Четверг, 08:32 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Влияние внимания на развитие познавательной активности младшего школьника
28.12.2015, 17:19

Влияние внимания на развитие познавательной активности младшего школьника

  • Аргунова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
  • Баталова Анна Александровна, учитель начальных классов
  • Демидова Ирина Викторовна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №39" г. Кемерово

 

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.

В реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.

Рассмотрим влияние памяти на обучение младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Задания, развивающие память.

Игра “Запомни изученные слова”.

Педагог называет слова: математика, круг, считать, столько же, налево, направо, после, квадратный, вверху, седьмой, прямоугольник. Один ученик называет слова, который запомнил, остальные считают их количество. Дети добавляют неназванные слова.

Выполняя такие упражнения, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность.

Литература

  1. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2004.
  2. Волочков А.А. Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте А.А. Волочков Вопросы психологии. – 1999. – №5.
  3. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии. – 1984. – №3
  4. Психическое развитие младших школьников. Под ред. В.В.Дубровина. М.: Психология.

 

Категория: Начальные классы | Добавил: abul-69
Просмотров: 266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА