Воскресенье, 22:14 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Здоровьесбережение в образовательном процессе
[ Скачать с сервера (19.6Kb) ] 08.01.2014, 19:31
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
Задача любой общеобразовательной школы не только дать ученику прочные знания, воспитать всесторонне развитую личность, но и сохранить, а по возможности, и укрепить его здоровье. В школе большое внимание уделяется этому вопросу. Два раза в год (декабрь, май) школьный фельдшер обязательно проверяет состояние зрения обучающихся. В конце 1-го и 4-го класса всех обучающихся осматривает детский врач, дает рекомендации учителю, на что следует обратить внимание.
Для сохранения здоровья учащихся при проведении урока использую следующие здоровьесберегающие технологии и приёмы.
Приемы и характеристика деятельности учителя здоровьесберегающей технологии
Приемы
здоровьесбережения Характеристика
деятельности учителя
1. Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80%
2. Количество видов учебной деятельности 4-7
3. Средняя продолжительность различных видов деятельности Не более 10 мин.
4. Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин.
5. Количество видов преподавания Не менее 3-х
6. Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин.
7. Количество эмоциональных разрядок 2-3
8. Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами
9. Чередование поз Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
11. Психологический климат Преобладают положительные эмоции.
12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 40 мин.
13. Рефлексия Обсуждение результатов деятельности
Для сохранения здоровья учащихся при проведении урока использую следующее:
1. Соблюдаю гигиенические условия в классе: нормальная температура и влажность воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных и неприятных звуковых раздражителей. Проветривание кабинета на переменах, установка дополнительного освещения классной доски софитами, установка различных демонстрационных досок - магнитной, маркерной, интерактивной, хорошее состояние мебели.
2. Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.), активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
3. Включаю в урок оздоровительные моменты: физкультминутки, релаксации, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз.
4. Включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, которые способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
5. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету. (Интригующее начало урока, эпиграфы к изучаемой теме, интересные факты науки).
6. Наличие на уроке элементов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, показ юмористической или поучительной картинки, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение и т.п.).
7. Организованное окончание урока (комментарий домашнего задания, мотивация на его выполнение, благодарность за сотрудничество)
Система работы с детьми как вклад в создание условий для здоровьесберегающей среды, направленной на повышение престижа здорового образа жизни, совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся даёт положительные результаты:
 положительная динамика индекса здоровья учащихся и его стабильно высокий показатель
Индекс здоровья учащихся (в %).

Год Индекс здоровья учащихся
2011 - 2012 57,9%
2012 - 2013 76,7%

Для профилактики заболеваемости в помещении класса ежедневно используются ионизаторы воздуха. В расписание обучающихся 1-х классов внесены обязательные динамические паузы (прогулки) ежедневно, а для учащихся 2 – 4-х классов - три раза в неделю. В период повышения заболеваемости (осень – весна) на базе школьного медицинского кабинета для обучающихся организуется фитобар, в котором они принимают в течение 2-х недель фиточай (сбор из ромашки, эхинацеи, плодов шиповника). На уроках окружающего мира и классных часах проводятся беседы на темы: «Как сохранить зрение и слух», «Что необходимо делать, чтобы не заболеть гриппом», «Как сохранить зубы здоровыми» и т. д.
Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки. На уроках обязательно провожу физминутки для того, чтобы снять напряжение с мышц спины, глаз.
Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
• ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
• ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания «цветочек», «бутончик».
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Правила для проведения пальчиковой гимнастики:
• длительность 2-3 минуты (в зависимости от возраста);
• количество упражнений в одном комплексе 4-5 или 6-8 (в зависимости от возраста);
• одно упражнение повторять 4-6раз;
• пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно);
• после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями рук);
• упражнения должны быть разнообразным: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость;
• при проведении самомассажа можно использовать предметы: грецкие орехи , каштаны, шестигранные карандаши и т.д.
В последнее время врачей и родителей особенно беспокоит состояние зрения детей при переходе к систематическому обучению. В школу поступает уже примерно 10% детей с различными нарушениями зрения (близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием и т.д.) Кроме того, около 20 % детей составляют так называемую группу риска по развитию близорукости.
Большое напряжение зрения вызывает применение трафаретов с разлиновкой.
Утомительна для зрения также штриховка достаточно больших поверхностей: она, безусловна, очень полезна для развития движений руки, пальцев, но в то же время вызывает большое напряжение зрения. Поэтому такая работа должна быть ограничена по времени, как любая напряженная работа. Иначе, развивая одно качество, мы одновременно будем вредить другому.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренаж. Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.

Филин
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Упражнение повторить 4-5 раз.

Метёлки
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
Упражнение повторить 4-5 раз.
Далеко - близко
Дети смотрят в окно. Ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет ведущий. Упражнение повторить 6-8 раз.

УЧИТЕЛЮ НАДО:
• учитывать состояние здоровья;
• функциональные возможности всех обучающихся;
• физическую подготовленность;
• индивидуальные особенности;
• степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.
• «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде.
• Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физической культуры, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.
Категория: Начальные классы | Добавил: Olgaos
Просмотров: 932 | Загрузок: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА