Понедельник, 07:28 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
[ Скачать с сервера (318.0Kb) ] 25.01.2016, 12:46

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебный лучик».

 

 

Программа  коррекционно – развивающей работы

 с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Срок реализации программы –  3 месяца

Количество детей в группе – 3-8

Количество занятий в год - 16

 

 

 

Автор:

Педагог – психолог

Сайфутдинова Татьяна

 Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

1.Целевой раздел программы.

 

Пояснительная записка.

Актуальность. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Изучая особенности личностного развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Особенности речевого развития детей с ОНР сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

         Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

         Наблюдая  за дошкольниками с общим недоразвитием речи, я обратила внимания, что в  зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольниками с ОНР,  можно разделить их на три группы. Дети первой группы не демонстрируют переживания речевого дефекта, у них не отмечается трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения. У детей второй группы наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к невербальным средствам общения, демонстрируют умеренное переживание дефекта. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности. У детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, у них зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользуются вербальными средствами, на психологических занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.

    Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоции в деятельности дошкольников с ОНР. Трудности, которые встречают дети при  выполнении заданий, часто вызывают у них эмоциональные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на  действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Это приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н.Л. Белопольская).

    У дошкольников с ОНР наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость,  легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. Нередко у дошкольников с ОНР отмечается состояние беспокойства, тревожности.

Таким образом,  проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
 

Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками

 В связи с этим включает в себя следующие задачи:

- снизить эмоциональное напряжение;

- помочь в  преодоление негативных переживаний и снятие страхов, уменьшить тревожность;

- повышения самооценки

- формирование адекватных форм поведения.

 

        Новизна программы заключается в том, что  определена роль педагога-психолога в системе коррекционных мероприятий по развития   дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для подтверждения актуальности программы мной была проведена диагностика, направленная на выявления эмоциональных состояний (страхи, тревожность, агрессивность) и коммуникативной сферы, самооценки  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Применялись проективные методики: тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена; графическая методика «Кактус» Панфиловой М.А.; «Несуществующее животное»; «Страхи в домиках» (модификации Панфиловой М.А.); Социометрия «Два домика», методика определения особенностей самооценки ребенка  В.Г.Щур «Лесенка».

Тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами  Р. Тэммл,  М. Дорки и В. Амен. Проективный тест  исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение определённого  содержания. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов(печальное лицо) к общему числу рисунков.

Графическая методика «Кактус» проводилась с целью  выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. На листе бумаги (формат А4) ребёнок рисует кактус, такой, какой он его себе представляет. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаша.

Тест «Несуществующее животное» по своему характеру относится к числу проективных. Дети дети должны были придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его несуществующим именем. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах.

Методика «Страхи в домиках» (модификации Панфиловой М.А.)  позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребенка. Если количество страхов превышает норму, то проводиться коррекционная работа.

Социометрия «Два домика» для проведения которого,  мы  листе бумаги  рисовали два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами. А затем говорили каждому ребёнку инструкцию: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Интерпретируя результаты методики, мы обращали внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

Результаты показали, что  43% обследуемых детей имеют повышенный уровень тревожности,  23% дошкольников страхи, у 20% детей наблюдаются проявления агрессии и  заниженная самооценка, также 25 % дошкольников с онр неприняты в группе своих сверстников.

На основании полученных данных я выдвинула гипотезу:  эмоционально - волевые состояния, которые обусловлены группой социально-психологических факторов, предполагают профилактику и поддаются коррекции с активным использованием в процессе работы игр, сказок, рисования  и составила коррекционно-развивающую программу по коррекции эмоциональной сферы и реализовала ее с детьми онр старшего дошкольного возраста.

Методика определения особенностей самооценки ребенка  В.Г.Щур «Лесенка». Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начиналась с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем мы показывали деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку давалась инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т. д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Мы просили поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняли, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагали поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи,  значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивали о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком проводилась подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка мы фиксировали названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

 

Этапы реализации программы  

1. Прогностический:  10 сентября – 10 ноября

2.Организационно – практический: 11 ноября - 31 января

3. Обобщающий: 1 февраля – 23 марта.

 

Результаты до и после коррекционно – развивающих занятий

 с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Параметры

До реализации программы

После реализации программы

Тревожность

43% (13 чел)

20% (6 чел)

Страхи

23% (7 чел)

3% (1 чел)

Агрессия

20% (6 чел)

6% (2 чел)

Адекватная самооценка

23% (7 чел)

43% (13 чел)

«Приняты» в кругу сверстников

20% (6 чел)

43% (13 чел)

 

Распределения данных констатирует о значимом различии данных начального и итоговой диагностики эмоциональной сферы у детей.

А также мы проследили динамику  психоэмоционального состоянии детей.

Дети без страха вступают в речевой контакт со своими сверстниками, исчезла тревожность, которой сопровождались все речевые контакты. Отсутствовал речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, у них зафиксированы адекватная самооценка.

У детей появились межличностные отношения, отмечались проявления  привязанности  к  детям, которые с удовольствием принимали их в игры, появились друзья.

 

        Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза. До начала коррекционно – развивающей программы и после ее прохождения.

          Работа с родителями детей - участников программы, предусматривает просветительскую работу с родителями в форме тренингов, семинаров – практикумов, мастер – классов, игротерапии. Цель просвещения родителей – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка, коррекции и развитии личности ребёнка с помощью родителей и при их активном участии (совместная игровая и продуктивная деятельность).

Далее смотреть архив материала

Категория: Психологу | Добавил: supersta72
Просмотров: 497 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА