Понедельник, 14:26 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » ОБЖ

Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ
24.09.2017, 19:05

Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ

 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого  человека: многие погибают потому, что не знают основных  правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания  на практике.                     Цель курса «ОБЖ» – научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог.

В специальной литературе представлены несколько классифи­каций педагогических технологий — В.Г.Гульчевской, В.П.Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систе­матизировал Г.К.Селевко.

         Наиболее актуальной в школе является классификацияпо типу организации и управления познавательной деятель­ностью.

 В.П.Беспалько предложена такая классификация педа­гогических систем (технологий) [4]. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным)или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет сле­дующие виды технологий (по В.П. Беспалько — дидактических систем):

- классическое лекционное обучение (управление — разомкну­тое, рассеянное, ручное);

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

 - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направ­ленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -групповые, дифференцированные способы обучения;

- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автома­тизированное);

- система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;

- «программное обучение» (цикличное, направленное, авто­матизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптив­ном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической техноло­гии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

а)  авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а уче­ник есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и само­стоятельности   учащихся, применением   требований   и принуждения.

б)  высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными фак­торами формирования личности считаются дидактические сред­ства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников назы­вают технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в)  личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспече­ние комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее раз­вития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической ипсихотерапевтической направленностью и имеют целью разносторон­нее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоя­тельными направлениями выделяются гуманно-личностные тех­нологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется не­которая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Суще­ственно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из вхо­дящих в нее технологий.

В настоящее время весьма сложно оказывается понимание того, что развитие человечества в существенной мере зависит от уровня образования, что развитие общества предлагает внедрение современных педагогических технологий. Системы образования, основанные только на традиционных методиках, становятся тормозом в развитии образования.

Для решения современных психолого-педагогических задач необходимо на первый план выдвинуть развивающую функцию, направленную на становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей. Переход на новые технологии обеспечивает воспитание человека, заинтересованного в самообучении, в саморазвитии. Развитие умственной о творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду, как к умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умения себя организовать, умения критически осмыслить и оценить.

Коллективные способы обучения, такие как - пары сменного состава,пары и группы сменного состава,поабзацная проработка текста, - всеми своими методиками превращают каждо­го ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Можно выделить следующие преимуществаколлективных способов обучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Специфика коллективных способов обучения состоит в соблю­дении следующих принципов:

• наличие сменных пар учащихся;

• их взаимообучение;

• взаимоконтроль;

• взаимоуправление.

Применение данных технологий приводит к  следующим выводам:

- учащиеся начинают лучше понимать текст и выделять стержневые мысли, ведущие идеи;

- происходит лучшее усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях;

- развиваются коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения;

- учащиеся обучаются навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности;

- воспитывается  уверенность в своих способностях;

- учащимся предоставляются психологические средства и педагогические условия, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать и научиться понимать себя и других людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использовать  в своей работе технологии КСО надо, т.к. они имеют определённые преимущества, а также необходимо всегда помнить, что выбор технологии остаётся за педагогом и зависит от его творчества.

 

 

Категория: ОБЖ | Добавил: Администратор
Просмотров: 87 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА