Вторник, 18:09 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » ОБЖ

Хорошее физическое состояние – залог вашей безопасности.
[ Скачать с сервера (17.2 Kb) ] 02.04.2018, 14:26
Хорошее физическое состояние – залог вашей безопасности.
Приступая к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, необходимо хорошо представлять себе, что такое физическая подготовка и ее содержание.
Физическая подготовка – это развитие физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты), формирование и закрепление путем систематических тренировок двигательных навыков. Она способствует адаптации организма человека к изменению окружающей среды, повышению его выносливости, психологической уравновешенности. Различают общую и специальную физическую подготовку. Первая служит разностороннему развитию всех физических качеств, вторая – развитию специальных физических качеств, необходимых в определенном виде спорта.
Физическая подготовка включает в себя важнейшие виды движений:
• ходьбу, требующую проявления выносливости в движениях циклического характера
• бег, направленный на развитие скоростно-силовых качеств (бег на короткие дистанции) и выносливости (бег на средние и длинные дистанции)
• прыжки, развивающие скоростно-силовые качества
• метания, развивающие те же качества
• плавание, развивающее выносливость
• передвижение на лыжах, служащее той же цели
• преодоление препятствий, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности.
Человек с хорошей физической подготовкой способен быстро овладевать новыми видами движений. В школьных программах физического воспитания обязательно предусматриваются упражнения, развивающие все основные физические качества. Так, например, для развития силы служат упражнения в подтягивании, для выносливости – бег на средние дистанции, для быстроты – бег на короткие дистанции, для гибкости – наклоны, элементы акробатики, а для ловкости – челночный бег. В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «нагрузка».
Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений на организм человека. Выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Молодой организм не может нормально развиваться без дополнительной двигательной активности, т.е. без нагрузки. Показателями нагрузки являются:
• величины, характеризующие совершаемую работу (продолжительность упражнения, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т.д.)
• величины сдвигов в организме (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребление кислорода и т.д.). Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности.
Объем нагрузки – это количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю, месяц, выраженное в мерах времени, веса, длины, количества выполненных упражнений.
Интенсивность нагрузки – объем, выполненный в единицу времени. Умение определять и планировать физическую нагрузку очень важно. Повышение физической подготовленности достигается с помощью физических упражнений. Они определяются на естественные (ходьба, бег, прыжки, плавание) и аналитические (гимнастические упражнения, упражнения с предметами и т.п.)
Все физические упражнения можно разделить на четыре вида:
• скоростно-силовые упражнения (спринтерский бег, метания, прыжки, штанга)
• упражнения на выносливость (стайерский бег, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля)
• упражнения на координацию (гимнастика, акробатика, фигурное катание)
• комбинирование упражнений (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры)
Сила является одним из важнейших показателей физического развития. Она определяет саму возможность двигательной деятельности человека. Основным показателем силы является максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Она измеряется динамометром. Сила мышц зависит от их толщины. При одинаковом уровне тренированности люди с большим весом могут проявлять большую силу. Для разных видов спорта требуется развитие силы определенных групп мышц.
Под быстротой (скорости) понимается способность человека совершать двигательные движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Они зависит от частоты и длины шагов, а также от силы мышц ног. Скоростные способности относительны. Так, можно быстро бегать, но медленно плавать. Главное для развития быстроты – освоение техники выполнения упражнения. Каждое упражнение выполняется в полную силу, но как можно быстрее, а число повторений упражнений должно быть таким, чтобы скорость их выполнения не снижалась.
Выносливость – это способность к длительному выполнению упражнений, способность противостоять утомлению. Для ее развития надо постепенно увеличивать время выполнения упражнений умеренной интенсивности (лыжи, плавание, бег в скоростном темпе). Затем скорость выполнения упражнений надо постепенно увеличивать. Важно одновременно с развитием выносливости развивать и волевые качества – способность «терпеть» до конца. При выполнении упражнений на выносливость наступает так называемая «мертва точка», характеризующая появлением тяжести в ногах, стеснением в груди, удушьем, апатией. Требуется большая сила воли для преодоления этого состояния. При продолжении выполнения упражнения через некоторое время наступает «второе дыхание» продолжать выполнение упражнение. Причина «мертвой точки» - недостаточная перестройка работы сердца и органов дыхания в результате чрезмерной нагрузки или слишком большой скорости в начале дистанции, недостаточной разминки, плохой физической подготовки.
Под ловкостью понимается способность организма быстро перестраиваться в двигательной деятельности. Ее показателями являются точность выполнения упражнений, высокая координация движений, быстрая реакция, быстрое овладение новыми навыками. Для развития ловкости применяются различные игры, единоборства, бокс, борьба, фехтование и др.
В физическом воспитании применяются различные формы занятий, однако любая из них должна включать в себя три обязательные части:
А) подготовительная или вводная – разминка; продолжительность ее может быть различной, но, как правило, при занятиях до 1 часа составляет от 7 до 15 минут;
Б) основная часть; включенные в нее упражнения, развивающие различные физические качества, должны выполняться в следующей последовательности: сначала упражнения на координацию, как требующие максимальной концентрации внимания и напряжения, затем упражнения на скорость, далее силовые упражнения, упражнения на выносливость и комбинированные упражнения
В) заключительная часть, в которой проводится направленное переключение организма на восстановительный режим функционирования путем постепенного уменьшения интенсивности выполняемых действий; при продолжительности занятий от 1 часа эта часть занимает 3-5 минут.
При самостоятельных тренировочных занятиях важен выбор предмета занятий, который определяется индивидуальным интересом, способностями, условиями жизни и другими обстоятельствами. Однако ни один вид физических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивой тренировке, не может гарантировать полноценного физического развития и здоровья.
Занятия физическими упражнениями должны начинаться не ранее 1,5 часа после принятия пищи и заканчивается не позднее 1,5-2 часов до сна. Самое благоприятное время для занятий – после обеда. Для сохранения и совершенствования индивидуальных физических качеств тренировки должны проводиться не менее 3-4 раз в неделю продолжительностью не менее 1 часа.
Для старшеклассников двигательный режим должен быть не менее 12 часов в неделю, куда входят утренняя зарядка, уроки физкультуры, подвижные перемены, спортивные секции и самостоятельные тренировки.
Обязательным условием эффективности самостоятельных занятий физкультурой и спортом является самоконтроль. Под физкультурным самоконтролем подразумевается совокупность операций самоконтроля (самонаблюдения, анализ и оценка своего состояния, поведения, реагирования), осуществляемых индивидуально как в процессе занятий, так и в общем режиме жизни. Во время занятий физическими упражнениями самоконтроль включает:
• самооценку своей готовности к выполнению упражнений
• контроль параметров своих движений
• самооценку степени нагрузки и других показателей
В интервале между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ своего общего самочувствия, определение настроенности организма на предстоящее занятие.
При этом надо иметь ввиду, что показатели самоконтроля существуют субъективные (самочувствие, настроение, ощущение) и объективные, такие, как частота сердечных сокращений, масса тела, функция желудочно-кишечного тракта, сила мышц, объем легких, спортивные результаты.
Очень важно заносить эти данные в дневник самоконтроля и затем анализировать, лучше всего со специалистом по физкультуре или врачом.
В самой упрощенной форме во время проведения самоконтроля нагрузку можно контролировать по частоте пульса, которая не должна превышать 160-180 ударов в минуту, а по окончанию занятия примерно через 30 минут возвращаться в исходное положение.
Кроме того, во время выполнения физических упражнений о реакции организма на нагрузку можно судить по внешнему виду. Одышка, бледность или краснота, обильный пот свидетельствует о чрезмерной нагрузке. Низкое качество выполнения упражнений, а именно: возрастание ошибок, нарушение координации, вялость, раздражительность, тоже сигнализирует о слишком высоких нагрузках.
Практика показывает, что учащиеся, получившие знания, кратко изложенные в данной статье, как правило, проявляют повышенный интерес к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, укрепляя таким образом не только свое здоровье, но и безопасность жизнедеятельности.
Категория: ОБЖ | Добавил: dryominan
Просмотров: 74 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА