Понедельник, 15:33 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Психологу

Игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи
[ Скачать с сервера (30.5 Kb) ] 07.10.2018, 14:32

Игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи
Конева Нина Алексеевна педагог-психолог, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 244 г. Екатеринбург
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования четко формулирует задачи современной дошкольной педагогики. Так одна из задач звучит следующим образом – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Именно развитие эмоциональной, чувственной сферы является базой для созревания гармоничной личности ребенка.
Увеличивающийся ритм жизни, недостаток времени у родителей, частое применение компьютерных технологий, страх родителей за жизнь и здоровье детей, как следствие ограничение в движении и познании пространства, не редко и недостаток тактильных ощущений, приводит к гиподинамии и изменению форм общения. Хотя именно общение расширяет чувственную сферу ребенка и человека в целом.
Рассматривая эмоции в онтогенезе необходимо отметить, что уже в первые месяцы жизни появляется «Комплекс оживления». Этот процесс сопровождается возникновением положительного эмоционального отношения к близким людям. На основе приобретенного опыта взаимодействия и общения с близкими взрослыми.
По мере того как у ребенка формируются новые потребности и интересы, эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Следовательно, можно сделать вывод, что эмоции играют огромную роль в формировании способов и приемов овладения деятельностью.
В 60-90-х годах прошлого столетия в специальной педагогике и психологии активно рассматривались речевая и познавательная деятельность детей с нарушением речи. Личностная и эмоциональная сферы детей мало изучены. Без сомнения, одной из общих закономерностей нарушенного развития является искажение в формировании личности. Л.С. Выготский говорил о трудностях взаимодействия с социальной средой и нарушения социальной адаптации. Ж.И. Шиф отмечала, что одной из закономерностей аномального развития служат в изменения в онтогенезе личности аномального ребенка. Специфическим в такой личности является уровень познавательной активности, пониженный фон настроения, астеничные черты, неадекватная, чаще всего низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов.
Совместно с особенностями развития личности проистекает и специфическое развитие эмоционально-волевой сферы (Г.В. Грибанов, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.Е. Личко). Признаками нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) являются вспыльчивость, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, неусидчивость. Либо в других случаях замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, затруднения в общении с окружающими и налаживания контактов с ними.
Специфика эмоционально-личностной сферы ребенка с ОНР связана с нарушением нервной системы. Следовательно, задевает все линии развития ребенка, а именно: физиологическое, физическое, моторное, психическое, речевое и социальное.
С первых лет жизни ребенок в процессе подражания взрослым, игр, посильного труда перенимает опыт прошлых поколений, усваивает нормы прошлых поколений и нормы принятые в обществе. Под влиянием этих процессов происходит формирование личности и развития способностей ребенка.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания этой деятельности.
Как известно в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая. Игровая деятельность детей с нарушением речи имеет свои особенности, только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательным, повседневном руководстве ею. На первых порах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, преобладают жесты, это порождает сокращение объема игр и их ограниченность сюжета. Основные свои впечатления и знания дети с ОНР получают в игровой деятельности, только тогда, когда в игровой деятельности возникает потребность в словесном общении, закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.
Наиболее актуальным для детей с ОНР являются подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых.
Подвижные игры необходимая составляющая развития дошкольников с ОНР. Малоподвижность детей если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, это приводит не только к недостаткам физического развития, но и отражается на личностном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность.
Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличии от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют конкретную цель, таким образом, эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта: познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка и воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует прививать детям. Важной особенностью игры являются игровые правила. Они доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающие задачи. Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.
Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).
Содержание - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно - ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности. В дошкольном возрасте основным средством сенсорного восприятия являются дидактические игры.
Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, передает характер героев [5].
Таким образом, проанализировав теоретические источники и результаты диагностики детей. (Анкета-опросник для родителей; Анкета-опросник предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка. Диагностическая методика «эмоциональная идентификация» для детей младшего школьного возраста. Диагностическая методика «эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста. Диагностическая методика «оцени поведение» для детей 5-8 лет. Диагностическая методика «раскрась картинки» для детей младшего школьного возраста). Нами был разработан комплекс коррекционно-развивающей работы в котором были задействованы все участники образовательного процесса.
На начальном этапе в каждой группе произвели обогащение предметно-пространственной среды. А именно: чудесные коробочки и мешочки, уголок уединения, экран настроений, баночки – кричалочки, стена изменения настроения, подборка расслабляющей музыки, волшебный стул, обогащен театрализованный, создан сенсорный уголок, мешочки хорошего и плохого настроения, упрямая подушка, уголок семейных альбомов и реликвий.
Следующим шагом было создание модели внедрения игровой деятельности в режим дня ДОУ.

Прием детей

Разработка и внедрение картотеки игр направленных на развитие эмоционально-личностной сферы. В нашей картотеки представлены не только игры относящиеся к развитию эмоциональной стороны, но все игры которые необходимы для полноценного развития личности ребенка.
Усовершенствовали методы взаимодействия с родителя – участниками образовательных отношений в вопросах эмоционального развития старших дошкольников с ОВЗ. Изучение семьи (анкетирование, опрос, интервьюирование). Разработаны мероприятия семейного клуба «Наши дети» на тему эмоционального развития дошкольников. Обеспечение эмоционального комфорта детей, родителей и воспитателей. Консультирование родителей по вопросам эмоционального развития. Повысили уровень знаний родителей о психологических особенностях детей дошкольного возраста. Помогли созданию благоприятного климата в семье.
Составили совместно с семьей карты развития ребенка. Привлекли родителей к организации игровой деятельности детей.
Созданы рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников для педагогов ДОУ.
Хотелось бы отметить, что в формировании эмоционально-личностного развития играет роль не только игровая деятельность, но и художественно-эстетическая, физическая и трудовая деятельность дошкольников.
По результатам трехлетней работы ДОУ по развитию эмоциональной сферы дошкольников старшего возраста с ОНР, можно сделать вывод о том что у детей:
- сформировано позитивное отношение к своему «Я», повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
-развивато умение понимать собственные эмоциональные состояния и адекватно их выражать.
- развито умение распознавать чувства других людей и передавать свои, используя мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
-имеется способность к эмпатии, сопереживанию.
Литература:
1. Запорожцев А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. – 1974. - №6. – С. 59 – 73
2. Изотова Е.И. Особенности идентификации эмоций у детей дошкольного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого – педагогические науки. – М., 2003.
3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологиче-ские исследования / Под ред. А. В. Запорожца. Я. 3. Неверович М., 1986.
4. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журнал высшей нервной деятельности. – 1997. – т. 47. – Вып. 2.
5. Шлаков, С.А. Игра и дети. - Москва: "Эксмо-Пресс", 1990г.

Категория: Психологу | Добавил: nina-konieva
Просмотров: 89 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА