Среда, 08:28 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » ОБЖ

«Средства индивидуальной защиты»
[ Скачать с сервера (1.25Mb) ] 23.02.2015, 19:39

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО) Буханов Игорь Александрович______________________________
Предмет: _________основы безопасности жизнедеятельности_____________________________
Тема урока: «Средства индивидуальной защиты»_, 10 класс_______________________________
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению понятия «средств индивидуальной защиты», «защита человека от воздействия радиоактивных, отравляющих веществ, бактериальных средств», «использование средств индивидуальной защиты в различных условиях ЧС»; создать условия для мыслительного процесса на заданную тему; побудить обучающихся к изучению нового материала.
Задачи:
Образовательная: Изучить классификацию средств индивидуальной защи¬ты по типу защищае-мых органов, принципу действия и использования, применение полученных знаний на практи-ке, получить практические навыки в использовании средств индивидуальной защиты.
Воспитательная: Воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном технологичном обществе, развивать физические навыки. Воспитывать уважительное отношение обучающихся к друг другу, культуру общения в малых группах.
Развивающая: развитие памяти и внимания, раскрытие творческого потенциала обучающихся, исследовательских умений, наблюдательности, применение социальных знаний в практических ситуациях.
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом
Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практи-ческая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод фор-мирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые зада-ния, самооценка по итогам работы урока); метод проблемно-развивающего обучения (моноло-гический, эвристический, исследовательский), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (рациональная организация учебной дея-тельности с целью сохранения здоровья обучающихся, чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся, «эмоциональные паузы»); инфор-мационные технологии.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентации, противо-газы, респираторы, ватно-марлевая повязка., ОЗК, Л-1, ИПП-8, АИ-2.


Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом) Примечания
1. Организационный момент
Организационный мо-мент, включающий:
• постановку цели, кото-рая должна быть до-стигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффектив-ной)
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов ор-ганизации работы уча-щихся на начальном эта-пе урока, настроя учени-ков на учебную деятель-ность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает пе-дагог) Цель для обучающихся на данном этапе. Подготовиться к продуктивной работе на уроке: приготовить информационные сообщения, приготовить учебные принадлежности.
Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продук-тивной работе.
Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные, использование электронной презентации.
Организационный момент (1-2 мин).
Приветствие обучающихся. Вступительное слово. Учитель: Мы хорошо поработали над темой «Коллективные средства защиты». А между тем необходимо изучить средства инди-видуальной защиты человека.
Тема урока «Средства индивидуальной защиты»
Определим цель нашего урока.
Обучающиеся формулируют цель:
• сформировать представления о средствах индивидуальной защиты;
• расширить знания о классификации средств индивидуальной защиты по типу за-щищаемых органов;
• уметь определять, использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от обстановки;
• понимать необходимость сохранение жизни и здоровья человека в условиях чрез-вычайных ситуаций.
В случае неточности формулировки педагог подводит их к правильному пониманию цели и задач занятия.
2. Проверочный этап
Опрос учащихся по за-данному на дом матери-алу, включающий:
• определение це-лей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение це-лей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание мето-дов, способствующих решению поставленных целей и задач;
• описание крите-риев достижения целей и задач данного этапа уро-ка;
• определение воз-можных действий педа-гога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
• описание мето-дов организации сов-местной деятельности учащихся с учетом осо-бенностей класса, с ко-торым работает педа-гог;
• описание мето-дов мотивирования (стимулирования) учеб-ной активности учащих-ся в ходе опроса;
• описание мето-дов и критериев оценива-ния ответов учащихся в ходе опроса.
Цель для обучающихся на данном этапе. Получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания ключевых понятий «коллективные средства защиты», «радиоактивное и химическое заражение местности», «биологические средства воздействия на человека, вла-дение учебной терминологией информационно-коммуникативных технологий; защитить свою точку зрения.
Цель для педагога на данном этапе. Подготовить к изучению нового материала через по-вторение и актуализацию опорных знаний; оценивать деятельность обучающихся по конеч-ному результату (подготовленным сообщениям); определить уровень психологической го-товности выступающих, поднять авторитет выступающих ребят среди одноклассников.
Задачи: определить уровень готовности домашних заданий; вызвать положительное эмоцио-нальное отношение к обучению; способствовать развитию речевых умений обучающихся; побуждать к преодолению неуверенности.
В случае выявления затруднений использовать в качестве подсказки материалы электронной презентации, дополнительную литературу.
Методы: индивидуальные беседы, работа в группах, социальная мотивация: похвала.
Актуализация понятия информационного общества. Проверка домашнего задания. (10 мин)
Работа в парах: Ребята получают карточки с вопросами: «Чем характеризуются техногенные катастрофы?», «Какие виды отравляющих веществ вы знаете?» «Поражающие факторы ядерного взрыва?». Одни готовятся к выступлениям, повторяют подготовленный материал, другие готовятся задавать вопросы к этим сообщениям.
Работа на доске. Установить соответствие коллективного средства защиты и определенного типа применяемого оружия массового поражения.

Выступление с информационными сообщениями(по желанию), подготовленными дома по темам «АХОВ», «Химические вещества кожно- нарывного действия», «Радиоактивное зара-жение местности»
3. Изучение нового учеб-ного материала. Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре-зультат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• изложение основных положений нового учеб-ного материала, кото-рый должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне вла-дения педагогом пред-метным материалом);
• описание форм и мето-дов изложения (пред-ставления) нового учеб-ного материала;
• описание основных форм и методов органи-зации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом осо-бенностей класса, в ко-тором работает педа-гог;
• описание критериев определения уровня вни-мания и интереса уча-щихся к излагаемому пе-дагогом учебному мате-риалу;
• описание методов мо-тивирования (стимули-рования) учебной актив-ности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; Цель для обучающихся на данном этапе. Уметь дать определения «средства индивидуаль-ной защиты», «средства защиты кожи», «СИЗОД», «медицинские средства защиты»; воспроизвести и объяснить новые термины и понятия.
Задачи: для этого необходимо внимательно прослушать новый материал, сделать записи (конспект, тезисы); правильно и осмысленно проговаривать новые термины, что способствует развитию речи; проводить наблюдение, формулировать определение понятий; применить самостоятельно полученные знания в комплексе и перенести их в новые условия; следовать правилам санитарно - гигиенических норм и правилам здорового образа жизни, избегать вредных привычек, влияющих на состояние и сохранение здоровья.
Цель для педагога на данном этапе. Создать условия для осмысления новой учебной ин-формации: «классификация средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов», «СИЗОД», «средства защиты кожи», «медицинские средства защиты» ; способствовать осознанию необходимости использования средств индивидуальной защиты не только в условиях ЧС, но и при работе с веществами способными нанести вред человеку в практической жизни.
Задачи: познакомить с ключевыми понятиями «классификация средств индивидуальной за-щиты по типу защищаемых органов», «СИЗОД», «средства защиты кожи», «медицинские средства защиты»; сформировать представление о необходимости использования и примене-ния СИЗ; развивать интерес к работе со средствами индивидуальной защиты.
Методы: Проблемное изложение изучаемого материала, беседа, информационный, практический.
Форма: учебный диалог.
Изучение нового учебного материала (12 – 13 мин).
Учитель: Понятие средств индивидуальной защиты связано с двумя фундаментальными по-нятиями. Назовите. (Ответы учеников: «индивидуальное средство» и «защита»).
На этом этапе учитель ставит проблемный вопрос: “Для чего предназначаются средства индивидуальной защиты?” (Ответы обучающихся)
Одной из задач гражданской обороны является «...пред¬оставление населению убежищ и средств индивидуаль¬ной защиты» (из ст. 2 Закона РФ «О гражданской обороне»).
Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попада-ния внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих ве-ществ и бактериальных средств.
СВОЕВРЕМЕННОЕ И УМЕЛОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЗ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НАДЕЖНУЮ ЗАЩИТУ ОТ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (ОВ), СВЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ (СИЯВ), РАДИОАКТИВНОЙ ПЫЛИ (РП), РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (РВ), БАКТЕРИАЛЬНЫХ (БИОЛОГИЧЕСКИХ) АЭРОЗОЛЕЙ (БА) [БАКТЕРИАЛЬНЫХ (БИОЛОГИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ (БС)], ОКСИДА УГЛЕРОДА И ПОЗВОЛЯЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СРЕДЕ, ЛИШЕННОЙ КИСЛОРОДА. СИЗ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ТАКЖЕ КРАТКОВРЕМЕННУЮ ЗАЩИТУ ОТ ОГНЕСМЕСЕЙ И ОТКРЫТОГО ПЛАМЕНИ.
На данном этапе используется презентация Microsoft Office Power Point «Средства инди-видуальной защиты» (Приложение № 1)
Обучающимся дается классификация средств индивидуальной защиты по назначению, типу защищаемых органов, принципу действия, принципу использования:


В целях качественного усвоения материала обучающимся демонстрируются образцы средств индивидуальной защиты с краткой характеристикой по которой СИЗ относятся к тому или иному типу.
Средства индивидуальной защиты дыхания. К средствам ин¬дивидуальной защиты ды-хания относят: фильтрующие и изолирую¬щие противогазы, респираторы, комплект дополнительного патрона (ДП-2), гопкалитовый патрон (ДП-1), простейшие средства защиты органов дыхания.
Фильтрующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от ОВ, РП, БА. Принцип действия противогазов основан на изоля¬ции органов дыхания от окружающей среды и очистке вдыхаемого воздуха от токсичных аэрозолей и паров в филь-трующе-поглощающей системе. Противо¬газы не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, поэтому их можно исполь¬зовать в атмосфере, содержащей не менее 17% кислорода (по объ-ему).
Противогаз состоит из лицевой части и фильтрующе-поглощающей систе¬мы (ФПС), ко-торые соединены между собой непосредственно или с помощью соединительной трубки. В комплект противогаза входят сумка и незапотевающие пленки, а также в зависимости от ти-па противогаза могут входить мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный чехол, на¬кладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фля¬ги с клапаном и бирка.
Фильтрующе-поглощающая система предназначена для очистки вдыхаемого воздуха от аэрозолей и паров, ОВ, РП, БА. В условиях применения противни¬ком ОМП один и тот же противогаз можно использовать многократно. Переры¬вы в использовании противогаза в зараженной атмосфере не снижают защит¬ных свойств ФПК от ОВ. При повторном использовании противогазов выдува¬ния ОВ или токсичных продуктов их разложения из ФПК не происходит.
Конструкция фильтрующих противогазов обеспечивает достаточное удоб¬ство работы со всеми видами вооружения и военной техники, а также позволяет: вести прицельную стрель-бу из стрелкового оружия; работать с оптическими приборами; подавать команды голосом, вести переговоры по радиотелефонным средствам связи.
Подбор шлем-масок противогаза осуществляют по результатам замера вер¬тикального об-хвата головы, который определяют путем измерения головы по замкнутой линии, проходя-щей через макушку, щеки и подбородок. Результаты измерений округляют до 0,5 см.
По сумме двух измерений определяют типоразмер (рост маски и номера упо¬ров лямок наголовника со стороны концов) маски в соответствии с ростовочными интервалами.
Для более полного изложения материала используется раздаточный материал Противога-зы»
Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.
Респираторы делятся на два типа: первый — респираторы, у ко¬торых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью; второй — очищает вдыхаемый воздух в фильтрую¬щих патронах, присоединяемых к полумаске.
По назначению подразделяются на противопылевые, противогазо¬вые и газопылезащитные. В зависимости от срока службы могут быть одноразового применения (ШБ-1, «Лепесток», «Кама»), которые пос¬ле отработки непригодны для дальнейшей эксплуатации. В респира¬торах многоразового использования предусмотрена замена фильтров.
Противопылевые респираторы представляют собой облегченные средства защиты органов дыхания от различных аэрозолей. Вдыхае¬мый воздух очищается от аэрозолей вредных веществ путем фильт¬рации через тонковолокнистые материалы, которые гидро-фобны, ус¬тойчивы при температуре до 60 °С, стойки к кислотам и щелочам. Это обеспечивается однородностью фильтрующего слоя и наличием электростатических зарядов, которые резко повышают эффектив¬ность улавливания аэрозолей.
Противогазовые (газопылезащитные) респираторы имеют как бы промежуточное значе-ние между респираторами противопылевыми и противогазами. Они легче, проще и удобнее в пользовании, чем про¬тивогаз. Однако защищают только органы дыхания при концентра-ции вредных веществ не более 10—15 ПДК Глаза, лицо остаются от¬крытыми. Такие респираторы во многих случаях довольно надежно предохраняют человека в газовой и пылегазовой среде.
Простейшие средства защиты органов дыхания. Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простей¬шими подручными средствами — ватно-марлевой повязкой, плат¬ком, шарфом, изделиями из тканей, предварительно смоченных во-дой или лучше 2—5% растворами питьевой соды (от хлора), уксус¬ной или лимонной кислоты (от аммиака) и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вред¬ных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекци¬онные заболевания. Следует помнить, что от ОВ и многих АХОВ они не защищают.
Изготовление ватно-марлевой повязки. Берут кусок марли длиной 100 см и шириной 50 см; в средней части куска на площади 30x20 см кладут ров¬ный слой ваты толщиной пример-но 2 см; свободные от ваты концы марли по всей длине куска с обеих сторон заворачивают, закрывая вату; концы марли (около 30—35 см) с обеих сторон посредине разрезают ножни-цами, образуя две пары завязок; завязки закрепляют стежками ниток (обшивают). Если нет ваты, то можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска мар-ли укладывают 5—6 слоев марли.
Ватно-марлевую (марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний дохо¬дил до глазных впадин, при этом хорошо должны закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние на темени, верхние — на затылке. Для защиты глаз используют противопыльные очки.
Заранее подготовленные обучающиеся демонстрируют правильное одевание СИЗОД
- Учитель: ОВ, и РВ, и биологические средства могут воздействовать на человека через кожные покровы.
Основные виды средств индивидуальной защиты кожи (СИЗК), которые используются войсками ГО для защиты гражданского насе¬ления от поражающих факторов ОМП. Нет ни-чего удивительного в том, что значительная часть СИЗК имеют армейское происхожде¬ние. Исходя из этого, при изучении нового материала будем исполь¬зовать документы Министер-ства обороны, например «руководство по средствам индивидуальной защиты». Что такое СИЗК?
Используется Презентация Microsoft Office Power Point «Средства индивидуальной защи-ты» и раздаточный материал «СИЗК»
К СИЗК относят защитную одежду фильтрующего и изолирующе¬го типа, изготовленную из фильтрующих и изолирующих материа¬лов соответственно.
В зависимости от принципа боевого использования и кратности применения СИЗК под-разделяют на средства постоянного и периоди¬ческого ношения, средства однократного и многократного примене¬ния. К СИЗК фильтрующего типа относятся общевойсковые комп-лексные защитные костюмы (ОКЗК), (ОКЗК-М), (ОКЗК-Д (десант¬ный)), а также костюм за-щитный КЗС.
К общевойсковым СИЗК изолирующего типа относятся общевойс¬ковой защитный ком-плект ОЗК и костюм пленочный КЗП. Специ¬альным средством защиты является костюм легкий защитный Л-1 (костюм Л-1) и изолирующие костюмы повышенной герметичности.
К средствам индивидуальной защиты кожи (СИЗК) фильтрующе¬го типа относятся: обще-войсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), общевойсковой комплексный защитный костюм модернизи¬рованный (ОКЗК-М), общевойсковой комплексный защитный кос¬тюм десантный (ОКЗК-Д), общевойсковой фильтрующий комплекс ОФК, защитный костюм КЗС.
Защита кожных покровов от прямого воздействия СИЯВ обеспечи¬вается их укрытием (тела —костюмом; головы, лица и шеи — голов¬ным убором — пилоткой с наушниками и шторками; кистей рук — ко¬зырьками) огнезащитной пропиткой ткани куртки, брюк и головного убора, многослойностью костюма и естественными зазорами между сло¬ями материалов. Повышение уровня защиты кожных покровов от ожо¬гов, в том числе кистей рук и лица, и предохранение ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) от термического разрушения СИЯВ (до определенного уров¬ня) достигают надеванием поверх него костюмов КЗС. В холодный пе¬риод года при ношении поверх ОКЗК (ОКЗК-М) шинели защита от СИЯВ обеспечивается шинельным сукном, обладающим пониженной горючестью, и высокими теплоизоляционными свойствами зимнего комплекта одежды. При ношении ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) с други¬ми видами зимнего обмундирования, не обладающего огнезащитными свойствами, уровень защиты от СИЯВ определяется их не горючестью.
Защита от РП, Б А обеспечивается строением тканей, многослойностью и герметично-стью конструкции защитных костюмов. При зара¬жении ОВ, РП, БА костюм ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) подвергают спе¬циальной обработке и используют многократно. При защите от СИЯВ костюм ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) используют однократно, т.к. ткань куртки, брюк и головного убора при этом опаляется или обугливается4, утрачивая механическую прочность. Костюмы ОКЗК и ОКЗК-М имеют только летний вариант конструкции, а ОКЗК-Д — летний и зимний варианты. Для использования в зимних условиях в ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) предусмотрены шторки к шапке-ушанке солдатской.
Общевойсковой комплексный защитный костюм десантный ОКЗК-Д (летний вариант) состоит: пилотка с козырьком; куртка; брюки; подшлем¬ник; защитная рубашка; защитные кальсоны.
Костюм защитный КЗС (костюм КЗС) предназначен для увеличения уровня защиты кож-ных покровов. Отличительными особенностями нового комплекса являются высокие физио-лого-гигиенические свойства, сочета¬емость средств защиты органов дыхания и кожи с ос-новными элементами экипировки и вооружения солдата, надежное функционирование при отрица¬тельных температурах, возможность многократного использования после за¬ражения и специальной обработки.
Костюм защитный пленочный предназначен для защиты кожных по¬кровов, обмундиро-вания, снаряжения и индивидуального оружия личного состава от капель отравляющих ве-ществ, а также для снижения зараженнос¬ти обмундирования и снаряжения бактериальными средствами и радиоак¬тивной пылью.
Легкий защитный костюм является средством защиты периодического ношения. При за-ражении ОВ, РП, БА костюм Л-1 подвергают специальной об¬работке и используют много-кратно.
Простейшие средства защиты кожи, В качестве простейших средств защиты кожи чело-века может быть использована, прежде все¬го, производственная одежда: куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из брезента, огнеза-щит¬ной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Они способны не только защищать от по-падания на кожу радиоактивных веществ при авариях на АЭС и других радиационно-опасных объектах, но и от капель, паров и аэрозолей многих АХОВ. Брезентовые изделия защищают от капель¬ножидких ОВ и АХОВ зимой до 1 ч., летом — до 30 мин. Защиту до 2 ч. могут обеспечить зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Все зависит от конкретных по¬годных и иных условий, концентрации и агрегатного состояния ава¬рийно химически опасных или отравляющих веществ. После соответ¬ствующей подготовки защиту могут обеспечить и другие виды верхней одежды. Для защиты ног лучше всего использовать резиновые сапоги, обувь из кожи и кожзаменителей. Резиновые изделия способны не про¬пускать капельножидкие ОВ АХОВ до 3—6 ч. На руки следует надеть резиновые или кожаные перчатки, можно рукавицы из брезента.
Чтобы обычная одежда лучше защищала от паров и аэрозолей АХОВ и ОВ, ее нужно пропитать специальным раствором, как это делается при подготовке защитной фильтрующей одежды (ЗФО). Пропитке подлежит только одежда из тканевых материалов. Для пропитки одного комплекта одежды и приспособлений к ней (на¬грудного клапана, капюшона, перчаток, носок) достаточно 2,5 л раствора. Пропиточный раствор может готовиться на основе вод¬ных синтетических моющих веществ, применяемых для стирки бе-лья. При другом варианте для этого можно использовать минераль¬ные и растительные масла. В простейших средствах защиты кожи можно преодолевать зараженные участки местности, выходить из зон, где произошел разлив или выброс АХОВ. На определенный срок указанные средства предохраняют тело человека от непосред¬ственного контакта с каплями, мазками, аэрозолями и парами вредных и ядовитых веществ, что существенно снизит вероятность поражения.
Далее: Заранее подготовленные обучающиеся демонстрируют правильное одевание средств индивидуальной защиты: ОЗК, Л-1
Для более качественной работы обучающимся раздается обобщенная схема «Классифи-кация средств индивидуальной защиты» Учитель дает комментарии по схеме.
Вывод: СИЗК способны защитить практически от всех типов РВ, ОВи БС, а также от-дельные срепдства и от зажигательного оружия и сохранить жизнь человеку.

Медицинские средства защиты предназначены для профилактики и оказания помощи населению, пострадавшему от ЧС и совре¬менного оружия. С их помощью можно спасти жизнь большому ко¬личеству людей, полностью предупредить или значительно снизить раз-витие поражений у них, повысить устойчивость организма чело¬века к поражающему воздействию радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий люди по¬лучают травмы, им может угрожать поражение сильнодействующи¬ми ядовитыми, отравляющими и радиоактивными веществами. Во всех случаях медицинские средства индивидуальной защиты будут самыми первыми, верными и надежными помощниками. К ним от¬носят: пакет перевязочный инди-видуальный, аптечку индивидуаль¬ную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10). Необходимо иметь домашнюю аптечку. Таким об¬разом, медицинские средства используются для оказания первой ме¬дицинской помощи и доврачебной помощи пострадавшим.
Группа медицинских средств, используемых при ЧС и военных действиях. Радио-протекторы — химические вещества, снижающие действие ионизирующих излучений на человека, повышающие защит¬ные свойства организма (при переоблучении — снижающие тяжесть лучевой болезни). К ним относятся цистеин, цистомин, цистофос. При приеме до облучения эффективность облучения будет снижена в 1,5 ра¬за. Комплексоны — аминопо-ликарбоновые кислоты и их производные. Адсорбенты — искусственные и природные тела с развитой поверхно¬стью, которая хорошо поглощает (адсорбирует) вещества из газов, рас-творов (силикогели, алюмогели, активные угли). Широкое применение нашли кристалличе-ские алюмосиликаты — цеолиты.
Обучающимся выдается раздаточный материал «медицинские средства индивидуальной защиты»
Аптечка индивидуальная АИ-2 содержит медицинские средства защиты и предназна-чена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослаб¬ления поражения радиоактивными, отравляющими или аварийно хи¬мически опасными веществами (АХОВ), а также для предупреждения заболевания инфек-ционными болезнями. В аптечке находится набор медицинских средств. В гнездах аптечки размещены следующие меди¬цинские препараты.
Гнездо Ml — противоболевое средство.
Гнездо №2 — средство для предупреждения отравления фосфор-органическими отравляющими веществами.
Гнездо № 3 — противобактериальное средство.
Гнездо №4 — радиозащитное средство.
Гнездо №5 — противобактериальное средство.
Гнездо №6 — радиозащитное средство.
Гнездо №7 — противорвотное средство.
Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10, ИПП-11 предна-значены для обеззараживания капельно¬жидких ОВ и некоторых АХОВ, попавших на тело и одежду челове¬ка, на средства индивидуальной защиты и на инструмент. В таблице представлены данные по основным типам ИПП.
Индивидуальные противохимические пакеты
ИПП-8 ИПП-9 ИПП-10 ИПП-11
В целлофановом па-ке¬те плоский стеклян-ный флакон емкостью 125—135 мл, запол-ненный дегазирую-щим раствором и 4 ватно-марлевых там-пона Металлический сосуд цилиндрической фор-мы с завинчивающей-ся крышкой и губкой вместо тампонов Металлический сосуд цилиндрической фор-мы с крышкой-насад-кой с упорами, кото- * рая крепится на ре-мешке, внутри крыш-ки крепится про-бойник ИПП содержит по-лидегазирующую ре-цептуру, находящую-ся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, при-легающей к ним одежды и средств ин-дивидуальной защи-ты, населения старше 7-летнего возраста от боевых ОВ и БС
Порядок пользования
Отвинтить пробку, смочить тампон, про-те¬реть пораженные места (кроме глаз). Кожу во¬круг глаз промыть во¬дой или 2%-ны.м рас¬твором соды Утопить пробойник до упора, вскрыть со-суд, перевернуть и встрях¬нуть. Губкой проте¬реть поражен-ные мес¬та. Вытянуть пробой¬ник из сосуда, навинтить крышку Крышку, поворачи-вая, сдвинуть с упо-ров и ударом по ней вскрыть сосуд. Снять крышку, налить 10— 15 мл жидкости, обра-ботать лицо, шею спе-реди. Затем обра-ботать кисти рук, шею сзади смоченным тампоном протереть открытые участки кожи (шея, кисти рук), а также наружную поверх-ность маски противо-газа, который был надет. Другим тампо-ном протереть ворот-ничок и края манжет одежды, прилегаю-щие к открытым участкам кожи.

Учитель выдает раздаточный материал «ИПП»

Пакет перевязочный медицинский

Применяется для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровоте-чения. Представляет собой стерильный бинт с двумя ватно-марлевыми подушечками. Одна из подушечек пришита около начала бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту для удобства наложения повязки. Свернутые подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка, на чехле указаны правила пользования пакетом. Порядок пользования ППМ: разорвать по надрезу наружную оболочку и снять ее; развернуть внутреннюю оболочку; одной рукой взять конец, а другой - скатку бинта и развернуть повязку; на раневую поверхность накладывать так, чтобы их поверхности, прошитые цветной ниткой, оказались наверху. При вскрытии пакета нельзя нарушать стерильность поверхности подушечки, которой она прикладывается к ране или месту ожога. Руками можно трогать только поверхность подушечки, прошитую цветными нитками.

Таким образом, медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для про-филактики воздействия на организм пора¬жающих факторов ОМП и обычных средств пора-жения и оказания помощи пострадавшим от воздействия этих поражающих факторов. В си-стеме ГО МЧС они представлены в виде аптечки индивидуаль¬ной (АИ), индивидуальных противохимических пакетов (ИПП) и па¬кета перевязочного индивидуального (ППИ).

Вывод: Таким образом, разнообразные СИЗ могут обеспечить защиту человека в различных условиях от негативного воздействия РВ, ОВ, БС.

Категория: ОБЖ | Добавил: Kadr66
Просмотров: 505 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА