Воскресенье, 20:52 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

коррекционно-развивающая программа «Жизнь на песке»
[ Скачать с сервера (50.5Kb) ] 07.12.2016, 18:20

коррекционно-развивающая программа

«Жизнь на песке»

(для детей среднего и старшего школьного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог Варавина Наталия Владимировна

 

 

  

 

 

 

Братск, 2015 год

ВВедение

 

Песочная терапия - новое популярное направление психотерапии. Предшественником песочной терапии была «Техника Мира», которую в конце 1920 годов развивала британский педиатр Маргарет Ловенфельд. В 1950-х годах юнгианский аналитик Дора Калфф дала «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это «Песочной терапией». Изначально песочная терапия использовалась как игровая среда для детей, но вскоре стала методом, применяемым более широко: в работе со взрослыми, парами, семьями, в группах личностного роста и т.д.

Песочная терапия опирается на активное воображение и творческую символическую игру. Это метод основан на личном опыте клиента, выстраивая мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между вербальным и невербальным. Он да-ет возможность представить клиенту в образах то, что происходит в его внутреннем и внешнем мире, если человек не может найти слов для объяснения своих трудностей. Визуальная форма работы минует вербальный канал взаимодействия и, таким образом, обходит защиту клиента, снимает контроль сознания - появляется возможность вывести наружу и материализовать прошлый опыт или травмы клиента, придать этому опыту видимую форму и разрешить его. Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью. Кро-ме того, песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, что приводит к гармонизации психоэмоционального состояния. Важное преимущество песочной терапии в том, что она дает возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Фигурки, выставленные на поле, и само поле являются информационными эквивалентами событий. Это пространство человек чувствует так, будто он имеет дело с естественной реальностью. Клиенту предоставляется возможность изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния, преобразуя которое, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей. Поскольку клиент активно и сознательно вовлечен в процесс изменения, он может преодолеть чувства беспомощности и подчиненного положения.

B песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность..

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Также она может выступать дополнением к другим видам терапии.

Песочная терапия более экологична для психолога, чем вербальная, так как многие из переносов клиента помещены в подносе с песком, поэтому энергия, затрачиваемая на преодоление проблем переноса, минимизирована.

Поскольку песочная терапия еще мало знакома большинству людей как эффективный способ психологической помощи, сами они о ней не просят. Поэтому рекомендуется предлагать песочную терапию в том случае, если клиент:

- специально направлен для этой работы;

- не может решить проблему при помощи других видов психотерапии;

- много говорит, избегая ее решения;

- выстраивает сильные психологические защиты;

- испытывает трудности в объяснении своих затруднений;

- ограничен в проявлении своих чувств, находится в состоянии фрустрации;

- имеет трудности в принятии решении;

- пережил психологическую травму;

- остро переживает возрастной кризис.

Существуют и противопоказания к использованию песочной терапии:

- клиент сильно сопротивляется песочной терапии;

- уровень доверия между клиентом и психологом недостаточно высок;

- абсессивно-компульсивный синдром;

- высокий уровень тревожности.

Для организации песочной терапии необходимо иметь песочницу, традици-онный размер которой в сантиметрах: 50х70х8, где 8 см - это глубина. Отмечено, что в традиционной прямоугольной песочнице чаще отражаются проблемные, конфликтные психические элементы. Квадратная песочница (70 х70х 8) создает условия для формирования ощущения личностной целостности и гармоничности. Галина Эль предлагает определять пропорции поля по принципу «золото-го» сечения. По этому принципу устроены растения, животные, заданы расстоя-ния между планетами, сам человек устроен по этому принципу. Поэтому, общаясь с таким полем, человек, по мнению Г. Эль, будет гармонизироваться со своей естественной природной целостностью. Считаю, что выбор формы поля можно оставить специалисту, главное, чтобы это поле можно было охватить единым взо-ром.

Дно и внутренние борта песочницы окрашиваются в голубой цвет, который оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Таким образом, дно симво-лизирует воду, а борта - небо. А наполненная песком голубая песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Песок при интенсивной работе энергетически «загрязняется», поэтому один раз в 2-3 месяца его необходимо промывать, в идеале прокаливать в духовом шкафу.

Неотъемлемая часть песочной терапии - коллекция миниатюрных фиrурок высотой до 10-12 см, представляющих миниатюру всего, что встречалось, встречается и будет встречаться в окружающем мире. Чем больше разнообразных объектов в вашей коллекции, тем более богатым и творческим для клиента может быть процесс сотворения собственного мира. Игрушки можно покупать и создавать самостоятельно или с клиентами из глины, пластилина и т.д. Нам необходимо узнать символическое значение каждой фигурки, выбранной клиентом. Значимым является и расположение этих фигур в пространстве поля.

Песочное поле условно делят на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Ниже приведена схема распределения пространства на песочном поле. Ментальные процессы

 

Ментальные процессы

Эмоциональные процессы

Сфера реальных действий, поступков

 

 

настоящее

прошлое

будущее

 

значимое

актуальное

социальное

 

Отношение

к значимой женщине

Отношение к себе

Отношение

к значимому мужчине

 

Один из способов работы на песке - закапывание фигурок, которые не нравятся. Мы предлагаем клиенту спрятать в песок фигурки, которые вызывают неприятные ассоциации. Таким образом, мы провоцируем дотронуться до проблемы, пережить ее, понять и убрать из своего поля. Либо мы можем оставить проблему на поле, в обозрении, для того, чтобы была возможность решать ее в жизни. Оставаясь спрятанной, проблема будет беспокоить человека постоянно. Доставая свои страхи, негативы, неудачи, клиент получает возможность посмотреть на них диссоциированно и использовать как позитивный опыт.

Далее смотреть архив материала

 

Категория: Психологу | Добавил: Администратор
Просмотров: 118 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА