Вторник, 10:48 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Внеклассные мероприятия

Классный час в начальной школе на тему "Красавица народная - Волга-матушка"
[ Скачать с сервера (76.5Kb) ] 08.02.2013, 20:26
Тема: КРАСАВИЦА НАРОДНАЯ ВОЛГА-МАТУШКА
Цели: познакомить с географическим положением Волги; показать значение реки; повторить экологические правила поведения человека на берегу водоема; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к водоемам, любовь к природе.
Оборудование: физическая карта России; фотографии истока, берегов Волги; экологические знаки; запись песни «Волга-Волга», запись музыки со звуками журчащей воды.
Эпиграф на доске: В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
Вс. Рождественский
Ход занятия
I. Сообщение темы и целей занятия.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить об одной из главных рек нашей страны – Волге.
Ученик. О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам,
То, как играющий зверек
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Н. Некрасов
II. Путешествие к истоку Волги.
Учитель. Итак, отправляемся в путь. Наша первая остановка – у истока Волги.
Ученик. Мне повезло родиться у истока
Российской удивительной реки!
И как бы ни была трудна дорога,
Шаги мои спокойны и легки.
Задумчиво, светло, не на бегу,
В осоке застревая по колено,
Я прикоснусь к тебе благословенно
И эту радость в сердце сберегу.
Скорей всего, из звездного далека
Я это людям крикнуть не смогу:
Мне повезло родиться у истока…
Учитель. Наклонитесь поближе к земле и прислушайтесь. Кап-кап-кап, тук-тук-тук… Слышите звуки, напоминающие удары сердца? Это вырывается из земли маленькая, серебристая струйка воды. От нее веет прохладой даже летом, когда припекает солнце. И вот уже побежал, побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. Трудно себе представить, что безымянный ручеек превратится в могучую полноводную реку, по ней поплывут корабли и баржи, ее воды наполнят поля и заставят вращаться турбины электростанций. Как жизнь человека начинается с детства, так и наша великая русская река на Валдае начинается с маленького родничка. Первые упоминания о Волге встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. «Волга» означает светлая. Родину люди называют Родина-мать, а главную реку нашей страны – Волга-матушка. Без Волги и невозможно представить себе нашу Родину. Об этой реке сложено много песен. Как же все начиналось?
Ученик. А было так: часовня на болотце
И окающий говор знатока.
Отсюда Волга-матушка берется,
Великая российская река.
Окно воды – само себе начало,
И наши лица виделись в воде.
О, если есть божественность начала,
То здесь оно, бесспорно, как нигде.
Да, только здесь, где как глазищи совьи,
Глядят кувшинки в годы и века,
И Волга начинается в часовне
Едва приметным пульсом родника.
Учитель. Исток Волги знали давно, хотя научно географы подтвердили это только в конце XIX века. Над истоком стоит маленькая часовенка. Ключ, который хранится в этой часовне, является ключом от Волги. Маленький ручеек! Вода немного коричневая. Она не течет, а сочится из мхов от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. Странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть. Над этим ручейком порхают трясогузки, сюда заплывают самые смелые щурята. Это начало Волги, ее исток.
– Наши гости – ученые-географы расскажут вам о том, где берет свое начало река Волга подготовленные учащиеся.
1-й ученый-географ. В Калининской области, километрах в десяти от озера Селигер, среди живописной местности, усеянной зеркальными озерами, лесистыми холмами, раскинулась на горке деревня Волго-Верховье. Кругом необозримые болота, последний остаток заросших и исчезнувших озер. Куда ни кинешь взор, всюду мох, осока, кочки, всюду непроходимые трясины, и лишь кое-где среди зеленой моховины проглядывают серебристые «окна» воды. На болоте протянулся местами густой лес. Пышно разрослись на приволье березы и сосны; сломанные бурей стволы и кучи хвороста загромоздили все тропинки и проходы.
2-й ученый-географ. Здесь, в глухом лесу, в этих непроходимых болотах и трясинах, родится великая Волга, всем рекам нашим река, всем рекам мать и царица. Среди болота стоит беседка, к ней проложены мостки через болото. Здесь начало великой реки Волги. Посреди беседки небольшой сруб – колодец. Здесь и родится Волга, отсюда, из этих непроходимых болот, вытекает она едва заметным бессильным ручейком. Берега его густо заросли травой, среди которой серебрится слабая струйка воды. Ширина ручейка ничтожна: здесь заволжский житель без затруднения, не переправляясь через реку, может пожать руку приятелю, стоящему на противоположном берегу. Скоро ручеек вступает в еловый лес и почти теряется среди его необозримых болот.
3-й ученый-географ. Дальше Волга принимает первые притоки, такие же крохотные ручьи, как она сама, и проходит первое озеро – Малый Верхит. Ширина ее увеличивается на несколько сантиметров, для переправы здесь одного обыкновенного шага недостаточно, а требуется сделать прыжок. Еще километр – все тот же густой, непроходимый лес, еще новое озеро, новые ручейки-притоки, и Волга становится уже речкой шириной в 10–12 шагов и глубиной по колени. Здесь переброшен через нее первый мостик, и впервые встречаются места, не лишенные живописности. Во всю ширину глубокой и узкой долины над темной рекой протянулись с одного берега на другой, точно длинные руки каких-то великанов, густые лапчатые ветви высоких елей; огромные стволы, поваленные временем или бурей, лежат поперек реки, выставляя во все стороны свои оголенные сучья; местами кудрявая рябина смотрится в зеркало речки, отражая в ней свои красивые резные листья, или молодая черемуха, низко наклонясь над водой, купает в ней свои ветви, весной усыпанные пушистыми кистями цветов изливающих сильный аромат.
4-й ученый-географ. Тихо кругом. Ветер, идущий поверху, не доходит сюда; здесь слышится только глухой гул шумящих вершин соседнего леса. Дикая чарующая картина! Нередко на берегу валяются огромные валуны величиной в рост человека, а то и в целую избу. Иногда огромная гранитная глыба, вся обветшавшая, полуразвалившаяся и густо обросшая мхом, приютила на себе стройную березку, живописно наклонившуюся над рекой. Местами валуны нагромоздились в самом русле Волги. Как бы сердясь на помеху, стремительно бросается она на них, бурлит и пенится в тщетных усилиях снести эти камни.
III. Путешествие по течению реки Волги.
Учитель (показывает на карте). Волга – крупнейшая река нашей страны. Ее общая длина – 3530 километров. От Ржева до Старицы берега Волги круты и обрывисты. А дальше до Твери она течет среди плоских равнин. На Волге построено много водохранилищ. Тверской порт стал портом пяти морей.
– Какую работу выполняет Волга-матушка?
Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей. Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места. По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы. В дельте реки находится знаменитый Астраханский заповедник.
НА ВОЛГЕ
Мы ходили на рыбалку,
Мы на Волге были.
Снасти мастерили –
Рыбы наловили. Поплавок у нас простой:
В пенопласте спичка,
Вот он скрылся под водой, –
На крючке плотвичка!
IV. Остановка на берегу реки. Отдых.
Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды.
Учитель. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что вы маленький ручеек. Вода течет, перекатывается с камешка на камешек. Вот какой-то мальчишка пустил по волнам бумажный кораблик. Вода несет его все дальше и дальше…
…Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком? (Ответы детей.)
V. Экологическая станция.
Учитель. Любите ли вы отдыхать на реке? Брали ли вы с собой еду, бумагу? Куда потом все дели? Унесли домой или оставили на берегу? А может быть, бросили в воду?
На реке, озере любят отдыхать все. Но не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.
Послушайте экологическую сказку о реке, которую очень обидели люди.
РЕЧЕНЬКА
Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.
– Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада, – говорила Речка.
И однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.
Когда семья собралась уходить домой, пап выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.
О б с у ж д е н и е по вопросам:
– Какой была речка до прихода Костиной семьи? (Речка была чистой и прозрачной.)
– Почему она погрустнела после того, как мама, папа и Костя отдохнули на ее берегу?
– Как они обидели Речку и ее жителей? (Они загрязнили речку, вытащили из нее много ракушек, разбили их, убили лягушку и т. д.)
– Что бы вы сделали на месте Кости?
– Куда надо было деть мусор? (Весь мусор надо было унести домой или закопать у дороги.)
– Страдает не только речка, но и все живое в реке и вокруг нее. К нам в гости приплыла рыбка и что-то хочет вам сказать.
Рыбка. Трудно стало жить в реке: Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока – негде спрятаться от стока.
Каждый норовит завод сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться. Лучше сразу утопиться!
С ферм навоз течет рекой, нарушает мой покой.
– Почему рыбке так плохо стало жить в реке? (Потому что промышленные предприятия загрязняют воду, сливают масла, а люди бросают в реку и в лесу мусор.)
Многие реки сейчас находятся в опасности: люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают грязные воды в реки. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает.
Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров. И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.
Я хочу познакомить вас с новым экологическим знаком: «Не загрязняйте водоемы».



– Что необходимо строить на заводах и фабриках, чтобы не загрязнять водоемы? (Очистительные сооружения.)
IV. Экологическая игра «Разрешается, запрещается».
1-й ученик. О том, как хороша природа, нечасто говорит народ
Под этой синью небосвода, над этой бездной, синью вод.
2-й ученик. Не о закате, не о зыби, что серебрится вдалеке, –
Народ беседует о рыбе, о сплаве леса на реке.
3-й ученик. Не глядя с берега крутого на розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово, и это слово – благодать.
Учитель. Чтобы река осталась чистой и полноводной, человек должен выполнять экологические правила.
– Расставьте экологические знаки около реки и определите, какие из них запрещающие, а какие разрешающие:
• Вырубка леса.
• Мойка машин.
• Стиральный порошок.
• Закрывать воду в кране.
• Консервная банка.
• Разбитые бутылки.
• Катание на лодке.
• Ловля рыбы.
• Купание.
• Ловля лягушек.
V. Итог занятия.
Звучит мелодия И. Дунаевского из кинофильма «Волга-Волга». Дети исполняют куплет с припевом.
Учитель проводит беседу по вопросам:
– Где берет свое начало река Волга?
– Как использует человек реку?
– Как сделать так, чтобы река осталась чистой?
– Какие экологические правила должен выполнять человек в общении с рекой?
Учитель. Вот и закончилось наше занятие. Вы узнали много интересного, полезного о нашей реке Волге, о красоте природы. Эту красоту надо беречь и приумножать. Послушайте стихотворение «Слово о Волге» Я. Белинского.
О, как ты сердцу дорога, текущая сквозь годы!
Возвышенные берега. Взволнованные воды.
Величие твоих трудов – судьбы твоей основа.
Бессмертье старых городов. И вдохновенье новых.
И сквозь столетья – светлый путь.
И ярость грозных споров.
И гибель тех, кто посягнуть посмел на синь просторов.
И тишина. И гул работ, и песня вдаль идущих.
И синих плесов поворот и сиянью дней грядущих.
Вольна, безбрежно широка, несешь бессонно грузы,
Как бы в грядущие века распахивая шлюзы.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: tamara
Просмотров: 2167 | Загрузок: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА