Воскресенье, 04:53 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

"Значимость здорового питания в развитии младших школьников"
[ Скачать с сервера (35.8Kb) ] 09.03.2016, 21:13

«Значимость здорового питания в развитии младших школьников »
Касторная Виктория Викторовна
НИУ «БелГУ», гр. 02021301

Здоровое питание в младшем школьном возрасте является главным и первостепенным фактором, оказывающим непосредственное влияние на здоровье и развитие младшего школьника. Неправильное питание вызывает целый ряд проблем соматической патологии, включая заболевания органов пищеварения и нарушения физического развития. Эти изменения потом трудно будет восстановить, в связи с окончанием активного периода развития организма, на которых он мог качественно усилить свое развитие за счет необходимых веществ [1, с. 45].
Современное питание детей и подростков характеризуется сниженным потреблением кальция, количество которого в рационе питания связано с потреблением молочных продуктов [2, с. 130]. Отмечается нерациональность питания многих жителей России, связанная с недостаточным потреблением полноценных белков, витаминов, минеральных элементов, клетчатки при повышенной калорийности вследствие излишнего потребления углеводов и жиров [5, с. 150].
Очень важно, чтобы с раннего детства у учеников формировалось понятие о правильном, здоровом, питании, убежденность в его необходимости и вырабатывались соответствующие навыки. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний [1, с. 23].
Одной из причин неправильного питания современных школьников выступает отсутствие привычки употреблять здоровую пищу с самого детства. Поскольку дети больше всего времени проводят в школе, именно на школу и ее учителей, в большей степени, возлагается задача сформировать эту привычку. Важно обеспечить правильное сбалансированное меню, которое очень трудно разработать: его нужно составлять с учетом возрастных особенностей каждого ребенка. Поэтому составление сбалансированного меню затратно и хлопотно для многих школ. С другой стороны, возможности выбора блюд школьником приводит к употреблению вкусной, но не всегда полезной ищи [3, с. 46].
Данная работа посвящена выяснению возможностей и привычек к здоровому питанию младших школьников на материале одной из сельских школ (МБОУ Казацкая СОШ). При проведении исследования использовались методы анкетирования, наблюдения, статистического анализа и др.
Первый этап исследования – изучение и анализ школьного меню, на соответствие нормам потребления школьников и разнообразия блюд. Меню планируется на неделю, в таблице 1 приведены данные расчетного потребления белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, приходящиеся в среднем на один день.
Таблица 1.
«Среднее потребление белков, жиров, углеводов, витаминов
и минеральных веществ, приходящихся на школьника на один день
в МБОУ Казацкая СОШ (по расчетным данным меню)»
Пищевые вещества Витамины (мг) Минеральные вещества (мг)
Белки Жиры Углеводы Ккал В1 С А Е Ca P Mg Fe
93,2 141,38 513,1 3587 0,12 4 0,06 0,07 94,15 80,38 50,54 4,45

Анализируя количество потребляемых веществ, было выявлено, что меню соответствует нормам потребления пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ [8]. Питание школьников трехразовое и разнообразное. Оно включает супы (рассольник, картофельный), вторые блюда, с преобладанием макаронных изделий. Также присутствуют творожные запеканки, мандарины, бананы, яблоки, груши, мёд. Таким образом, меню столовой обеспечивает потребности школьников в возрасте от 7 до 11 лет.
Методом анкетирования было выяснено, как школьники начальных классов оценивают свое питание и их пищевые предпочтения. Респондентам задавались вопросы о том, как часто они употребляют в пищу фрукты, газированную воду, чипсы, как часто пытаются в столовой и некоторые другие. Проанализировав результаты анкетирования среди учащихся 1-го класса можно сделать вывод, что дети придерживаются правильного, здорового питания (таблица 2).
Таблица 2.
«Результаты анкетирования учащихся 1 класса»
№ п/п Вопрос Девочки, 17% от общего числа Мальчики, 83% от общего числа
1 Часто ли вы употребляете в пищу овощи и фрукты? Какие? Часто. Редька, груши и бананы 66,4% -часто,
16,6% -редко
2 Сколько раз в день вы питаетесь? 5 раз 33,2% - 4 раза в день
33,2% - 6 раз в день
16,6% - 5 раз в день
3 Что вы кушаете на завтрак? чай и бутерброд 66,4% - чай и бутерброды
16,6% - чай и яичница
4 Когда происходит последний прием пищи? Из чего он состоит? 21:00 Чай и хлеб с маслом 49,8%- 21:00
16,6%- 19:00
16,65- 18:00
5 Как часто вы употребляете газировку и чипсы? редко 66,4%-редко
16,6%-часто
6 Кушаете ли вы в школьной столовой? Да, 3 раза 66,4%-3 раза
16,6%-2 раза
7 Нравится ли вам меню в школьной столовой? Что бы вы хотели бы добавить в меню? нас кормят в нашей столовой очень полезно и вкусно 83% нас кормят в нашей столовой очень полезно и вкусно
В среднем пища принимается в день 4-6 раз, что очень хорошо для развивающегося организма. Все дети очень часто употребляют овощи и фрукты. Однако, некоторые учащиеся дополняют свой рацион газированной водой и чипсами, что, конечно, отрицательно влияет на их организм: в этих продуктах, согласно этикеткам, зачастую содержатся вещества, оказывающие вред на организм школьника. К таким веществам в чипсах относятся крахмал (генетически модифицированный), гидрогенизированный жир, глутамат натрия, акриламид (канцерогенное вещество), в воде – сахар, ортофосфорная кислота и ряд других.
Существенным недостатком является поздний ужин ребенка. При излишнем увлечении указанными продуктами в сочетании с поздним питанием возможно развитие ожирения, нарушения работы поджелудочной железы школьников и т.п. Поэтому важно свести к минимуму употребление газированной воды и чипсов у детей 1-го класса, заменив их фруктами и овощами. Придерживаясь такой тенденции в питании, при соответствующем физиологическом обосновании и педагогической деятельности, можно способствовать выработке привычки к употреблению в основном здоровой пищи.
Для выявления влияния школьного обучения и возраста школьников на сформированность привычки к правильному питанию, те же вопросы относительно режима и качества питания были заданы учащимся 4 класса (Таблица 3).Таблица 3
«Результаты анкетирования учащихся 4 класса»
№ п/п Вопрос Девочки, 48% от общего числа Мальчики, 52% от общего числа
1 Часто ли вы употребляете в пищу овощи и фрукты? 48%-часто 32,5%- не часто
19,5%- часто
2 Сколько раз в день вы питаетесь? 24%- 5 раз в день
24% - 4 раза в день 13%- 4 раза в день
13% - 5 раз в день
6,5%- 3 раза в день
6,5%- 2 раза в день
6,5%- 6 раза в день
6,5%- от 4 до 7 раз в день
3 Что вы кушаете на завтрак? 12% кофе с молоком и бутерброды
12% овсяная каша и яблоко
12% чай и хлеб с маслом и сыром
12% чай с молоком и бутерброды 13%- чай с бутербродом
13%- чай
6,5%- булочка с молоком
6,5%- бутерброд с молоком
6,5%- бутерброды
4 Когда происходит последний прием пищи? Из чего он состоит? 36%- 20:00
12%- 17:00 19,5%- 19:00
13%- вечером
6,5%-20:00
6,5%-нет ответа
5 Как часто вы употребляете газировку и чипсы? 36%- очень редко
12%-чипсы 1 раз в неделю, а газировку – 3 раза 13%- редко
6,5%- каждый день
6,5%- совсем не ем
6,5%- очень редко пью газировку
6,5%- газировку пью редко, а чипсы через неделю
6,5%- газировку пью, а чипсы не ем
6,5%- очень часто
6 Кушаете ли вы в школьной столовой? 24%- да 2 раза
12%- да 3 раза
12%- да 1 раз 26%- да 3 раза
13%- да 1 раз
6,5%- да 2 раза
6,5%- да

Проанализировав данные таблицы 3, можно сказать, что частое употребление овощей и фруктов у учащихся 4 класса сохраняется; кратность питания в среднем 3 раза в день, что благотворно сказывается на развитии организма. Но есть дети, которые питаются дважды в сутки или продолжают часто потреблять чипсы и газировку. Основная масса ужинает поздно вечером, в неблагоприятное для организма время. Это ухудшает обмен веществ, способствуя возникновению болезней органов пищеварения и других заболеваний [1, с. 45].
В целом, состояние питания учащихся 1-го и 4-го классов достаточно хорошее. Однако, ни один из опрошенных не смог дать однозначного определения понятию здорового питания и объяснить его ключевые правила.
Необходимо активизировать работу по ликвидации указанных недочетов.
Мы рекомендуем: как можно чаще проводить беседы о значимости правильного питания в жизни человека; организовывать тематические классные часы, посвященные той же теме; проводить родительские собрания, на которых знакомить родителей с основами здорового питания их детей, доступно разъясняя важность этого.
Полезно организовывать проектную деятельность с целью убеждения школьников во вредном влиянии на них чипсов, газированной воды и подобных продуктов. Целесообразно приглашать на встречу с детьми докторов, способных наглядно представить важность правильного питания. Показано регулярное диагностическое анкетирование с последующей коррекцией технологических приемов и методов. И самое главное – систематичность этих мероприятий, чтобы у ребенка сформировалось понятие о здоровом питании и понимание того, почему его нужно соблюдать.

Список литературы
1. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – Псков, 2003. – 304 с.
2. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация // Валеология. – 2006. – №1. – С. 53-59.
3. Зерщикова Т.А. Представления учащихся третьих-четвертых классов о вредных привычках и педагогические меры их профилактики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014.– № 1 – С. 72-76
4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, и физиологии и гигиены детей и подростков: учебное пособие для студ. дефектол. фак. выс. пед. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», – 2000 – 376 с.
5. ПетленкоВ.П. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. – Режим доступа: http://uchebnikfree.com/page/petlenko1/ist/ist-8--idz-ax238.html (дата обращения 21.03. 2015)
6. Волкова Л. Ю. Алиментарные факторы формирования костной ткани у детей и подростков. Пути профилактики возможных нарушений // ВСП . 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/alimentarnye-faktory-formirovaniya-kostnoy-tkani-u-detey-i-podrostkov-puti-profilaktiki-vozmozhnyh-narusheniy (дата обращения: 02.03.2016).
7. Зулькарнаев Т. Р., Мурысева Е. Н., Тюрина О. В., Зулькарнаева А. Т. Здоровое питание: новые подходы к нормированию физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации // Медицинский вестник Башкортостана, 2011. – №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovoe-pitanie-novye-podhody-k-normirovaniyu-fiziologicheskih-potrebnostey-v-energii-i-pischevyh-veschestvah-dlya-razlichnyh-grupp (дата обращения: 02.03.2016).

Категория: Начальные классы | Добавил: vikakastornaya96
Просмотров: 217 | Загрузок: 26 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 sveta-lucenko-1968   (29.03.2016 19:42)
Необходимый материал!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА