Понедельник, 03:48 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Урок русского языка во 2 классе. (Школа России) Тема: "Корень слова, однокоренные слова. Признаки однокоренных слов".
09.01.2014, 11:16
Тема: Корень слова, однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. «В гости к дедушке Корнею».

Цели:
• закрепить понятие корня, однокоренных или родственных слов;
•развивать умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов;
•воспитывать интерес к языкознанию, умение слушать и слышать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

Приобретаемые навыки детей:
∙ подбор, распознавание однокоренных слов;
∙ выделение корня;
∙ образование однокоренных слов.
Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, карточки с заданием, сигнальные карточки .

Ход урока:

1. Орг. Момент.(слайд №1)
-Все готовы? Всё в порядке?
Начинаем наш урок.
Ручки, книжки и тетрадки
Положи на уголок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.(слайд №2)
-Начнём с минутки чистописания.
-Для чего каждый урок работаем над чистописанием ?( Чтобы правильно и красиво писать)
-Сегодня мы вспомним написание заглавной и строчной буквы Вв.
Образец: Вв Вв Вв Вв
Дайте характеристику букве и звуку (Буква «вэ» -согласная, имеет звук [в], [в۱]-твёрдый, мягкий, звонкий.
-Запишите эту букву.
3. Сообщение темы и целей урока. (— Прослушайте стихотворение)
Интересная семья —
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придает,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
— О какой семье говориться в стихотворении? (об однокоренных словах)
-Сегодня , ребята, мы отправимся в гости к дедушке Корнею. Догадались почему?( ответы детей) (слайд №3)
-Мы повторим, что такое корень и однокоренные слова. Попутешествуем по владениям Корнея, где нас ждут занимательные задания.
4. Словарно-орфографическая работа.
— Нам нужно будет закончить предложения одним словом, записать и подчеркнуть букву, которую нужно запомнить.
— Москва, Киев, Минск — (г…рода).(№4)
— Чашки, тарелки, блюдца — (п…суда).(№5)
— После пятницы идет — (су (б,бб)та).(№6)
— Ты держи всегда в порядке книжки, ручки и … (т…традки).(№7)
— На заборе очень громко утром каркала … (в…рона).(№8)
— На пеньке растут опята очень дружные … (р..бята).(№9)
-Взаимопроверка в парах. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы.(№10)
-У кого нет ошибок?
-У кого одна ошибка?( какое слово надо повторить?)
5. Закрепление знаний.
а) - Ребята, вы любите сказки? Послушайте сказку «Два корня». (№11)
-Встретились однажды корень дерева и корень слова.
-Здравствуй, я корень, а ты кто?
-Я тоже корень.
-Я в земле живу. А ты где?
-А я в словах живу.
-Ну какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!
-Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или целое дерево. А от тебя что растёт?
-Не хвастайся. От меня и от других таких же корней как я, тоже вырастают целые кусты , только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:(слайд

-Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
-А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать нельзя!
Вывод: О каких корнях шла речь в сказке?
Какой корень нужнее людям? (Все необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.)
-Так что же такое корень слова?(общая часть родственных слов )(№12)
-Какими корнями может гордиться человек?(ответы детей).
Пословица: Дерево гордится плодами, а человек корнями.(№13)
-Запишем предложение с комментированием.
Физминутка (№14)
б) Проблемная ситуация: Кто из героев прав?(№15)
«Что такое корень?» Сказочные герои из страны дедушки Корня предложили свои версии. Кто из них прав? (Золушка) Почему?
в) Как правильно определить и выделить корень?(№16)
-Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
г)-А сейчас мы посмотрим как образуются однокоренные слова.(№17)
-В саду у дедушки Корнея выросло словообразовательное дерево, у которого общий корень - снеж-. Давайте вместе соберем необычные плоды и образуем родственные слова.(письменно в тетрадь с комментированием) -Выделите корень в словах.

-Проверка: снежок, снежинка, подснежник, снежный, заснежила. Какие это слова? Почему? (однокоренные, родственные, связаны со словом снег).
- Ребята, всегда ли слова, которые имеют общую часть, являются однокоренными?(нет) Почему? (кроме общей части они должны быть близкие по смыслу)
- Какое слово связано с весной? (подснежник)
д) Работа над предложением.(№18)
- Легкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне предложение, а вместе с ним исчезла и картинка. Давайте поможем вернуть весеннюю полянку, на которой любит отдыхать дедушка Корней. (На лесной полянке расцвели первые подснежники.)
- Объясните написание пропущенных гласных. Взаимопроверка.(№19)
е) Игра «Рассели жильцов».(№20)
- Дедушка Корней во всем любит порядок, чтобы все жители его страны жили на своем месте. Давайте поработаем в тетрадях и расселим жильцов по своим квартирам. Запишите слова в 3 столбика: стол, гора, море; подберите к ним однокоренные слова, записывая в соответствующий столбик.(письменно у доски.
ж) Работа в группах.(№21)
-Также как и у кустов, корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
(на столах карточки для самостоятельной работы)
-1группа: лес, лесок, лесной, лесник 2 группа: ледяной, ледовый, лёд
цвет, цветной, цветок, цветник сад, посадка, посадил
лётчик, самолёт, полёт род, родители, родил
3 группа: ходит, выходка, ходы
трудовой , трудись, труды
вода, водяной, водичка
-Сдайте свои работы.
6.Домашнее задание по выбору.(на листочках)(№22)
1 уровень:
- Выпиши группы однокоренных слов.
Выдели корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2 уровень:

- Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.

1. Поле, полка, полевой, полюшко.
2. Орех, орешек, ореховый.
3. Веселый, радость и веселье. 1 уровень:
- Выпиши группы однокоренных слов.
Выдели корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2 уровень:

- Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.

1. Поле, полка, полевой, полюшко.
2. Орех, орешек, ореховый.
3. Веселый, радость и веселье.

7. Рефлексия.(№23)
1) Тест-опрос.
-Если вы согласны с утверждением, покажите зелёный цвет карточки, если не согласны - красный.
1.Слова – гусь, гусеница, гусёнок - являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.(-)
2.Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.(+)
3.Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, так как у них сходное значение.(-)
4.Корень – это общая часть близких по смыслу слов.(+)
8. Итог урока.(№24)
-Что мы выделяли в словах?
-Что такое корень?
--Как правильно найти корень?
-Как по - другому можно назвать родственные слова?
-Какое задание понравилось?
-Какое было самым трудным ? Лёгким?
9. Самооценка работы с помощью сигналов.
(На экране критерии оценки:)
-Зелёный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
-Синий – хорошо поработал, но были недочёты.
-Красный – испытывал трудности при выполнении заданий.
-Мне очень понравилось с вами работать, вы были активны. Спасибо за урок!(№25)
Категория: Начальные классы | Добавил: нелля
Просмотров: 3383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА