Вторник, 01:03 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » ОБЖ

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения ОБЖ
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ] 02.04.2018, 14:23
Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения ОБЖ
Главная отличительная черта современного урока – выполнение школьниками творческой самостоятельной работы. Следовательно, школьникам необходимо время на самоподготовку, которая включает работу с несколькими источниками информации и оформляется в виде творческого ответа (письменно или устно). По своей организации деятельность современного школьника напоминает деятельность студента, который готовится к встрече с преподавателем на практическом или семинарском занятии.
К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и обостряет проблему дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения самостоятельной работы.
Поиск путей решения проблемы дефицита времени привел к тому, что передовые преподаватели, развивая на уроках ОБЖ личность школьника как творческую, стали изменять как форму организации учебной деятельности, так и структуру изучения содержания учебного предмета. Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельности привели к трансформации урока как форы организации учебного процесса в учебное занятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок». Урок мы рассматриваем, как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его особенности.
Творческая самостоятельная работа позволяет учащимся получить принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска информации. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников.
К организации самостоятельной деятельности обучающихся на учебном занятии предъявляются следующие требования:
1) Самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цел, которая прогнозирует результат деятельности школьника;
2) Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;
3) Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика;
4) Уровень сложности задания для самостоятельной работы соответствует уровню развития ученика;
5) Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание эту работу сделать;
6) Выполнение работы обеспечивается педагогической поддержкой и управлением деятельности школьника, ориентацией ученика на успешный результат.
В зависимости от цели и содержания учебного занятия в педагогической практике используется сочетание различных форм организации самостоятельной работы: фронтальной, индивидуальной, групповой, парной, коллективной. Успех познавательной деятельности ученика во многом зависит от тщательности ее подготовки преподавателем, его умения организовать самостоятельную работу, управлять деятельностью школьников, уделять внимание классу в целом и каждому ученику в отдельности.
Рассмотрим один из вариантов творческой, самостоятельной работы учащихся через методику разработки реферата.

Методика работы над рефератом.
Работа над рефератом является методом организации учебно-познавательной деятельности, развивающей мыслительную деятельность, ученика, формирует аналитического мышление, вырабатывает навыки публичных выступлений, позволяет оценить интенсивность самостоятельной работы.
В основу реферата входят: замысел, план и написание.
Замысел – это выделение проблемы, формулировка темы.
План предполагает сам процесс работы над рефератом (сбор информации, доказательств, примеров, сопоставление и доказательство фактов).
Написание – это оформление, корректировка работы, обобщение и выводы. Затем выступление с рефератом, ответы на вопросы.
Самостоятельная работа по военно-патриотической тематике сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих учащихся к поисковой деятельности, решению проблем. Практически по всем темам раздела ОВС можно использовать реферативную работу, заменяя традиционный опрос на уроке или вводя в объяснение новой темы реферативные сообщения учащихся, таким образов осуществляя принцип опережающего обучения.
Общая последовательность шагов в реализации технологии (по Дж. Шваба) следующая:
Шаг 1. Учащиеся знакомятся с содержанием предстоящей работы.
Преподаватель знакомит учащихся с темой, содержанием предстоящей работы.
Шаг 2. Учащиеся выстраивают свое понимание замысла творческой работы.
Преподаватель осуществляет постановку проблемы, при которой школьники сталкиваются с затруднениями в написании работы. Затруднения могут быть связаны с поиском дополнительной литературы, данных, их трактовкой, осмыслением, построением выводов.
Шаг 3. Учащиеся выдвигают трудности научного познания как проблему для своей работы.
Преподаватель побуждает учеников к поиску возможных решений.
Шаг 4. Учащиеся намечают и реализуют свой собственный вариант построения плана сбора материала и описания содержания
Преподаватель осуществляет консультирование пол теме реферата.
Таким образом, реферативные работы должны предусматривать раскрытие заявленной темы, наличие анализа, обобщение выводов, грамотное изложение материала и своей точки зрения.
Большое значение имеет защита (выступление) реферата. Это хороший речевой тренинг. Школьник должен обосновать тему, раскрыть проблему, сделать обоснованные выводы, показать культуру речи. Преподаватель оценивает содержание реферата, оформление работы (титульный лист, план, сноски, список литературы). В работе над рефератом помощь могут оказать и родители. Это укрепляет связь с родителями, повышает значимость работы и помогает в профориентации.
На современном этапе обучения появились новые проблемы. Использование компьютера, интернета, с одной стороны, расширяет информацию, помогает хорошо оформить работу, с другой – позволяет копировать чужие работы, книги, учебную литературу, и становится все труднее определить личный вклад автора в проверяемую работу.
В работе над рефератом перед преподавателем стоят следующие задачи:
• Составить рекомендательный список литературы;
• Делать обзоры библиографических пособий;
• Разработать интересную тематику задания, позволяющую проводить самостоятельные работы;
• Привлечь к защите рефератов учащихся среднего звена, а не только старшеклассников.
Во многих школах мы столкнулись с таким фактом: учащихся не обучают методике работы над рефератом или очень редко используют эту форму работы на уроках, а если и используют, то по принципу: «…к следующему уроку Иванов и Максимова напишите реферату на тему…»
Вот почему мы обращаем внимание именно на методику разработки реферата и считаем, что метод реферативной работы надо использовать в старших классах. Встает вопрос: при дефиците времени где, когда обучать школьников этой методике?
Организуйте консультирующий пункт (дополнительные задания), а чтобы привлечь школьников, введите в эти занятия что-то интересное и увлекательное, например, разборку и сборку автомата Калашникова. Маленькая хитрость, но срабатывает.
При изучении раздела «функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в системе национальной безопасности страны. Реформа ВС» рекомендуем учащимся выполнить рефераты, которые дополнят изучение нового материала. Группа учащихся, которая работает над рефератами, идет с опережением процесса обучения. Получается союз преподавателя и учащихся в объяснении новой темы.
Для начала преподаватель определяет ряд вопросов:
• Вооруженные силы РФ – государственная военная организация;
• ВС России – основа обороны страны;
• Почему и зачем нужна реформа ВС
Мы понимаем, что вопросы сложные, поэтому надо подобрать для выступлений сильных учащихся, снабдить их необходимой литературой, договориться с учителем истории для консультации этой группы. Совместно с учениками разработать план работы над рефератом, помочь из источников справочной литературы выбрать только основное, подкрепить примерами, фактами. Особую трудность школьник испытывает в составлении тезисов. Поэтому учащимся рекомендуется завести словарь для изучения понятий, терминов.
Такая работа занимает по времени около недели. Эффект огромный: школьники не только учатся писать и работать над рефератом, но и приобретают интерес к этому виду деятельности, получают навыки моделирования. К следующему уроку преподаватель привлекают другую группу учащихся, таким образом, в течение года все ученики пройдут школу обучения методики написания реферата.
В результате реферативной работы учащиеся овладевают следующими приемами:
• Формулирование познавательной задачи;
• Изучение понятий и правил по разделу предмета;
• Поиск фактов, идей, необходимой информации, выявление противоречий, причин и следствий события;
• Построение модели рассматриваемого объекта;
• Понимание и толкование информации (выявление важных черт и т.д.)
• Формулировка выводов.
Самым ценным в написании реферата является высказывание учеником своего отношения излагаемой теме, написание заключения, т.е. обобщение проработанного материала.
Рефераты чаще используются на уроках, когда преподаватель ставит задачи по воспитанию гражданской зрелости учащихся, формированию положительного отношения к военной службе, для этого необходимы знания воинского законодательства, правильного представления понятий о воинской дисциплине, долге.
Реферативной формой занятий лучше всего пользоваться после изучения большой темы или целого раздела учебного материала, когда учащиеся уже овладели определенными знаниями.
Например, распределение тематики рефератов по разделу ОВС.
Раздел «Организационная структура ВС РФ. Виды ВС, рода войск, их предназначение»
Темы рефератов:
• Составные части Сухопутных войск (проиллюстрировать четыре вида).
• Основное предназначение Ракетных войск стратегического назначения. Раскрыть традиции воинского братства.
• Основные функции ВВС. Выпускники ДОСААФ знаменитые летчики-забайкальцы.
Раздел «Боевые традиции ВС России»
Темы рефератов:
• Патриотизм и верность воинскому долгу – важнейшие качества защитника Отечества.
• Боевое Знамя воинской части – символ воинской части, славы и отваги.
Раздел «Уставы ВС»
Темы рефератов:
• Дружба, воинское товарищество – основа боевой готовности части и подразделения.
• Ордена – почетные награды за воинские заслуги.
• Ордена России современного этапа ее развития.
• Знамя Победы – символ боевой славы народа.
Учетные прогнозируют, что XXI в. будет веком гуманитарной культуры. Саморазвитие становится в современных условиях важнейшим педагогической задачей. Организационным обеспечением этого процесса является формирование навыков самоорганизации и самоуправления. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей. Педагог в этом процессе выступает как деловой партнер, помогающий ученику, соединяя таким образом управление и самоуправление. Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдений и фиксирование изменений в саморазвитии детей, развитие индивидуальных способностей школьника через формы самостоятельной и исследовательской деятельности, каковыми является работа учащихся над сообщением, докладом, рефератом.

Принципы и подходы к организации воспитательного процесса в семье.
Семья является конкретно выраженной социальной общностью. В современной науке, к сожалению, нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались многими мыслителями (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».
Семейное воспитание – это система морального, духовного воздействия и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Это и сложная социальная система, которая должна основываться на научных принципах, имеет точное содержание, определяемое национальной культурой, менталитетом, и направленно на развитие личности ребенка. Педагог-новатор Р.Н. Шаламова выделяет следующие принципы воспитания ребенка в семье:
• Гуманность и милосердие;
• Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
• Открытость и доверительность отношений с детьми;
• Оптимистичность взаимоотношений;
• Последовательность требований к ребенку;
• Реальная достижимость целей воспитания;
• Оказание постоянной помощи ребенку;
• Компетентность в ответах на вопросы ребенка.
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
П.Ф. Лесгафт предлагал учитывать шесть типов поведения родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка:
1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития;
2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцами совершенства – дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении, - дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям;
4. Родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его – ребенок растет раздражительным, эмоционально неустойчивым;
5. Родители, на семейную жизнь которых оказывают влияние финансовые трудности, - их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру;
6. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка – дети растут ленивыми, социально незрелыми.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье, как сосуществование, конфронтация, содружество. Доктор педагогических наук, профессор К.Н. Корнилов в своих исследованиях выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. А педагог-новатор И.П. Волков рассматривает лишь типы благополучных семей. Доктор психологических наук, профессор А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей в семье, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести вреда в воспитание детей, сколько способна сделать семья.
Отсюда можно выделить следующее:
Диктат – систематическое подавление инициативы ребенка;
Опека – отношение, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, не включая его в деятельность, подавляя самостоятельность;
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров, взрослых и детей, существующих фактически идейно, морально и нравственно независимо друг от друга;
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности;
Паритет – ровные союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
Доктор педагогических наук, профессор А.Б. Добрович выделяет роди ребенка в семье, определенные для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребенок», «ужасный ребенок», «Золушка».
В своих исследованиях, доктора психологических наук, профессора А.Я Варга и В.В. Столин выделили следующие подходы в родительских отношениях:
1. Принятие – отвержение.
Принятие: родителю ребенок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2. Кооперация – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3. Симбиоз – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельность.
4. Авторитарная гиперсоциализация – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5. Маленький неудачник – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную социальную несостоятельность. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает то, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всем подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Можно выделить два существенно противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятые, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективные оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).
В принципе, отношения в семье могут варьироваться от полного понимания и комфортности от общения друг с другом и до полного недоверия и неприязни членов семьи.
Категория: ОБЖ | Добавил: dryominan
Просмотров: 86 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА