.  Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
  4. Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.
  5. Формирование нравственных и эстетических представлений.

 

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнокуспешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

 

 

 

 

 

 

                                   Содержание программы:

 

Мероприятия с учащимися 1-х классов.

 

  1. Наблюдение за учащимися 1-х классов на уроках и во внеурочное время, беседы с ребятами.
  2. 2.1.Психодиагностическое исследование готовности детей к школьному обучению. Диагностика проводится с помощью следующих методик: (тест определения школьной зрелости Керна Йирасека; изучение памяти «10 слов» Лурия; изучение развития внимания «Корректурные пробы»; изучение особенностей мыслительной деятельности: «Четвёртый лишний», «Классификация», «Парные аналогии»; диагностика школьной мотивации учащихся с помощью анкеты Н.Г.Лускановой; диагностика эмоциональной сферы ребёнка (проективный тест «Домики»).

2.2.Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

3.Адаптационные занятия с первоклассниками «Тропинка к своему Я»

О.В.Хухлаева.

4.Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжёлой формой       

          адаптации, низким уровнем готовности к школьному обучению.

 

Мероприятия с педагогическим коллективом.

 

1.Консультации педагогов в режиме динамического наблюдения.

2.Посещение уроков и внеклассных мероприятий.

3.Педсовет «Итоги адаптации первоклассников».

4. Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению,     получение сведений о ребёнке, опросник для учителей Л.М. Ковалёвой.

5.Подготовка представления на ПМПК.

 

            Мероприятия с родителями.

 

  1. Родительское собрание , лекция «Адаптация ребёнка к школьному обучению».
  2. Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению,     получение сведений о ребёнке, анкета для родителей.
  3. Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога. Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
  4. Консультирование родителей будущих первоклассников.
  5. Просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки к школе. Родительское собрание : «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?»

 

 

Сроки реализации программы:

 

-первые 3 этапа программы(сентябрь-ноябрь 2019 год)

-4 этап(в течение всего 2019-2020 учебного года)

1этап Наблюдение на уроках за учащимися 1-х классов, беседа с ребятами, учителями, родителями.

2 этап Психодиагностическое исследование психологической готовности детей к школьному обучению:

- тест определения школьной зрелости Керна Йирасека;

-диагностика памяти «10 слов» Лурия;

-пространственная ориентировка;

-изучение развития внимания «Корректурные пробы»;

-диагностика школьной мотивации учащихся с помощью анкеты Н.Г.Лускановой;

-диагностика эмоциональной сферы ребенка( проективный тест Домики).

3 этап Получение сведений о ребенке, диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению

-опросник Л.М. Ковалевой для учителей;

-анкета для родителей.

4 этап Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками:

1)развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

2)развитие у детей  социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

3)формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы педагога- психолога по профилактике школьной дезадаптации учащихся 1-х классов.

            

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Наблюдение за учащимися 1-х классов на уроках и во внеурочное время, беседы с ребятами.

В течение учебного года

2.

Психодиагностическое исследование готовности детей к школьному обучению. Диагностика проводится с помощью следующих методик: (тест определения школьной зрелости Керна Йирасека; изучение памяти «10 слов» Лурия; изучение развития внимания «Корректурные пробы»; изучение особенностей мыслительной деятельности: «Четвёртый лишний», «Классификация», «Парные аналогии»; диагностика школьной мотивации учащихся с помощью анкеты Н.Г.Лускановой; диагностика эмоциональной сферы ребёнка (проективный тест «Домики»).

1 четверть

3.

Адаптационные занятия с первоклассниками «Тропинка к своему Я»

О.В.Хухлаева.

 

1 четверть

4.

1.Консультации педагогов в режиме   динамического наблюдения.

2.Посещение уроков и внеклассных мероприятий

1 четверть

5.

Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению,     получение сведений о ребёнке, опросник для учителей Л.М. Ковалёвой

1 четверть

6.

Родительское собрание , лекция «Адаптация ребёнка к школьному обучению».

 

1 четверть

7.

Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению,     получение сведений о ребёнке, анкета для родителей.

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов.

1 четверть

8.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжёлой формой  адаптации, низким уровнем готовности к школьному обучению

2,3,4 четверть

9.

Педсовет «Итоги адаптации первоклассников».

2 четверть

10.

Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

2 четверть

11.

Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

 

3 четверть

12.

 Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

 

3 четверть

13.

Подготовка представления на ПМПК

4 четверть

14.

Консультирование родителей будущих первоклассников.

  1. Просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки к школе. Родительское собрание : «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?»

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 Список  литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с

3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2003.-368с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240с.

5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие, М.: Айрис, 2003.-420с.

6.О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», М, 2008.-342 с.

7. Груздева Ю.В., Н.А. Богачкина «Классные часы с психологом. 1-4 классы.», М., 2012.-331 с.

8. Фридман М.Л. Психология детей и подростков. М.: Смысл, 2003.-360с.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. - 2001.-368с.

 

 

 

 

Категория: Психологу | Добавил: Администратор
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА